Рефераты. Особенности развития американо-египетских отношений в 1980–90-е годы

Соглашение, заключенное в Кэмп-Дэвиде в сентябре 1978 года, не случайно было названо “Рамки мира”. Оно должно было стать универсальной формулой арабо-израильского мирного процесса. “Рамки мира” касались различных аспектов военно-политического, торгово-экономического сотрудничества, приглашали другие арабские страны присоединиться к египетско-израильским переговорам и предлагали для этого упорядоченные этапы продвижения к миру, но под единоличным американским покровительством. “Рамки мира” явились выражением монополии США на организацию ближневосточного мирного процесса, на посреднические усилия в деле сближения позиций конфликтующих сторон.

Упомянутая выше роль США в качестве единственного организатора-покровителя мирных переговоров была результатом двух процессов, происходящих в то время на Ближнем Востоке – во-первых, это неоспоримые достижения “челночной дипломатии” Генри Киссинджера, в результате которых были заключены Синайские соглашения, сирийско-израильское соглашение о разъединении войск на Голанских высотах, во-вторых, значительное ослабление советских позиций в регионе вследствие “ухода” СССР из Египта.

Соединенные Штаты приняли меры по финансовому поощрению участников соглашения. 9 апреля 1979 года президент Картер направил на рассмотрение американского конгресса специальный законопроект “Об оказании дополнительной помощи по обеспечению международной безопасности на 1979 финансовый год в поддержку мирного договора между Египтом и Израилем и соответствующих соглашений”. Израилю выделялись 3 млрд. долл. в течение трех лет в качестве военной помощи, в том числе 800 млн. долл. в виде безвозмездных субсидий на строительство двух военно-воздушных баз в пустыне Негев взамен оставляемых Израилем на Синае. Египту на тот же период предоставлялась более скромная сумма – 1,8 млрд. долл., из них 300 млн. долл. – в виде дополнительной экономической помощи, а 1,5 млрд. долл. – на закупки вооружений и военного снаряжения. Американский президент обязался каждый год предоставлять Египту в среднем 1 млрд. долл. в качестве экономической помощи[21].

Результаты заключения “Рамок мира” и мирного договора между Египтом и Израилем имели разные последствия для этих стран. Египет, выйдя из состояния войны с Израилем вопреки желанию арабского мира, оказался в изоляции. Получив весомую политическую поддержку и крупную финансовую помощь от Соединенных Штатов и других государств Запада, он лишился огромных финансовых вливаний в экономику со стороны, прежде всего, Саудовской Аравии – своего основного кредитора. Это привело к сильной зависимости Египта от США.


2.2 Американо-египетские отношения при Х. Мубараке


Новый этап в отношениях между Египтом и США начался с приходом в 1981 году к власти Х. Мубарака. Новое руководство Египта, сохраняя тесные связи с США, стремилось уменьшить свою зависимость от них.

В 1982 – 83 г. Египет получил от США экономическую помощь на сумму 1 млрд. долл. и военную – на 1,3 млрд. долл. В первой половине 80-х годов Египет занимал первое место среди развивающихся стран по объему американской военной и гражданской помощи. Долг Египта Соединенным Штатам к концу 1984 года превысил 8,5 млрд. долл. В 1985 – 1987 гг. объем американской помощи сохранялся на том же уровне[22].

Несмотря на подобную финансовую зависимость от США, администрация Египта предпринимала шаги, свидетельствующие о большей самостоятельности во внешней политике. Наиболее ярким примером этому могут служить совместные египетско-американские маневры под названием “Брайтстар”. Под предлогом особой политической чувствительности египетского общественного мнения средства массовой информации АРЕ не освещали подробно это событие, а египетское руководство заявило, что главной и единственной целью учений являлось овладение новой боевой техникой.

Еще одним примером может служить решение Мубарака отвергнуть американское предложение о помощи в строительстве базы Рас-Банас для сил быстрого реагирования и сохранить контроль над ней. Египет заявил об отрицательном отношении к присутствию иностранных войск и подчеркнул свое согласие на их нахождение на египетской территории только ограниченное время и для точно определенных целей.

Чтобы ослабить зависимость своей обороноспособности от поставок американского оружия и военной техники, Египет стремился наладить собственное производство некоторых видов вооружения, для чего была возобновлена деятельность Арабской организации военной промышленности, которая была создана арабским капиталом, и прекратила свою деятельность в 1979 г.

В то же время египтяне старались разнообразить источники приобретения вооружения. Так, они покупали корабли у Великобритании и Испании, румынские танки, французские истребители и вертолеты. На это тратилась часть денег, выделяемых Соединенными Штатами в качестве помощи Египту[23].

Кроме того, Египет осуществил ряд акций, которые, хотя и не наносили прямого ущерба интересам США, но сказались на тоне отношений двух стран. Имеется в виду охлаждение отношений с Израилем после ухода последнего с Синая и агрессии в Ливане, также меры, направленные на возврат к политике неприсоединения, восстановление отношений с арабским миром и СССР. США были вынуждены терпеть эти повороты египетской внешней политики из-за огромного значения АРЕ для их стратегических интересов в регионе.

Египет раздражал тот факт, что в своих отношениях с ним, Вашингтон действовал с постоянной оглядкой на реакцию Израиля. Президент Мубарак также заявил, что его страна не собирается ввязываться в проводимую США стратегию глобального противостояния с Советским Союзом.

Заместитель премьер-министра Египта Мустафа Халиль следующим образом прокомментировал египетско-американские отношения: “Мы никогда не заявляли о том, что являемся союзниками Соединенных Штатов. Более правильным будет сказать, что египетские стратегические интересы совпадают с американскими”[24].

Таким образом, несмотря на сохранение высокого уровня египетско-американских отношений, новое руководство Египта стремилось к большей самостоятельности в своих действиях на внешнеполитической арене.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как показывают события, происходившие в ближневосточном регионе во второй половине XX века от того, на каких позициях стоит Египет, и какую внешнюю политику проводит, во многом определяется общее соотношение сил на Ближнем Востоке, всегда зависит развитие ситуации во многих соседних, а также некоторых исламских странах. Это особенно важно в настоящее время, когда весь арабский мир, переживая пору экономической, социальной и культурной модернизации, во многом уже полвека следует примеру египетской революции 1952 г., и движется с определенными вариациями в русле радикальных преобразований, осуществленных или осуществляемых в Египте. Вместе с тем в Каире не могут не считаться с интересами арабского мира, с ситуацией, складывающейся в Западной Азии, Северной Африке и сопредельных странах. С учетом этого АРЕ получила статус ведущей региональной державы, и, в известной степени, оказывает влияние и на некоторые аспекты мировой политики.

Исторический опыт Египта во второй половине XX в. имеет большое значение, потому что эта страна первой в арабском мире встала на путь социалистической ориентации и первой же сошла с него; первой провела т.н. «исправительную революцию» и стала первой страной арабского мира, вставшей на путь демократизации. Не меньшее значение имеет и опыт внешней политики Египта. Достаточно отметить, что Египет сумел объединить усилия арабских стран в военном противостоянии с Израилем, и в то же время первым из них установил дипломатические отношения с последним, что имело далеко идущие последствия для судеб арабских народов.

Региональная роль АРЕ не подвергается сомнению мировым сообществом, поскольку, по выражению помощника Мубарака Эль-Феки, «Египет всегда был воротами на Ближний Восток».

История Египта второй половины XX века, по выражению одного из исследователей, неразрывно переплетена с личными качествами и особенностями характера его лидеров3. Общеизвестно насколько радикально менялись внешнеполитические ориентиры в периоды правления Г.А. Насера и А. Садата. После прихода к власти в 1981 г. президента X. Мубарака во внешней политике Египта произошли весьма ощутимые сдвиги и корректировки, которые привели к пересмотру в некоторой степени позиций Каира по арабо-израильскому конфликту, отношениям с США и Израилем. Результаты этих изменений вполне заметны и оказывают непосредственное влияние на политическую ситуацию в ближневосточном регионе, содействуют укреплению мира и стабильности, ослаблению напряженности в регионе, разрешению кризисных и предкризисных ситуаций, как региональных, так и в отношениях арабских стран с западными державами

Период 1980 – 1990-х гг. показал, что вне зависимости от того, какими были отношения между Египтом и остальным арабским миром, Каир оставался одним из ключевых центров ближневосточной дипломатии. Эпоха Гамаля Абдель Насера и его преемников – Анвара Садата и нынешнего президента АРЕ Хосни Мубарака подтвердили, насколько важную роль играет Египет в решении общеарабских проблем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1.                     Абдулмажидов Р.С. Основные направления внешней политики Египта в 1980 – 2002 гг.: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. – М., 2003. – 21 с.

2.                     Агарышев А.А. От Кэмп-Дэвида к трагедии Ливана. – М., 1983. – 251 с.

3.                     Африка в меняющемся мире. VII Всероссийская конференция африканистов. – М., 1998. – 167 с.

4.                     Африка. Региональные аспекты глобальных проблем / Отв. ред. С.А. Бессонов. – М., 1996. – 235 с.

5.                     Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды в 3-х томах. — М.: Научная книга, 2001. – 328 с.

6.                     Бажанов Е.П. Современный мир. – М.: Известия, 2004. – 212 с.

7.                     Бельский В. Континент конфликтов // Международная жизнь. – 1997. – № 8. – С. 32 – 45.

8.                     Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. – М., 1981. – 375 с.

9.                     Борисов А.Б. Арабский мир: прошлое и настоящее. – М.: ИВ РАН, 2002. – 256 с.

10.                Видясова М.Ф., Умеров М.Ш. Египет в последней трети XX века. – М.: ИИИБВ, 2002. – 285 с.

11.                Воронин С.Л. Анвар Садат: эволюция внешнеполитического курса в процессе решения ближневосточного конфликта. – M., 1997. – 184 с.

12.                Дугин А.Г. Основы геополитики. – М., 2000. – 327 с.

13.                Егорин А.З. Ближний Восток: гонка вооружений... «во имя мира». – М.: ИИИБВ-РАЕН, 2000. – 160 с.

14.                Егорин А.З. Египет нашего времени. – М.: ИВ РАН, 1998. – 428 с.

15.                Захаров A.M., Фомин О.И. Кэмп-Дэвид: Политика, обреченная на провал // Международные отношения. – М., 1982. – С. 20 – 51.

16.                Киселев В.И. Некоторые новые тенденции в региональных международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке на современном этапе (конец 90-х годов) // Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и политика России на рубеже XXI века. – М., 2000. – С. 34 – 46.

17.                Князев А.Г. Египет после Насера (1970 – 1981). – М., 1986. – 189 с.

18.                Кудрявцев А.В. Арабский мир и палестинская проблема. – М., 1990. – 243 с.

19.                Ланда Р.Г. История арабских стран. – М.: Восточный университет, 2005. – 470 с.

20.                Мартышин О. Привьется ли в Африке западная демократия? // Азия и Африка сегодня. – 1996. – № 8. – С. 23 – 29.

21.                Медведко Л.И. ...Этот Ближний бурлящий Восток. – М.: Политиздат, 1985. – 321 с.

22.                Неклесса А. Перспективы глобального развития и место Африки в новом мире // Мировая экономика и международные отношения. – 1995. – № 8. – С. 20 – 29.

23.                Примаков Е.М. История одного сговора. Ближневосточная политика США в 70-е – начале 80-х годов. – М., 1985. – 218 с.

24.                Пырлин Е.Д. 100 лет противоборства: Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. – М.: РОССПЭН, 2001. – 189 с.

25.                Ражбадинов А.О. Радикальный исламизм в Египте. – М.: ИИИБВ, 2003. – 286 с.

26.                Рифаат А. Экономическая политика и сдвиги в промышленном производстве (на примере ряда арабских стран) // Ближний Восток и современность. Вып. 13. – М.: ИИИиБВ, 2002. – С. 205 – 214.

27.                Сейранян Б.Г. Хосни Мубарак. Начало политической деятельности. – М., 1997. – 138 с.

28.                Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: РОССПЭН, 2000. – 279 с.

29.                Титоренко В.Е. Формирование внешней политики Египта после Г.А. Насера (1970 – 1993 гг.). – М., 1994. – 320 с.

30.                Фокеев Г. Африка. Правила игры //Азия и Африка сегодня. – 1992. – № 5. – С. 30 – 39.

31.                Шмелева Т.А. Особенности политического и экономического развития АРЕ (1981 – 2001 гг.) // Востоковедный сборник. – Вып. 3. – М.: ИИИБВ, 2002. – С. 37 – 49.

32.                Шмелева Т.А. Мухаммед Хосни Мубарак // Азия и Африка сегодня. – 2003. – № 8. – С. 40 – 49.

33.                Юрченко В.Л. Военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами (конец XX – начало XXI вв.) // Ближний Восток и современность. – Вып. 18. – М.: ИИИБВ, 2003. – С. 18 – 29.

34.                Arthur Goldschmidt Jr. Modern Egypt. The Formation of a Nation State. – N.-Y.: Westview Press, 2004. – 284 р.


[1] Кудрявцев А.В. Арабский мир и палестинская проблема. – М., 1990. – С. 72.

[2] Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: РОССПЭН, 2000. – С. 52.

[3] Титоренко В.Е. Формирование внешней политики Египта после Г.А. Насера (1970 – 1993 гг.). – М., 1994. – С. 112.

[4] Шмелева Т.А. Особенности политического и экономического развития АРЕ (1981 – 2001 гг.) // Востоковедный сборник. – Вып. 3. – М.: ИИИБВ, 2002. – С. 39.

[5] Сейранян Б.Г. Хосни Мубарак. Начало политической деятельности. – М., 1997. – С. 23.

[6] Егорин А.З. Египет нашего времени. – М.: ИВ РАН, 1998. – С. 328.

[7] Африка в меняющемся мире. VII Всероссийская конференция африканистов. – М., 1998. – С. 83.

[8] Рифаат А. Экономическая политика и сдвиги в промышленном производстве (на примере ряда арабских стран) // Ближний Восток и современность. Вып. 13. – М.: ИИИиБВ, 2002. – С. 208.

[9] Сейранян Б.Г. Хосни Мубарак. Начало политической деятельности. – М., 1997. – С. 56.

[10] Arthur Goldschmidt Jr. Modern Egypt. The Formation of a Nation State. – N.-Y.: Westview Press, 2004. – Р. 10.

[11] Егорин А.З. Египет нашего времени. – М., 1998. – С. 109.

[12] Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. – М., 1981. – С. 294.

[13] Захаров A.M., Фомин О.И. Кэмп-Дэвид: Политика, обреченная на провал // Международные отношения. – М., 1982. – С. 27.

[14] Ланда Р.Г. История арабских стран. – М.: Восточный университет, 2005. – С. 214.

[15] Неклесса А. Перспективы глобального развития и место Африки в новом мире // Мировая экономика и международные отношения. – 1995. – № 8. – С. 22.

[16] Примаков Е.М. История одного сговора. Ближневосточная политика США в 70-е – начале 80-х годов. – М., 1985. – С. 195.

[17] Ражбадинов А.О. Радикальный исламизм в Египте. – М.: ИИИБВ, 2003. – С. 122.

[18] Пырлин Е.Д. 100 лет противоборства: Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. – М.: РОССПЭН, 2001. – С. 62.

[19] Пырлин Е.Д. 100 лет противоборства: Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. – М.: РОССПЭН, 2001. – С. 84.

[20] Агарышев А.А. От Кэмп-Дэвида к трагедии Ливана. – М., 1983. – С. 116.

[21] Князев А.Г. Египет после Насера (1970 – 1981). – М., 1986. – С. 152.

[22] Рифаат А. Экономическая политика и сдвиги в промышленном производстве (на примере ряда арабских стран) // Ближний Восток и современность. Вып. 13. – М.: ИИИиБВ, 2002. – С. 209.

[23] Сейранян Б.Г. Хосни Мубарак. Начало политической деятельности. – М., 1997. – С. 102.

[24] Титоренко В.Е. Формирование внешней политики Египта после Г.А. Насера (1970 – 1993 гг.). – М., 1994. – С. 72.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.