Рефераты. Основные тенденции экономического развития Франции

80-е годы ХХ века


В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Франция очень пострадала от "кризиса задолженности" развивающихся стран. Вынужденная переориентация значительной части экспорта от традиционных партнеров (стран третьего мира) в направлении развитых стран в полной мере выявила недостатки структуры национальной промышленности. Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли. За 80-е годы ее доля в промышленном производстве сократилась с 6,6 до 5,7%. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.

Путь к решению важнейших макрозадач пролегал через быструю перестройку структуры промышленных производства и экспорта, что в свою очередь требовало скорейшего повышения рентабельности компаний. Между тем в это время в государственной экономической политике возобладали антипредпринимательский подход и антирыночные меры. Основным результатом подобных действий явилось резкое сокращение инвестиционной активности во Франции и массовый вывоз капитала за рубеж, что, разумеется, очень неблагоприятно повлияло на динамику основных показателей внутреннего спроса и на состояние платежного баланса.

Повышение процентных ставок для остановки потока экспорта капитала вызывало дополнительный рост банковской задолженности и еще ухудшало возможности восстановления прибыльности. Среди обострившихся в это время макропроблем следует особо отметить скачкообразный рост государственного долга: свертывание производства частным бизнесом и снижение реальных доходов населения обеспечивали сокращение доходной части, в то же время как расходная часть колоссально возросла за счет проводимых из бюджета санаций национализированных компаний.

Итоги развития первой половины 80-х годов были еще менее утешительными, чем в 1975-1980 гг. Но после 1986 г. положение стало постепенно улучшаться. Возрос мировой спрос, а мировые цены на энергоносители - снизились; к власти во Франции вернулись противники активного государственного регулирования. Предприятия начали постепенно ликвидировать задолженность, капиталовложения и экспорт пошли вверх.


90-е годы ХХ века


В это время Франция столкнулась с новой проблемой - высокой зависимостью от колебаний валютных курсов. Неустойчивость доллара, усиление валютной нестабильности в Европе после 1990 г. "привязали" французский франк, как и другие европейские валюты, к немецкой марке, заставляя Банк Франции следовать проводимой Бундесбанком процентной политике и повышать процентные ставки. Высокие процентные ставки повышали расходы по обслуживанию государственного долга и вынуждали государство мобилизовывать значительные средства на рынках капитала под большие проценты, так что вложения в производственный сектор становились невыгодными.

На протяжении 90-х годов сохранялся устойчиво высокий уровень безработицы (11-12%); она носила застойный характер, увеличивалась и ее средняя продолжительность. Если до 1974 г. рынок труда был весьма напряженным, то затем наблюдался постоянный рост безработицы (1974 г. - 2,4%; 1980 г. - 6,1%; 1990 г. - 9,0%; 1995 г. - 11,8%). В 1991 - 1995 гг. темпы роста занятости упали практически до нуля. Страх перед растущей и, казалось, непобедимой безработицей кардинально изменил и поведение потребителей, и оценки предпринимателями возможностей сбыта. Общим итогом стало падение инвестиций. Резко снизилось и личное потребление. Внутренний спрос "держался" только на государственном потреблении, и даже неплохая динамика экспорта не могла обеспечить ежегодного прироста ВВП больше, чем на 1,1%.

Негативные тенденции действовали во французской экономике довольно долго. Лишь после снижения процентных ставок в 1996 г. наметилось постепенное оживление, перешедшее в 1997 г. в подъем, который (при кратковременных и несущественных периодических ухудшениях конъюнктуры) продолжается и в настоящее время.

В 1990-х гг. экономика Франции пережила две волны реформ. Первая волна преобразований была связана с попыткой внедрения в экономику страны неоконсерватизма и олицетворяется с именем Аллана Жюппе, ставшего премьер - министром страны одновременно с избранием президентом Жака Ширака в 1995г. Вторая волна связывается с премьер - министром Лионнэлем Жоспеном, который стремился к сохранению социальной стабильности, но при этом проводил и мероприятия по разгосударствлению.

Первая волна. А. Жюппен был сторонником достаточно жесткой либеральной экономической политики. Он поставил задачу неоконсервативного реформирования хозяйство Франции. Предполагалось решить следующие задачи:

преодолеть кризис социальной системы экономики Франции, снизить ряд социальных гарантий;

выйти на уровень критериев Маастрихтского соглашения о состоянии государственных финансов стран, готовящихся вводить евро. С этой целью снижение расходов государственного бюджета путем урезания социальных программ должно было способствовать ликвидации дефицита бюджета и государственного долга страны;

провести налоговую реформу, что могло бы в последующем стимулировать экономический рост;

вести борьбу с безработицей, усиливая гибкость рынка труда;

провести широкомасштабную приватизацию и дерегулирование (т.е. процесс отказа от системы государственного регулирования) различных сфер экономики.

Реализуя намеченную программу, правительство Жюппе намеревалось отменить привилегии государственным служащим, что незамедлительно вызвало волну протестов по всей стране. Общенациональный социальный кризис поразил Францию в ноябре - декабре 1995г. государственные служащие были против реформ Жюппе, т.к это означало потерю прежних высоких социальных гарантий, завоеванных в 1968г. Частный же сектор поддерживал преобразования, но не сумел выступить столь же сплоченно, как профсоюзы, которые были главной оппозиционной силой правительства Жюппе. В результате реформы приостановились, Франция оказалась неготовой к неолиберальным преобразованиям. Жюппе пришлось продолжить развитие социального рыночного хозяйства.

Единственные программы, которые проводились даже несмотря на протесты профсоюзов и служащих, были приватизация, налоговые реформы и новый порядок иммиграции. В середине 1990-х гг. были приватизированы такие крупные французские гиганты как Banque Nationale de Paris, Elf Aquitaine, Rhone - Poulenc и т.д. Ставки налога на прибыль корпорации были снижены до 33⅓%, но одновременно с этим был повышен НДС. Был введен законопроект Дебре, усложнивший нелегальную миграцию. Пытаясь получить от избирателей карт-блашн на неоконсервативные реформы, президент Ж. Ширак летом 1997 г. назначил внеочередные выборы в Национальное собрание. Результат был обескураживающим. Большинство получили левые, а новым премьер министром стал Л. Жоспен.

Вторая волна. Правительство Жоспэна, став у руля правления в 1997 г., столкнулось с хронической (с 1990 г) стагнацией экономического роста, с высокой и постоянно возраставшей безработицей, с несоответствием показателей государственного долга и дефицита госбюджета требованиям Маастрихтского договора. Левое большинство Национального собрания и сам Л. Жоспен считали, что для Франции - страны с давними социальными традициями - консерватизм по американским или британским рецептам неприемлем. У Франции есть свой собственный путь развития, который вовсе не предполагает слом старого механизма. Принципы развития французской экономики пересматриваются медленно, постепенно, но, что самое интересное, реформы в неоконсервативном стиле теперь проводят левые. Преобразования Жоспена даже называют "тихой революцией" во Франции.

К сферам экономической жизни, в которых были осуществлены преобразования, относятся:

предпринимательство, в отношении которого пересмотрена прежняя философия неприязни, теперь уже реально снижается роль государства в экономике;

реструктуризация: на первый план выходят интересы акционеров, а оплата труда постепенно соизмеряется с конкретными результатами деятельности;

рынок труда: новому правительству удается проблема урегулирования трудовых споров, роль профсоюзов в регулировании рынка постепенно снижается, проявляется большая гибкость в оплате труда;

валютный союз: реструктуризация французской промышленности и повышение ее конкурентоспособности предполагает вклад Франции в укрепление курса единой европейской валюты через укрепление французского франка;

высокие технологии: государство переменило свои прежние позиции, теперь поощряя частные вложения в НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

В стране вступает в действие Закон о 35-часовой рабочей неделе с 2000г., который довольно сильно вредит национальной конкурентоспособности (ранее продолжительность рабочей недели не превышала 39 часов). Все приработки сверх установленного времени будут облагаться повышенным налогом. Например, компании - производители программного обеспечения, в которых рабочее время не нормируется, обеспокоенные таким законодательством, в спешном порядке стали переводить свои подразделения из Франции в страны с более длительной продолжительностью рабочей недели.

Высокий уровень безработицы так же вызывал опасения. Хотя Л. Жоспен пообещал создать не менее 380 тыс. рабочих мест, французские безработные сами не хотят идти работать, получая высокие пособия от государства.

Французские компании все это время работали на пределе: постоянное увеличение трудовых и налоговых издержек снижало их прибыльность. Уже в благополучном 2000 г. прибыль после выплат налогов и социальных платежей была ненамного выше, чем в тяжелейшем кризисном 1981 г. (соответственно 12,7 и 15,9%). В 2001 г. финансовое положение компаний еще ухудшилось: названный показатель снизился до 13,9%. Параллельно выяснилось, что в условиях неблагоприятной конъюнктуры малые и средние фирмы не в состоянии выполнять положения закона о 35-часовой рабочей неделе, который стал для них обязательным с 1 января 2000 г. В августе 2001 г. правительство объявило о переходе на "гибкое применение" закона о 35-часовой недели для компаний с менее чем 20 занятыми: отныне им разрешалось вводить сверхурочные часы и оплачивать их по договоренности с действующими на их предприятиях профсоюзами и/или комитетами предприятий. Это была единственная мера государства по улучшению положения компаний в 2001 г.

Из-за таких нерешенных проблем в экономике страны продолжают нарастать трудности. Если экономический рост 1998 г. оказался для Франции довольно успешным (его темпы составили 3,1%), то в 1999 г. темп роста снизился до 1,4% (что еще и связано с падением мирового спроса) при сохраняющейся высокой (11% населения) безработицы.

Л. Жоспен, тем не менее, продолжает свой курс развития Франции, отрицая экономический либерализм, но достигая компромисс между социальным спокойствием в обществе и экономической эффективностью. Это означало принятие принципов развития свободной рыночной экономики, но отрицание принципов развития свободного рыночного общества. Тому, как это удается французам, следует у них поучиться. Государственные расходы в ВВП предполагалось к 2002 г. снизить с 54 до 50%, а дефицит бюджета - с 3 до 1% ВВП.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.