Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) существует с 1947 г., Местопребывание ВТО - Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 154 государства; еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.
Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации мировой торговли экономическими методами при отказе от нетарифных ограничений (лицензии, пошлины, таможенные процедуры)
Принципы:
регулирование торговли преимущественно тарифными методами.: - Отказ от использования квот.
Открытость торговой политики: - разрешение торговых споров путем переговоров.
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный совет, созываемый по мере необходимости - обычно 8-10 раз в год.
Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.
Что касается России, то, как считают эксперты ВТО, с учетом темпов проведения в стране либерализации внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности до конца этого столетия она не будет принята в ВТО. Переговоры ведутся с 1998г Проблемы вступления в ВТО применение таможенного тарифа к уровню ВТО. (усредненный тариф в странах членов ВТО 3%, в России 13%, низкая конкурентоспособность Российских товаров.
Нетарифные барьеры представляют собой совокупность прямых или косвенных ограничений Внешнеэкономической деятельностью с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов.
К первой категории нетарифных мер относятся лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, т. н. добровольные ограничения, государственные монополии. Вторая категория - меры, относящиеся к таможенным формальностям: таможенные процедуры, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.
Третья категория - меры, непосредственно не направленные на регулирование внешней торговли, но оказывающие на нее влияние. Важное место занимают национальная налоговая система и национальные стандарты, несоблюдение которых может служить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке.
В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.
К сфере услуг относят: транспорт и связь, торговля; финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги; социально-культурные отрасли.
В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить на три группы. В первую группу стран с высоким уровнем развития сферы услуг входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. Большинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг.
Иностранные инвестиции начали осуществляться в 90х годах; Ежегодный объем инвестиций от 2 до 5 милл дол. Активизация иностранных инвестиций произошла в 2000 годы. Последние 5 лет объем импортных инвестиций был ежегодно от 15 до 25 мил долл. Объем накопленных иностранных инвестиций составляет 250 мил долл.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь.
Основными инвесторами являются Германия, США, Голландия, Кирп. Незначительные: Китая, Японии.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это часть национальной территории на которой все товары рассматриваются в не рамок таможенной территории. Эти территории с особым режимом.
Цели создания с точки зрения государства
Привлечение прямых иностранных инвестиций,
передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны. - Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала. - Развитие экспортной базы. - Импортозамещение.
Черты: - применение различных льгот и стимулов (низкие налоги на прибыль, высокие амортизационные отчисления, упрощенная регистрация предприятий, наличие локальной системы управления); - финансовые и фискальные льготы.; - всесторонняя поддержка центральной власти.
Требования по размещению свободных зон благоприятное положение по отношению к внешнему и внутреннему рынку развитые производственные потенциалы и инфраструктуры.
Существенный по запасам природно-ресурсный потенциал;
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
Типы свободно эконом зон в России комплексные зоны производственного характера; внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные); функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининград обл, С-Пб и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Бьютифри" (аэропорт)
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".
Проблемы функционирования: - законодательная (конституция запрещает создание таможенных зон внутри страны.; отсутствие чётко сформулированных целей цнтра и регионов не противоречащие друг другу - значительное превышение возможности регионов по территории и средства.
Проблемы функционирования: - законодательная (конституция запрещает создание таможенных зон внутри страны.; отсутствие чётко сформулированных целей центра и регионов не противоречащие друг другу - значительное превышение возможности регионов по территории и средства.
Миграция рабочей силы является самостоятельной формой международных экономических отношений.
Мигранты - перемещаются на постоянное или временное место жительства (не работает)
Причины миграции:
1. Экономические (безработица, разная оплата за равный труд, стремление повысить квалификацию) 2. Политические (нестабильность политической обстановки в стране, военные конфликты, преследование по политическим мотивам) 3. Экологические (загрязнение окружающей среды, ухудшение среды обитания, радиационное и химическое заражение местности) 4. Религиозные
Направление. В США (Латинская Америка, Африка, Азия); Европа (Африка, Азия) и т.п.
Последствия:
Страна, откуда уезжает рабочая сила Плюсы: снижение безработицы, приток валютных ресурсов, повышение квалификации. Минусы: затраты на подготовку специалистов, отток квалифицированной РС, сокращение трудового потенциала. Страна, принимающая Плюсы: дополнительные ресурсы РС, превышение предложения РС тормозит рост номинальной з/п, смягчение проблемы безработицы, экономия социальных затрат, снижение издержек производства. Минусы: изменение структуры населения, обострение социальных противоречий.
Формирование международного рыка труда - свидетельство того что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7