ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ В ГОСУДАРСТВАХ МИРА
Выполнила: Аверьянова С.Ю., группы 21-БД
Научный руководитель: Марюта Т.З. доцент, к.э.н.
Существует несколько различных терминов, объединяемых тем, что все они имеют общий корень "резерв". К ним относятся:
обязательные резервы;
резервный фонд;
резерв под возможные потери по ссудам;
резервы под обесценение ценных бумаг;
резервы под возможные потери.
"Резерв - это запас товаров, денежных средств, иностранной валюты и т.д. на случай надобности; источник, из которого черпаются специально сохраняемые ресурсы в случае острой необходимости их использования".
Состав - это запас чего-либо, имеющего ценность: товаров, материальных и финансовых средств.
Назначение - на случай надобности, острой необходимости, ожидаемых расходов или убытков.
Первый признак определяет резервы как активы, то есть ресурсы, способные приносить экономическую выгоду их собственнику (физическому лицу, предприятию, государству).
Например, государство создает резервы топлива, продовольствия, золота, иностранной валюты, предприятие - сырья и денежных средств.
Второй признак указывает, что эти активы имеют целевое назначение и могут быть использованы только при наступлении определенных событий, имеющих неблагоприятные последствия.
Так, государственные резервы расходуются в случае стихийных бедствий, катастроф, войн, неблагоприятной конъюнктуры на международных рынках, резервы предприятия - в случае перебоев поставок сырья и задержек по расчетам с дебиторами.
Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.
Политические, социально-экономические, геополитические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования постсоциалистического экономического пространства, носят фундаментальный характер и затрагивают весь комплекс отношений и структур в области национальной и международной безопасности.
РЕЗЕРВАЦИЯ (позднелат. - хранение) - 1) Территория, природные богатства которой находятся под особой охраной государства;
2) округ территория, отведенная для поселения коренного населения страны и имеющей специальный, социально-экономический и правовой статус, некоторые особенности управления. Резервация существуют в США, Канаде и некоторых других странах Америки для индейцев, а также в Австралии для местных аборигенов.
3) Сохранение чего-либо, отложения про запас, в резерв; оставление за собой право вновь вернуться к определенному вопросу.
РЕЗЕРВЫ ФИНАНСОВЫЕ (франц. - запас, от лат - сохранять) - денежные ресурсы, которые резервируются государством, органами управления в сфере экономики и финансов, а также обществами, объединениями, предприятиями и другими хозяйственными организациями для обеспечения непредсказуемых расходов и специальных потребностей. Делятся на общегосударственные и специальные государственные резервы, резервы министерств, ведомств, корпораций, концернов, обществ, объединений, предприятий и других хозяйственных организаций различных форм собственности. К общегосударственным резервам финансовым принадлежат бюджетные резервные фонды КМ Украины, фонды непредсказуемых расходов в бюджетах АР Крым, областных бюджетах и бюджетах городов общегосударственное значение, превышение доходов над расходами бюджета и оборотная кассовая наличность бюджетов.
Специальные, государственные резервы включают фонды государственного имущественного и личного страхования, пенсионный фонд. Резервы других субъектов хозяйствования предназначены на покрытие их возможных убытков. В частности, согласно ст. 36 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (2000) каждый банк обязан формировать резерв, фонд на покрытие непредсказуемых убытков по всем статьям активов и внебалансовым обязательствам. Размер отчислений в этот фонд должен составлять не менее 5% от прибыли банка до достижения ими 25% размера регулятивного капитала банка. В случае, когда деятельность банка может создавать угрозу интересам вкладчиков и др. кредиторов, НБУ имеет право требовать от банка увеличения размера ежегодных отчислений в резервы.
Порядок формирования и использования резервов финансовых определяется бюджет кодексом Украины, Законами «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах» (оба - 1991), «О Национальном банке Украины» (1999), «О банках и банковской деятельности», другими актами бюджетного финансового и хозяйственного законодательства, а также устав, документами хозяйствующих субъектов. В составе Резервов финансовых различают резервную валюту - национальную валюту провод, государств мира, которая используется в международных расчетах, складывается центр, банками других стран как резерв для этих расчетов, служит базой определения валютных курсов и инструментом валют, интервенций для влияния на курсы валюты. Резервной стать свободно конвертируемая валюта, относительно стала в стране-эмитенте, при отсутствии существ, ограничений в стране-эмитенте для операций с ней со стороны субъектов, которые имеют ее в своих резервах. Ныне в резерв, валют можно отнести доллар Сен, иену Японии, фунт стерлингов Великобритании, евро и некоторые др. В акционерных обществах, приватных, предприятиях резервы финансовые существуют в форме резерв, фонда (капитала), который составляет часть их собственных средств, образующихся за счет отчислений от доходов. Используются для покрытия расходов в операционной деятельности, пополнение основного капитала и выплат дивидендов в случаях, когда текущему, прибыли для этого недостаточно. Правила накопления и расходования резерв, фонда предусматриваются уставами ответственных хозяйственных образований (структур). Минимальный размер этого фонда, установленный законодательством Украины, не должен быть меньше 5% от вещественной прибыли, а максимальный - не больше суммы устав, фонда.
РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД - 1) Часть собственных средств хозяйственного общества или другого предприятия, создается за счет отчислений от их дохода. Является источником для социального развития предприятия, возмещение потерь, пополнения основного капитала и выплаты дивидендов в случаях недостаточности текущему, прибыли размер резервного фонда. Порядок его формирования и использования определяются хозяйственным законодательством, учредительными документами ответственного субъекта предприятия деятельности, а также его внутренними актами. В частности, согласно ст. 87 ГК Украины и ст. 14 Закона Украины «О хозяйственных обществах» (1991) размер резервного фонда хозяйственного общества должно быть не менее 25% уставного фонда, а размер ежегодичных отчислений в этот фонд не может быть меньше 5% суммы чистой прибыли.
2) В бюджетном процессе - вид бюджетного резерва, средства которого предназначены для обеспечения не отложенных расходов на мероприятия, не имеющие пост, характера и не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета, либо вызваны чрезвычайными обстоятельствами (стихии, бедствие, эпидемия, катастрофа и т.д.).
3) В банке - запасы денежных билетов и разменной монеты, которые еще не находятся в обращении. Размер резервного фонда для каждого банка, учреждения определяет правления НБУ в виде лимита отдельно для денежных билетов и для обеспечения бесперебойного выполнения эмиссионных операций и оперативного регулирования денежного обращения: выпуск денег в обращение - перечисление из резервного фонда в оборотную кассу, изъятие денег из обращения - своевременное и полное перечисление из резервного фонда денег с оборот, кассы.
Классификация (реклассификация) ссуд и формирование (регулирование) резерва осуществляются на основании следующих принципов:
· соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям внутренних документов кредитной организации
· комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формирования резервов
· своевременность классификации (реклассификации) ссуды и (или) формирования (регулирования) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.
Украиной во время кризиса взят крупный заём МВФ в размере 16,5 млрд. долларов, при суммарных золотовалютных резервах страны на этот момент около 32 млрд. долларов. При этом Фондом были поставлены и Украиной приняты условия управления экономикой страны. На 1 декабря 2008 получен первый транш — 4 млрд. долл. Заем предназначен для выплат западным кредиторам долгов коммерческих предприятий и банков Украины. Существенное сокращение ликвидных золотовалютных резервов НБУ — с 38 млрд. 1 сентября до 27,2 млрд. долларов в декабре.
Реализация курса молодого Украинского государства, который стал на дорогу здоровых преобразований и напрямую стремится как можно быстрее войти к современному мировому сообществу на правах равноправного партнера, большой мерой зависит от ее финансовой мощи, финансовых ресурсов и резервов, что, в свою очередь, объективно требует построения хорошо сбалансированной, оптимальной модели формирования мощной базы указанных ресурсов на различных уровнях народнохозяйственного управления областями и сферами воспроизведственной общественной деятельности.
В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Усовершенствование финансовых отношений - главное условие функционирования рыночной экономики.
Украина переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Текущее состояние экономики и резервов России
По состоянию на 1 июля 2009 года международные (ранее — золотовалютные) резервы Центрального банка составляли 412,6 млрд. долларов. По сравнению с 1 июля 2008 года, когда объём международных резервов России составлял 569 млрд. долларов, этот показатель снизился на 27,5 %.
В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт упал по сравнению с маем 2008-го на 45 процентов, составив 23,4 млрд. долл. Импорт снизился на 44,6 процента до 13,6 млрд. долл. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза. В целом же по прогнозам Минэкономразвития РФ, Всемирного банка и МВФ в 2009 году ожидается сокращение экономики страны на 6-8 %.
27 марта 2009 года Государственная Дума во втором и третьем чтениях одобрила поправки к Бюджетному кодексу, которые предоставили правительству правовые основания для внесения в Госдуму новой редакции закона о бюджете на 2009 год: было снято ограничение на использование средств резервного фонда для финансирования дефицита бюджета (по прежней версии, деньги фонда можно было использовать лишь для замещения недополученных нефтегазовых доходов).
Международные резервы Российской Федерации, по данным Банка России. Валютные резервы России на 23 октября 2009 года составили 429,3 млрд. долларов США, а запасы золота - 523,7 тонн.
Центральный банк России придерживается следующих целей при выборе резервных валют:
· устойчивость;
· ликвидность;
· диверсификация.
Теоретически структура международных резервов должна отражать структуру экспортно-импортных операций страны.
При прочих равных предпочтение даётся валюте с большей доходностью. Так Центробанк России начал диверсифицировать международные резервы в 2003 году. В структуре резервов появился евро, вслед за ним должен был прибавиться швейцарский франк. Но вместо франка в резервы включили английские фунты стерлингов. Английский фунт является одной из самых доходных резервных валют. Например, в 2005 году в портфеле международных резервов ЦБ доллар США приносил 3,2% годовых, евро – 2,2, а фунты стерлингов – 4,8%. В то время ставка LIBOR по швейцарскому франку составляла порядка 2%. Более детально структура валютной части резервов описана в "Обзоре деятельности Банка России по управлению резервными валютными активами"[2] на сайте ЦБРФ. Так, на конец 2007 года валютная часть резервов включала в себя 47% долларовой части, 42% евро, 10% фунтов стерлингов и 1% японской иены. При этом 60% активов вложены в ценные бумаги (из них треть со сроками погашения менее года и две трети со сроками погашения более года), 24% представлены валютными депозитами и остатками по счетам, а 16% валютных резервов составляют сделки РЕПО со сроками до 6 месяцев.
Федеральная резервная система США (ФРС, Federal Reserve System, FED) — независимый финансовый орган, созданный для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США.
Учредителями ФРС США в 1913 г. стали 10 богатейших семей США: Ротшильд, Рокфеллер, Морган, Валбург и еще 6-ть представителей семей, подписавших на острове Джекил, штат Вирджиния, соглашение(Акт) о создании ФРБ - Федерального Резервного Банка(Системы) США. На сегодняшний день в Интернете нет официальной информации о владельцах ФРС США. Достоверно известно, что владельцами не является: Правительство США, Президент США или какой-либо еще государственный орган власти США. Руководящим органом ФРС является Совет управляющих (англ. Board of Governors) в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения сената Конгресса США. Каждый член совета назначается сроком на 14 лет с правом пролонгации полномочий. Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель.
ФРС состоит из 12 федеральных резервных банков, наиболее важным из которых является Федеральный резервный банк Нью-Йорка, отвечающий за международные финансовые операции. В состав ФРС входят также 24 отделения федеральных резервных банков и около 5,6 тыс. коммерческих банков, кредитных союзов, а также Федеральный комитет по открытому рынку, который определяет и направляет процессы купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США. Также у федеральных резервных банков есть полномочия, которых нет у коммерческих банков и сберегательных учреждений: выпуск наличных денег. Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне."Сразу после начала кредитного кризиса положение на рынке федеральных фондов, которые предоставляют краткосрочные межбанковские ссуды, стало крайне неустойчивым. Вливание ФРС капитала из временных резервов в банковскую систему (270 млрд долл.) лишь усугубило ситуацию.
Теперь же, по мнению аналитиков, после снижения ключевой ставки федерального финансирования на 0,5%, банки удвоят свои усилия, чтобы удержать запланированные темпы роста резервных фондов. "У федеральных фондов наконец-то появилась возможность вернуться к нормальной деятельности, - считает экономист Stone & McCarthy Research Associates (Принстон, Нью-Джерси) Кеннет Ким. - Чем быстрее эти фонды восстановятся, тем будет лучше для всех". Начиная с 9 августа 2007г., когда центральные банки начали наводнять финансовые системы наличными средствами с целью предотвращения закрытия кредитных рынков, реальная процентная ставка федеральных фондов была очень далека от намеченного уровня. Но за последнюю неделю она стала приближаться к норме. На днях ФРС пообещала обнародовать данные касательно нынешней процентной ставки федеральных резервных фондов. В конце прошлой недели эта ставка уже приблизилась к своей норме и составила 5,25%.
Выводы
1. Обязательно предусматривается в Государственном бюджете Украины на текущий год. Решение о необходимости создания такого фонда в местном бюджете принимает соответствующий местный совет. Согласно ст. 24 кодекса Украины Резервный фонд не может превышать 1% объема расходов общего фонда ответственного бюджета. Общий порядок использования расходов из этого фонда определяется Правительством Украины. Решение о выделении средств из резервного фонда бюджет принимается в соответствии KM Украины, СМ АР Крым, местными государственными администрациями и исполнительными органами местного самоуправления.
В последние годы проблемам формирования и использования финансовых ресурсов и резервов в экономике Украины в условиях рыночных отношений посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить актуальность проблем формирования и использования финансовых ресурсов и резервов в экономике Украины. Разрешение перечисленных выше и других проблем будет способствовать повышению уровня жизни граждан и улучшению экономической стабильности государства.
2. Структура международных резервов Банка России на 1 января 2008 г. Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта, снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 года и начале 2009 спровоцировали обвал на фондовом рынке России, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали трат значительной доли международных резервов.
3. ФРС получает финансирование за счет кредитования правительства США, путем покупки государственных ценных бумаг. ФРС существует на процентный доход от кредита, который выдает правительству США из напечатанных самим же ФРС банкнот. Другими источниками дохода являются: доходы от платежных операций, депозиты, операции с ценными бумагами.
Фактически, все банкноты, находящиеся в обращении в США — банкноты Федеральной резервной системы. Все двенадцать федеральных резервных банков наделены правом эмитировать банкноты. Банкноты обеспечиваются в основном ценными бумагами Министерства финансов США и федеральных агентств, находящимися в распоряжении ФРС.
Литература
1.Лит.: Кравченко В. И. Финансы мест. органов власти Украины: Основы теории и практики; Банк, право Украины. К, 2000; Базилевич С. И. Гос. финансы. К, 2002.
2.Юридична енциклопедія, 5 том, Київ, 2003 рік, Шемшученко Ю.С. (голова редколегии)
3.Журналы по экономике Украины, 2007-2009 год.