Рефераты. Особенности процессов глобализации в мировых масштабах

Метапространство развивается по своим собственным законам, являясь, с одной стороны, результатом взаимодействия локальных национальных территорий, а с другой - само определяя особенности развития последних. Глобализация - не абстрактный процесс. Она выражается в конкретных фактах: распространение джинсов и компьютеров, спортивных состязаний, всеобщая вакцинация против оспы или полиомиелита. В деловой сфере ее движущим фактором являются постоянные поиски сравнительных преимуществ, минимизация издержек через делокализацию производства, через новые комбинации разделения труда и т.п.

Диалектическая природа глобализации, ее причинно-следственная самодостаточность выражается в сосуществовании двух противопложных тенденций:

1. униформизации по мере уменьшения разнообразия (исчезновение некоторых языков, видов растений) и 2. роста различий в уровнях и образе жизни. Дифференциация доходов и качества жизни отдельных стран и народов, наблюдаемая в мире, несоизмеримо выше той, что была в XV столетии.

Глобализация - не линейный процесс. Она развивается волнообразно и прошла уже не один этап: от периода Великих географических открытий и создания испанской и португальской колониальных империй, от капиталистической колонизации мира в XIX столетии до постсоциалистического преодоления последствий холодной войны.

Глобализация - двойственный процесс, развивающийся одновременно в межгосударственных и транснациональных формах. Отсюда множественность ее носителей: государства, их коалиции, международные организации, неправительственные организации.

Хотя актеров много, но не настолько, чтобы взаимодействие между ними проходило по правилам свободной конкуренции. Оно носит скорее олигополистический характер. И последний штрих, привносимый Дольфюсом н анализ логики глобализации касается "несовершенства" сил унификации. В складывающемся глобальном пространстве постоянно и на всех уровнях возникают маргинальные области, изолированные от позитивного воздействия процессов глобализации. Напоминая метафору Мак-Луана о "планетарной деревне", Дольфюс иронизирует: "Любопытная же однако эта деревня: с кварталами, которые не сообщаются между собой, изрезанная трещинами, границами и барьерами, затрудняющими перемещение людей, особенно если они бедны... В мозаике территорий пятна отторжения и маргинализации обнаруживаются везде - и в центре Вашингтона, и в странах, расположенных к югу от Сахары. Если мир и унифицируется, то только через дифференциацию. Из-за отсутствия политических институтов, обладающих общемировой легитимностью, локальные экономические, политические или культурные различия сглаживаются под влиянием соотношения сил отдельных субъектов, не порождая единого механизма регуляции. Именно в этом смысле верно утверждение, что мир все еще находится ив стадии "несовершенной' или "незавершенной" глобализации (стр. 13).

Израильтянин Ж. Адда из университета Бар-Илан в своей статье "Новое изобретение капитализма" развивает тезис о "распространении механизмов рынка на всю планету", считая это явление "самым удивительным феноменом глобализации" (стр. 15). В логике этого процесса он различает две стороны: географическое распространение капитализма путем вывоза производственных капиталов, создания в других странах субподрядных производств и предоставлении международных кредитов) и внутреннюю (восприятие слаборазвитыми странами кипиталистического) динамизма путем простой имплантации (пассивного усвоения) ИЛИ в инновационной форме путем активного усвоения.

Именно пассивный или активный характер реакции стран и населения – объектов капиталистической экспансии - определяет ее успех, объясняет, почему "полюсов приема инвестиций" так немного. Не считая вложений в добычу природных ресурсов, 3/4 всех мировых инвестиций в последнее десятилетие были произведены всего в десяти странах Дальнего Востока и Латинской Америки. "Международную экспансию капитализма нельзя понять без учета способностей национальных сообществ воспринять ее, усвоить и создать свою собственную модель. Туда, где силы интернационализации слабы, капиталы тоже приходят, но капитализм остается за дверью... При этом главной формой таких инвестиций являются международные займы, и то если в стране есть возможность получать ресурсную или сельскохозяйственную ренту, в основном же это финансовая помощь" (стр. 15). Единственный способ преодолеть пассивность населения в таких странах - активное стимулирующее вмешательство государства, создание публичной властью условий, которые благоприятствуют современной капиталистической деятельности: развитие материальной инфраструктуры, вложения в образование и науку. Не случайно, что в середине 90-х годов расходы на научно-технические исследования в Южной Корее были выше, чем во Франции, а на Тайване приближались к уровню Голландии. Чтобы вызвать тенденцию к интернационализации, недостаточно чисто экономических стимулов.

"На этой стадии экономический разговор прерывается и уступает место выводам и рекомендациям политологии, социологии, антропологии и других общественных наук" (стр. 16). Самая же важная "переменная величина в этой задаче - не характер политического режима, а эффективность бюрократического аппарата, его способность определить национальный интерес страны, найти инструменты воздействия на частных лиц и создать синергетический симбиоз частного и государственного секторов. Короче, совместно с гражданским обществом "изобрести заново местный вариант капитализма" (формула Ж.-Ф. Байяра)''.

Цитированный Б. Бади в интервью журналу "Общественные науки" детализирует тезис об ослаблении национальных государств в эпоху глобализации, настаивая на том, что это совсем не означает бессилия и тем более отмирания государства и политики. Долгое время удовлетворительно функционировавший тип национального государства символизировал эмансипацию гражданского общества от имперских структур (Рим и другие) и от церкви. В последние десятилетия он столкнулся с неподвластными ему процессами, перед носителями которых государство стало чувствовать себя всего лишь одним из действующих лиц сферы международных отношений, а отнюдь не властительным монополистом. Даже на своей собственной территории государство перестает быть единственным субъектом, которому дозволено осуществлять законное принуждение ради сохранения общественного порядка. Из его рук уходят регулирование прав человека, экологическая политика, финансовая регламентация. Попытки недемократических режимов навязать своим гражданам единые и социальные стандарты (в бывших зависимых или слаборазвитых странах возрождение чувства национальной гордости, так называемая национальная самоидентификация, проходит, как правило, в недемократических политических формах) путем самоизоляции от других стран идут вразрез с глобализационными процессами, тормозят и деформируют их. То же относится к процессу транснационализации, содержащему в себе добрую дозу экономического цинизма.

"Универсальность (мира - В.К.) можно восстановить только через взаимное уважение, понимаемое не столько как ценностная норма, сколько, в более откровенном его значении, как общественная полезность. Мы все живем в подвижном, текучем мире, а не в мире гетто. Страшно наблюдать, как при решении международных проблем систематически применяется философия колючей проволоки. Изолируют тех, кто считает себя непохожими на других. Вся логика глобализации противоречит такой идее и показывает, что, будь это Босния, Кипр или Палестина, мир гетто нежизнеспособен. Южная Африка подтвердила этот факт. В мобильном и текучем мире надо учиться жить в согласии со всеми. А для этого следует деполитизировать этнические отношения, культуру..."

Взаимоуважение становится общественной полезностью потому, что постепенно превращается в главное условие нового общественного договора, в главное условие сосуществования в мире, подчиненном императиву глобализации, то есть взаимозависимости... Необходимо вернуться к простой мысли: политика - это наука о сосуществовании людей в их неповторимости... В этом и состоит истинная универсальность.

Это не смерть культуры, это - новый подход к политике как инструменту общения разных национальных культур. В свое время точно таким же образом, как и сейчас, национальное государство стало средством преодоления культурных различий, существовавших в замкнутом этническом пространстве (стр. 19).

Интересна логика статьи Буайе "Как регулировать мировую экономику?" Как в рамках национального государства свободная рыночная конкуренция никогда не решала всех проблем хозяйственной жизни, а часто и сама волюнтаристски привносилась в экономику и поддерживалась государственными, общественными или частными институтами, так и в мировом масштабе было бы наивно рассчитывать на самодостаточность стихийных конкурентно-рыночных механизмов. Неудивительно поэтому, что Буайе не только сомневается в действительно глобальном характере событий, происходящих в международной экономической жизни, указывая на регионализацию и "глобализацию" как на основные формы интернационализации. Он также предлагает сам процесс глобализации называть становлением "запутанного порядка", где конкуренция, когда она имеет место, функционирует в рамках институциональных образований и форм: международные организации (ВТО); региональные договорные союзы (ЕС, АСЕАН, АЛЕНА); постепенное создание единого частного коммерческого права, распространяемого ТНК на те операции, которые не регламентированы официальными наднациональными структурами. Иными словами, логика рынка присутствует в глобальных процессах наряду или вслед за логикой экономических институтов.

Глобальные проблемы демографического, экологического, экономического, ресурсного и т.д. характера не могут найти сколь-нибудь удовлетворительного решения без учета проблем как макро- так и микроуровня, которые касаются как стран, так и каждого человека, и окружающая среда. Должны быть разработаны современные модели, которые должны учитывать и понимать направления современного развития глобальной мировой системы, что выявляют и экстраполируют реальные тенденции культурных, экономических и социальных процессов, что дают возможность формировать современный мир.

Литература


1. Кузнецов Что такое глобализация? //МЭ и МО, №2/1998. – С.12-20.

2. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. 2004.

3. Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. РнД: 2003.

4. D. Соhеп. La ttoisieme revolution industrielle au-dela de la modialisatlon. Note de la Fondation Saint-Simon, Janvier 1997.

5. F. ВгaudeI Civilisation materielle, economie et capitalisme, 1. Ill, Paris, 1979.

6. O. D0IIfus. La mondialisalion. Paris. 1997.

7. K. Оhmae. The Bordless World: Power and Strategy in Itie Interlinked Economy. Fontana, 1990.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.