Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.
Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по-своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.
Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы. К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.
Факторы торгово-политического характера - унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие - формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.
1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО "Коммерческий вестник", 2007.
2. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007 3. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. М.: Издательский дом "Деловая литература", 2005.
4. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С.271
5. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2006
6. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С.28-41
7. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2006
8. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007
9. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2006
10. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2007
11. Супян В.Б. Экономика США. - СПб.: Питер, 2005
12. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2003
13. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
14. #"_Toc256626778">Приложение 1
Таблица 1. Виды таможенных пошлин
По способу взимания
Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара.
Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров
Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин.
По объекту обложения
Импортные
Экспортные
Транзитные
По характеру
Сезонные - Могут вводиться в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев.
Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:
а) если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров;
б) если действительно был факт демпинга.
Компенсационные - применяется к товарам, которые продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством.
По происхождению
Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма.
Конвенционные - являются результатом международных переговоров, предметом двух - или многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или ЕС, и не могут быть изменены в одностороннем порядке в течение срока действия договора или соглашения.
Переференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов.
По способу вычисления
Номинальные
Эффективные
--
По типам ставок
Постоянные
Переменные
Таблица 2. Административные меры нетарифного регулирования.
1. Количественные
2. Скрытые методы
3. Финансовые
Квотирование (контингентирование)
экспортная квота
Технические барьеры
соблюдение нац. стандартов качества
Субсидирование
прямая субсидия
импортная квота
требования к упаковке
косвенная
индивидуальная квота
санитарно-гигиенич. нормы
внутренняя
глобальная квота
требования к рекламе
экспортная
Лицензирование
разовая лицензия
Внутренние налоги
прямые
Демпинг
спорадический
генеральная
косвенные
преднамерен
глобальная
Политика в рамках государственных закупок
постоянный
автоматическая лицензия
обратный
взаимный
"Добровольное" ограничение экспорта
Требование о содержании местного компонента
Экспортное кредитование
субс. кредиты экспортерам
гос. кредиты импортерам
страхование эксп. рисков
Таблица 3. Финансовые меры нетарифного регулирования
Финансовые меры:
1. Сборы
дополнительные сборы
внутренние (уравнительные) налоги и сборы
пограничные налоги и сборы
скользящие сборы
импортные депозиты
2. Налоги
3. Пошлины
[1] Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2003
[2] Воронин В. П., Кондакова Г. В., Подмолодина И. М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007
[3] Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 28-41
[4] Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С. 271
[5] http://www.giac.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6