Рефераты. Основные тенденции современных алжиро-французских международных отношений

Франция, с объемом инвестиций в 344 млн. долл. за период с 1998 г. по 2000 г., является третьим инвестором в алжирскую экономику после США и Египта. Французские группы Санофи-Синтелабо и Авентис инвестируют в фармацевтическую промышленность, группа Данон создала совместное предприятие с алжирской Джуджура с объемом инвестиций в 28 млн. долл., Юоплэ создала с алжирским партнером Яхяуи и Бэль совместное предприятия Бэль-Алжир. Помимо пищевой и фармацевтической промышленности, французские предприятия инвестируют в химическую промышленность, электронику, автомобильную промышленность и сферу услуг. Символическим событием двусторонних отношений явилось возобновление в июне 2003 г. рейсов авиакомпании «Эр Франс» в города Алжира, прерванных после громкого террористического акта с захватом самолета компании в декабре 1994 г.

Однако, несмотря на динамичное развитие экономического франко-алжирского сотрудничества, обращает на себя внимание в корне различающиеся подходы французских и алжирских субъектов экономической деятельности при выборе приоритетных форм внешнеэкономических связей, что, конечно же, обусловлено спецификой современного внутреннего экономического развития двух стран. Алжирская экономика достигла, в силу благоприятной конъюнктуры на мировом рынке углеводородного сырья, со второго триместра 1999 г. беспрецедентного улучшения финансового положения. Это улучшение выразилось, по данным Социально-экономического национального совета (СЭНС) Алжира, в значительных золотовалютных резервах – 23,1 млрд. долл. на 31 декабря 2002 г., в сокращении внешнего долга до 22,54 млрд. долл. на 31 декабря 2002 г. и в низком уровне инфляции – 1,4% за 2002 г. По итогам 2002 г., коэффициент обслуживания долга, рассчитываемый как соотношение расходов на обслуживание долга к экспортным доходам, составил 21,6%, а соотношение внешнего долга к ВВП составило, по данным Банка Алжира, 45%. Активное сальдо торгового баланса составило по итогам 2002 г. 6,67 млрд. долл. При столь значительном улучшении финансовых показателей Алжира по сравнению с 90-ми годами национальная экономика продолжает сталкиваться с недостаточным темпом экономического роста, достигшего в 2001 г. 2,1% (данные исследования Нара Консалтинг), а в 2002 г., по разным данным, от 3,1% (Нара Консалтинг) до 4,1% (СЭНС) и крайне высокой безработицей – 27,3% экономически активного населения.

Учитывая объективные сложности алжирской экономики – моноэкспортную структуру, технологическую отсталость производственных мощностей, низкую конкурентоспособность промышленности, слабость финансового сектора, одним из приоритетных направлений экономической политики правительства является привлечение прямых иностранных инвестиций. По планам алжирского руководства, основанным на международном опыте, ПИИ должны привести к применению и постепенному освоению местными предприятиями современных технологий, используемых транснациональными компаниями (ТНК) в производственной, маркетинговой, финансовой и управленческой деятельности. Технологические и финансовые возможности Франции, обеспечившие этой стране одно из лидирующих мест среди главных инвесторов планеты, как раз и обусловили особый интерес алжирских государственных органов и предприятий к сотрудничеству в сфере инвестиций в качестве приоритетной формы экономических связей.

Французская экономика, столкнувшись с замедлением темпов экономического роста – 3,5% в 1998 г., 3% в 1999 г., 3,5% в 2000 г. и 2,1% в 2001 г.26 – начавшимся весной 2001 года и ставшим очевидным к его концу, нуждалась в увеличении доходов от экспорта с целью создания положительного импульса для роста совокупного спроса и, как следствие, увеличения темпа экономического роста. Колоссальные доходы, получаемые Алжиром с 2000 г. от продажи энергоносителей на мировом рынке, явились достаточным основанием для расширения торговых франко-алжирских связей, а также главным объектом интереса французских предприятий.

Что же касается прямых инвестиций, то, несмотря на активные действия алжирских властей на самом высоком уровне27, французские инвестиции остаются на нынешний день значительно ниже ожиданий и надежд алжирской стороны. По данным посольства Франции в АНДР, всего 92 французские компании представлены в Алжире, из которых 59 имеют торговые филиалы, у 29 есть представительства и лишь 4 предприятия имеют производственные филиалы. Эти компании создают около 6 тыс. рабочих мест. Для сравнения: в Марокко действуют не менее 450 французских предприятий, создающих около 65 тыс. рабочих мест, а в Тунисе представлены 770 французских предприятий, создающие около 60 тыс. рабочих мест. Низкий уровень французских инвестиций в алжирскую экономику особенно контрастен на фоне рекордного показателя прямых французских инвестиций за рубеж, достигнутого в 2000 г., – 187,2 миллиардов евро, что на 65% больше чем в 1999 г. Однако приоритетными направлениями для прямых французских инвестиций по-прежнему остаются США и страны еврозоны.

Причины низкого уровня ПИИ в алжирскую экономику состоят в отсутствии благоприятного политико-экономического климата, являющегося необходимым условием для активной и плодотворной деятельности ТНК. В политическом плане в качестве главных негативных аспектов инвестиционного климата в Алжире рассматривается продолжающееся противостояние алжирского режима с вооруженными исламскими террористическими организациями, обострение с весны 2001 г. кабильского кризиса, вылившегося в регулярные манифестации в разных частях страны в рамках борьбы за признание культурной специфики берберов, а также частые изменения состава правительства.

В экономическом и юридическом плане основными препятствиями для ПИИ является процедурная слабость, медлительность в рассмотрении уполномоченными органами инвестиционных проектов, противоречия алжирского частного права международным стандартам, отсутствие прозрачности в бизнес-среде, значительные административные барьеры, несоответствие финансового сектора алжирской экономики требованиям благоприятной инвестиционной среды, отсутствие реформ, многократно объявляемых руководством АНДР, но нереализованных на практике. Наибольший интерес для иностранных и для местных инвесторов представляет реформа банковской системы и программа приватизации государственных предприятий, которые за исключением ограниченного числа мероприятий до сих пор не претворены в жизнь.

Неблагоприятный инвестиционный климат в Алжире, даже в сравнении с некоторыми другими странами Магриба такими, как Тунис и Марокко, сдерживает заинтересованность французских предприятий в инвестировании в алжирскую экономику.

Подходы алжирской и французской сторон к экономическому сотрудничеству между странами кардинально различаются. Алжир стремится построить взаимодействие с акцентом на прямых инвестициях, Франция желает максимизировать полезные эффекты для экономики из увеличения экспорта в Алжир. При сохраняющихся различиях, на сегодня преобладающей формой алжиро-французских экономических отношений остается торговый обмен углеводородного сырья на промышленные и продовольственные товары, вытекающий из комплементарности национальных экономических систем. Подобная структура отношений, безусловно, не отвечает ожиданиям алжирской стороны. Однако, по вышеизложенным объективным и субъективным причинам, в настоящее время отсутствуют реальные предпосылки для совершенствования механизмов более многогранного, разностороннего и перспективного партнерства.

Несколько поколений французских колонистов, переселившихся во Францию до и после получения Алжиром независимости, равно как и несколько поколений алжирских иммигрантов, формирующих во Франции одну из крупнейших диаспор, придают связям двух стран дополнительное, социальное измерение. Его важность возрастает в современный период децентрализации международных отношений, характеризующийся появлением и активным влиянием на международную политику новых действующих сил, помимо суверенных государств. Интенсивные социальные связи выражаются в виде регулярных семейных визитов алжирцев во Францию, а также живущих во Франции иммигрантов к родственникам в Алжир; в форме легальной и нелегальной эмиграции из Алжира во Францию в поисках, прежде всего, работы. Такие явления вынуждают стороны систематически обсуждать тему миграции физических лиц на межгосударственном уровне.

В свете новой динамики двусторонних отношений в последние годы французский МИД улучшил условия выдачи виз алжирским гражданам: в 2000 г. открыто консульство в г.Аннаба, в 2004 г. планируется открытие генерального консульства в г.Оран и обновление консульских структур в г.Алжир и г.Аннаба. Однако, несмотря на увеличение в последние годы количества выдаваемых алжирским гражданам виз, существует и обратная тенденция, связанная со стремлением французских властей остановить нелегальную эмиграцию и усилить контроль над передвижением физических лиц. Эта тенденция проявилась в новом порядке оформления виз, действующем с 1 января 2003 г. и предусматривающем обязательную предоплату алжирскими гражданами заявлений на получение шенгенской визы в консульстве Франции независимо от результата, то есть при отклонении просьбы на выдачу визы внесенная сумма не возмещается. В рамках борьбы против нелегальной эмиграции французские власти принимают активные меры, предусматривающие, наряду с другими мероприятиями, организацию специальных рейсов с целью депортации на родину нелегальных эмигрантов.

На протяжении всей истории отношений Франции и Алжира вопрос межкультурного взаимодействия носил особый характер. Это, в первую очередь, связано с контрастно различающимися культурно-цивилизационными основами, с одной стороны, а также географической близостью и продолжительной совместной историей. Тесное взаимодействие в колониальный период логично и естественно привело к глубоким культурным связям между народами двух стран, которые прослеживаются сквозь языковую взаимосвязь, интерес к познанию друг друга, осознание общей истории, более глубокое взаимопонимание.

Даже после более четырех десятилетий независимого развития АНДР и несмотря на несколько волн арабизации, проводившихся властями на разных исторических этапах и затронувших самые разнообразные сферы общественной жизни, очевидные признаки культурного влияния Франции сохраняются в Алжире и в наше время. Безусловно, в силу вполне понятных причин, элементы французской культуры отмечаются в большей степени в крупных городах северной части АНДР, таких как Алжир, Оран, Аннаба, Константина.

Французское культурное присутствие прослеживается, прежде всего, через сохраняющуюся по сей день значительную роль французского языка в общественной жизни Алжира. В алжирском диалекте арабского языка активно используются французские слова и корни. В крупных северных алжирских городах нередки случаи, когда алжирцы в повседневной, нерабочей беседе активно используют французские фразы и выражения. Встречаются также случаи, особенно среди алжирской элиты, когда повседневная, абсолютно заурядная беседа между двумя алжирцами полностью ведется на французском языке. На французском языке выпускается около половины алжирских общенациональных газет.

Подобная роль французского языка в современной жизни алжирцев связана не только с тесным переплетением исторических судеб двух народов, но и с сохраняющимся влиянием французской культуры. В условиях существования всего лишь одного алжирского государственного телеканала, а также учитывая оснащенность жилищ алжирцев спутниковыми антеннами, просмотр программ международных телеканалов является одной из наиболее распространенных форм проведения досуга в стране. Приоритет французским телеканалам отдается алжирцами в силу лучшего языкового понимания, по сравнению с каналами на других европейских языках. Французское спутниковое телевидение, пользующееся большой популярностью в Алжире, создает своего рода невидимую связь между двумя странами, способствуя распространению французской культуры и оказывая непосредственное влияние на формирование жизненных стандартов и поведенческих установок определенных категорий алжирского городского населения, особенно среди молодежи.

Потепление отношений между странами в последние годы создало благоприятную основу для проявления новых и интенсификации старых форм двустороннего сотрудничества в сфере культуры. После перерыва вновь открыты французские культурные центры в городах Алжир, Оран, Аннаба, планировалось открытие культурных центров в Константине и Тлемсене. В декабре 2002 г. в г.Алжир открыт Международный лицей имени А.Дюма, дающий возможность алжирским учащимся получать французское среднее образование. Диплом лицея принимается при поступлении в европейские ВУЗы. До открытия лицея алжирцам, желающим получить французский диплом о среднем образовании, нужно было ездить в Тунис на сдачу экзаменов в аналогичном французском лицее. Лицей имени А.Дюма предоставляет учащимся других алжирских лицеев возможность сдачи экзаменов с выдачей, при успешном результате, французского диплома.

В ходе пребывания Ж.Ширака в Алжире в марте 2003 г. достигнута договоренность о создании Высшего франко-алжирского совета по сотрудничеству в сфере высшего образования и научных исследований, а также о создании с участием французской стороны алжирской бизнес-школы для обучения руководящего состава предприятий.

По признанию президентов обеих стран событием «года Алжира» во Франции, проходившему под названием «Джазаир 2003», суждено стать ярким символом новых двусторонних отношений и, по выражению Ж.Ширака, «очевидным знаком того, что пришло время нового алжиро-французского альянса». В культурной программе года предусматривались вернисажи картин, среди которых экспозиция полотен французских художников, написанных под влиянием путешествий в Алжир, выставки предметов обихода разных этапов истории Алжира, фотовыставка. Кроме этого, прошли концерты музыкальных коллективов, представляющих различные направления алжирской и магрибинской музыки: народной музыки, «рай», андалузской музыки. Прошли показы алжирских и алжиро-французских фильмов и состоялось множество других культурных мероприятий. В репертуар театра «Комеди Франсэз» включены постановки алжирских авторов.

«Джазаир 2003» имел цель лучше познакомить французскую публику, имеющую лишь ограниченные возможности для посещения и ознакомления с Алжиром, с историей этой страны, ее обычаями и традициями, культурной спецификой и современным состоянием, что, безусловно, открывает новые благоприятные условия для расширения и углубления межкультурного взаимодействия.

Вследствие изменения во второй половине 90-х – начале 2000-х годов внутренних особенностей развития Франции и Алжира, а также эволюции международного политического контекста после террористических актов 11 сентября 2001 г., сложились объективные предпосылки для потепления франко-алжирских отношений после трудного периода в их развитии. Новая динамика отношений с начала третьего тысячелетия неодинаково отразилась на разных сферах двусторонних связей. Отношения в политической области характеризуются интенсификацией межгосударственных контактов, направленных на развитие двусторонних связей, и улучшением координации позиций сторон по различным актуальным вопросам региональной и мировой политической жизни. За короткий промежуток времени с 2000 г. по 2003 г. благодаря обоюдным усилиям государственных органов, сторонам удалось достичь лучшего взаимопонимания и наметить структурные основы для будущего развития двустороннего сотрудничества. Несмотря на то, что на сегодня большинство наиболее масштабных инициатив находится в стадии проектов, безусловно, можно констатировать ряд конкретных позитивных результатов и растущий двусторонний интерес к расширению и углублению отношений.

Однако в настоящее время анализ состояния франко-алжирского сотрудничества не позволяет сделать вывод о существовании масштабного партнерства. Отношения, скорее, характеризуются значительным потенциалом, который сторонам еще предстоит преобразовать в реальные достижения. Оценка перспектив развития франко-алжирских отношений усложняется существованием различных сдерживающих факторов. В качестве наиболее серьезных внешних факторов, способных дестабилизировать двусторонние отношения, является проблема Западной Сахары, по урегулированию которой позиции сторон не совпадают, а также активизация в последние годы роли США в Магрибе, в целом, и в Алжире, в частности.

Помимо традиционно сильных позиций американских компаний в нефтегазовом секторе алжирской экономики, повышение интереса США к сотрудничеству с Алжиром в последние годы проявляется, прежде всего, в сфере борьбы против международного терроризма, а также в содействии в проведении экономических реформ. Борьба против международного терроризма, будучи одной из самых актуальных тем современных международных отношений, несет в себе значительный потенциал сотрудничества между США и Алжиром. Активизация роли США в Магрибе не может не вызывать негативной реакции Парижа и приводит к столкновению французских и американских интересов в регионе, который Франция считает своей традиционной зоной влияния.

Учитывая тот факт, что алжирское политическое руководство не отдает явного предпочтения ни Франции, ни США, а проводит традиционную для Алжира политику диверсификации отношений с партнерами в разных областях международных отношений с целью максимально возможного достижения своих целей и защиты собственных интересов, перспективы франко-алжирских отношений будут находиться в тесной зависимости от динамики алжиро-американского сотрудничества.

Среди наиболее серьезных внутренних и двусторонних сдерживающих факторов для развития отношений необходимо отметить, помимо продолжающегося дестабилизирующего противостояния алжирского режима исламским террористическим организациям, проблему соблюдения прав человека и демократических свобод в Алжире, а также возрастающую нелегальную эмиграцию. Оба вопроса вызывают негативную оценку французской стороны и могут существенным образом сдерживать в долгосрочной перспективе развитие алжиро-французских отношений.

Перспективы увеличения взаимной выгоды от развития экономических связей привели к повышенному двустороннему интересу к активизации экономического сотрудничества между Алжиром и Францией. Однако вследствие целого ряда обстоятельств, связанных с внутренними противоречиями политического, экономического и социального развития АНДР, интенсификация внешнеэкономических отношений с Францией не позволяет на современном этапе решать адекватным образом внутренние проблемы страны за счет внешних факторов. Подобная ситуация ярко проявилась через особенности структуры двустороннего экономического сотрудничества, характеризующегося резким ростом в последние годы торгового оборота при гораздо более скромном увеличении объема прямых инвестиций. Редуцирование экономических связей до торгового обмена, безусловно, в большей степени отвечает интересам французской стороны. Ведь такая структура экономических связей делает их чрезвычайно уязвимыми от ухудшения условий торговли для Алжира, которое неизбежно произойдет в случае падения мировых цен на энергоносители.

Значительные усилия алжирского руководства по привлечению внимания французских предприятий и государственных органов, ответственных за проведение внешнеэкономической политики, к иным формам экономических контактов, связанных с притоком ПИИ в алжирскую экономику, не увенчались значительным успехом. Практика современных алжиро-французских отношений свидетельствует о зависимости эволюции объема прямых французских инвестиций в Алжир от способности алжирских властей найти решение внутренних противоречий в развитии страны. Путь к диверсификации экономических отношений Алжира с Францией лежит через устранение внутренних барьеров и препятствий для притока ПИИ в алжирскую экономику.

Под воздействием новых импульсов современного этапа развития алжиро-французских отношений происходит заметная активизация взаимодействия между странами в сфере культуры, образования и научных исследований. Потепление двусторонних отношений с начала 2000-х годов при наличии благоприятной основы для развития сотрудничества в этих областях, способствовало интенсификации многоуровневых контактов.

Алжиро-французская межкультурная коммуникация и тесные связи создают благоприятную атмосферу для развития сотрудничества во всех без исключения областях. И, может быть, именно благодаря этим связям действительно «что-то маленькое, но особенное» по-прежнему, как отмечалось, сохраняется в отношениях между Алжиром и Францией.

сотрудничество алжир франция


Список источников и литературы


1.                История Франции. – М., 2010

2.                История стран африканского Магриба. – М., 2008

3.                Grimaud Nicole. La politique exterieure de 1'Algerie. – Rahma, 1994, с. 38.

4.                Observatoire francais des conjonctures economiques (OFCE). L'economie francaise 2002. La Decouverte. – Paris, с. 4–6.

 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.