Рефераты. Организационные формы крупного бизнеса

– деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

– в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают вертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн – концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн – концерн, объединяюший компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens – электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн подчинения – это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации – концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

Белорусские концерны

Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Белнефтехим») – один из крупнейших промышленных комплексов Республики Беларусь. Концерн создан в апреле 1997 г. и объединяет предприятия и организации по добыче, переработке и транспортировке нефти, нефтепродуктообеспечению, химии и нефтехимии, ряд научных, проектно-конструкторских, строительных, ремонтных и пуско-наладочных организаций, а также широкую товаропроводящую сеть на зарубежных рынках.

В состав концерна входят 35 акционерных и 5 государственных унитарных предприятий. Концерн производит более 500 видов нефтехимической и химической продукции.

Современный уровень организации производства, постоянный акцент на техническое перевооружение и модернизацию производств, наряду с высокой квалификацией рабочих и специалистов – являются основными слагаемыми стабильной работы концерна, позволившими отрасли произвести значительные качественные изменения и обеспечить высокий уровень выпускаемой продукции.

Продукция организаций, входящих в состав концерна, экспортируется более чем в 90 стран мира. На внешнем рынке реализуется свыше 70 процентов продукции, производимой нефтехимическим комплексом. Работу с партнерами за рубежом ведут представительства концерна в России, США и Германии. Созданы отраслевые торговые организации в России (г. Москва), Украине (г. Киев), Литве (г. Вильнюс), Латвии (г. Рига), Китае (г. Шанхай), Польше (г. Варшава).

Дальнейшее развитие товаропроводящей сети, поиск новых партнеров, активное продвижение нефтехимической и химической продукции на рынки зарубежных стран является стратегическим направлением деятельности концерна.

Концерн «Беллегпром» – многоотраслевой промышленный комплекс республики, включающий текстильную, трикотажную, швейную, кожевенную, обувную, меховую и текстильно-галантерейную подотрасли, на его предприятиях также организовано производство искусственного трикотажного меха, фарфоро-фаянсовой посуды, резиновой и валяной обуви и других видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Объем производства продукции концерна в сопоставимых ценах за 2008 год составил 3,1 триллионов рублей.

На долю концерна «Беллегпром» приходится около 80% продукции легкой промышленности, производимой в республике, в том числе по различным видам тканей, трикотажным и ковровым изделиям, обуви кожаной, посуде фарфоро-фаянсовой – от 85 до 99%, чулочно-носочным изделиям – около 65%, кожевенным товарам и искусственному трикотажному меху – 100%.

В настоящее время в состав концерна входят 119 организаций с численностью работников около 80 тыс. человек, из них 101 – промышленные организации с численностью работников около 78,5 тыс. человек.

В отрасли проводится целенаправленная работа по расширению товаропроводящей сети как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Организации, входящие в состав концерна «Беллегпром», на внутреннем рынке открывают фирменные и ведомственные магазины, оптовые склады, магазины – склады и т.д. В настоящее время в республике открыто более 220 объектов товаропроводящей сети, за рубежом – 44 собственных объектов товаропроводящей сети с годовым товарооборотом более 50 млн. долларов США.

Концерн «Беллесбумпром» объединяет 60 организаций, на которых сосредоточено 70% переработки древесины в Республике Беларусь.

Концерн – крупнейший изготовитель мебели в Республике Беларусь.

Удельный вес выпуска мебели предприятиями концерна от общего объема производства мебели в Республике Беларусь составляет более 50%.

Концерн имеет широкие связи на внешнем рынке и самостоятельно осуществляет экспортно-импортные операции. Между тем, экспортно-импортный потенциал отрасли далеко не исчерпан.

Поэтому, концерн заинтересован в расширении и укреплении связей с деловыми партнерами из разных стран мира.

Сбыт – основные рынки:

Беларусь, Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Кыргыстан, Молдова, Таджикистан, Туркмения; Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Виргинские о-ва, Германия, Греция, Дания, Египет, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай, Латвия, Литва, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Сирия, США, Турция, Франция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия, Япония.

Сеть продаж:

Разветвленная дилерская сеть в разных городах и странах, торговые дома и фирменные магазины в городах Беларуси, России и Украины.

Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм») объединяет 18 организаций, в том числе 10 фармацевтических, две организации научного сопровождения и предприятия прочих отраслей. В организациях отрасли занято около 8 тысяч человек.

Продукция организаций концерна представлена, в основном лекарственными средствами, кроме того, производится продукция для сельского хозяйства, пищевой промышленности и прочих отраслей.

Большое внимание концерн «Белбиофарм» уделяет научным разработкам, что позволяет постоянно расширять номенклатуру выпускаемой фармацевтической и микробиологической продукции.

Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 1996 г. №425.

Концерн «Белбиофарм» разрабатывает прогнозные показатели развития, анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий, принимает меры по обеспечению развития промышленного производства фармацевтической и микробиологической продукции.

Способствует развитию хозяйственных связей предприятий с потребителями фармацевтической и микробиологической продукции.

Изучает и прогнозирует конъюнктуру рынка, организует изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного передового опыта.

Обеспечивает защиту прав предприятий и представление их общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях.

В качестве государственного заказчика Государственных научно-технических программ «Лекарственные средства» и «Промышленная биотехнология» концерн «Белбиофарм» координирует работу научных организаций республики по созданию новых видов фармацевтической и микробиологической продукции и разработке технологий их производства.

Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».

Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» создан Указом Президента Республики Беларусь от 24 августа 2000 года №460 «О белорусском государственном концерне пищевой промышленности «Белгоспищепром».

В состав концерна входит 50 организаций. В том числе 18 республиканских унитарных предприятий прямого подчинения. Управление ими концерн осусществляет в части утверждения уставов, назначения на должность и освобождение от должности руководителей этих организаций, контроля за эффективным использованием и сохранностью государственного имущества. В составе концерна – 31 акционерное общество. В его подчинении находится также Учреждение образования «Минский государственный аграрно-коммерческий колледж».

Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» является организацией подчиненной Совету Министров Республики Беларусь.

Конгломерат

Конгломерат – это организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.

Для конгломерата характерна интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе. При этом объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании.

Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов. В качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании. Как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

У этой интеграционной формы в разных странах существуют свои особенности: так в США не предполагается абсолютно никакой производственной общности между объединяемыми компаниями, в странах же Западной Европы предприятия должны быть в определенной степени взаимосвязаны в процессе производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.