Рефераты. Новые информационные технологии в сфере международного образования

Основными задачами разработки и внедрения широкомасштабной дистанционной образовательной системы государства являются:

§  совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования;

§  разработка единой методологии по организации и ведению образовательного процесса в системе дистанционного обучения;

§  создание интегрированного информационного образовательного пространства республики на базе унифицированной системы дистанционного обучения;

§  разработка типового учебно-методического комплекса дистанционного обучения;

§  внедрение системы дистанционного обучения на республиканском уровне.

Разработка и внедрение системы дистанционного обучения позволит значительно расширить возможности эффективного решения государственной кадровой политики.


3. Принципы дистанционного обучения


Принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в учреждении образования (УО). Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, системности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы. В принципах обучения заключен исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения.

Совокупность этих принципов можно разбить на три группы:

§  общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности и системности;

§  принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам);

§  принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к образованию; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).

В качестве дополнительного, отдельно стоящего и важного принципа можно сформулировать принцип соответствия учебно-научной (учебно-материальной) базы содержанию обучения и дидактической системе в целом. Под учебно-научной базой понимается материально-техническая система, включающая учебные помещения, технические средства обучения, учебно-лабораторное оборудование и др. Этот принцип выражает требования к учебно-научным условиям эффективного труда преподавателей и обучающихся. Смысл его состоит в том, чтобы база УО соответствовала специфике труда, определяемого содержанием обучения и характером дидактического процесса. Практическая реализация этого принципа возможна лишь в том случае, если создание учебно-научной материальной базы будет осуществляться на основе научно-педагогических требований, разрабатываемых опытными преподавателями учреждения образования, ведущего дистанционное обучение (УОДО).

Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации. Это следует даже из перечисления потенциальных потребителей ДО, в числе которых присутствуют инвалиды, офицеры, увольняемые в запас, и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к. учеба не ограничивается жесткими рамками времени, студент или слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал УЗДО и выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того, сама процедура приема в систему ДО является "открытой" со свободным доступом.

Принцип гуманизации является определяющим в системе интенсивного обучения и может быть полностью перенесен на ДО. Его сущность заключается в обращенности образовательного процесса к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

Анализ процессов в системе дистанционного обучения показывает, что хорошо структурированных и вполне обоснованных общих принципов обучения недостаточно для ДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изучению структуры деятельности СДО и содержания обучения, позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Они составляют концептуальный фундамент ДО. В них сформулированы системные требования к дистанционному обучению как целостному явлению, протекающему в рамках дидактической системы дистанционного обучения. Это наиболее общие руководящие положения, отражающие закономерности процесса ДО и определяющие требования к содержанию, методике и организации процесса обучения.Рассмотрим их более подробно.

Принцип интерактивности

Особенность этого принципа в СДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, обучающихся с преподавателями, опосредованных телекоммуникационными средствами, но и обучающихся между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивность обмена информацией между обучающимися больше, чем между обучаемым и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

Принцип стартовых знаний

Для того чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении в сетевых технологиях необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ (или другую телекоммуникационную сеть), но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка.

Принцип индивидуализации

Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, дополнительную подготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в ДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип идентификации

Заключается в необходимости контроля самостоятельности обучения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств.

Принцип регламентности обучения

Часто встречается мнение, что, так как время обучения в ДО жестко не регламентировано, то для обучаемого нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий

Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует дидактической педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуща "детская болезнь" увлечения телекоммуникационными средствами, особенно ИНТЕРНЕТОМ. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а, как следствие, - к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. Компьютерные технологии, которые широко используются в СДО, воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения. Все это позволяет ставить и решать значительно более сложные и чрезвычайно актуальные задачи педагогики, задачи развития человека, его интеллектуального и творческого потенциала, аналитического и критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний, работе с различными источниками информации.

Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения

Принцип открытости выражается в "мягкости" ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в УЗДО в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных УЗ говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны УЗДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента или слушателя. Важным "показателем гибкости" является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в УО, где он учится.


4. Дистанционное обучение в системе образования


Историко-педагогический анализ проблем становления и развития дистанционного обучения (ДО) показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом, мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа ВУЗов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. Если в 1980 г. их насчитывалось 187, то в 2003 г. - около 1500.

В США в системе ДО обучается более одного миллиона человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. В более чем половине университетов используется технологии ДО для обучения взрослых. Для ДО широко используется телевидение. В рамках системы публичного телевещания PBS-TV обучается более миллиона студентов. Программа обучения взрослых включает в себя курсы бизнеса и управления.

Более 20 лет функционирует Национальный Университет ДО (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Создан в 1988г. с целью организации заочного высшего образования для взрослых. Он является одним из подразделений министерства образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по высшему образованию. В его структуре существует система повышения квалификации, в частности, преподавателей средних школ.

Национальный Центр ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35000 пользователей в 120 странах мира.

В ФРГ открытый университет в г. Хагене (основан в 1976 г.) позволяет заочно получать образование и повышать квалификацию. Университет выдает дипломы и присуждает степени, включая доктора наук. Институт ДО в г. Тюбинген разрабатывает программы для обучения с использованием радио и телевидения. В подготовке 2500 учебных курсов принимает участие 5000 преподавателей. Балтийский Университет в Швеции объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского региона.. По технологиям ДО образование можно получить в университетах городов Уасалы, Лунда, Гетеборга, Умео и Линчепинга. Все учебные задания выполняются вне университета на основе специальных разработок и с консультацией преподавателей. Процесс сдачи экзаменов осуществляется непосредственно в ВУЗе.

С 70-х годов в Финляндии при 10 университетах начинают создаваться Центры ДО, а также, так называемые, летние университеты, которых насчитывается более 20 с числом студентов около 30 000 человек.

В Турции с 1974 г. работает Открытый университет, имеющий целью помочь получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают из университета необходимый пакет учебных материалов. Дополнительно для них проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы, возможны занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более 120 000 слушателей.

Аналогичное образовательное учреждение ДО функционирует в Австралии и в Швейцарии. Существует программа создания системы ДО в такой маленькой европейской стране, как Андорра. ДО развивается и в других регионах мира. В качестве примеров мега - университетов, развивающих ДО, можно привести Китайский телеуниверситет, Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Пайнам Ноор (Иран), Корейский национальный открытый университет, Университет Южной Африки, Открытый Университет Сукотай Тампариат (Таиланд).

В Японии с начала 80-х годов функционирует "Университет в эфире". Это государственное учреждение, находящееся на бюджетном финансировании и под строгим контролем министерства просвещения, имеет несколько факультетов гуманитарного и естественнонаучного профиля. В определенные часы по телевидению и радио транслируются лекции. По каждому избранному предмету учащийся должен прослушать дважды в неделю часовую лекцию. Консультации даются в специальных учебных центрах, созданных в каждой префектуре. Основная часть слушателей обучается в течение пяти лет и получает после успешной сдачи экзаменов диплом бакалавра. Зачетные единицы Открытого университета приравниваются к зачетным единицам всех других университетов.

В настоящее время в Открытом университете Великобритании (ОЗВ) практикуются самые различные формы открытого образования. Одним из приоритетных направлений работы ОЗВ является налаживание взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными университетами и самое активное использование сетевых технологий в процессе обучения зарубежных студентов.

Важно отметить, что ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, функционирующие в университетах, как по сложности, так и по количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки.

В России процесс развития ДО начался в начале 90-х годов. Количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории РФ на начало 2002 года составило более ста и продолжает быстро расти. Активно внедряются технологии ДО в Московском государственном университете электроники и математики (МИЭМ), в МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском государственном авиационном институте (МАИ), Московском государственном институте электронного машиностроения (МИЭМ), Московском государственном университете экономики, информатики и статистики (МЭСИ) и других ВУЗах. Кроме того, в России создается и быстрыми темпами развивается корпоративное обучение. Это тенденция отмечается в банковских системах, РАО "ГАЗПРОМ", Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы сравнимы и часто превосходят системы ДО ВУЗов.

В Республике Беларусь, начиная с 2000-2001 г.г. проводятся работы по построению систем ДО в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Белорусской государственной политехнической Академии, а также Академии народного хозяйства.

Дистанционное обучение является одной из форм получения качественного образования. Основу образовательного процесса в ДО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная и самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем. Анализ эволюции форм получения образования (очная, заочная, очно-заочная и экстернат) в условиях информатизации показывает, что идеально может рассматриваться некоторая интегральная, синтетическая форма, к которой при развитии асимптотически и эволюционно будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования, в том числе и современное ДО. Эта форма вбирает в себя все лучшее из существующих форм в настоящем, и что может появиться в будущем. Таким образом, совокупность мнений известных экспертов и экспериментальные практические результаты внедрения технологий ДО в традиционный процесс обучения подтверждают предположение о том, что существующие формы получения образования и повышения квалификации с закономерной необходимостью асимптотически стремятся к некоторой идеальной гуманистической, универсальной, синтетической, интегральной форме, изоморфной современному ДО. Другими словами, они сливаются в одну форму получения образования, которая:

§  предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;

§  обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

§  предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;

§  предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;

§  предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;

§  значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;

§  снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;

§  позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;

§  позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;

§  удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих;

§  повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;

§  способствует сохранению и приумножению знаний, кадрового и материального потенциала, накопленного отечественной образовательной системой.

С 2001 г. в Академии управления начата подготовка студентов в системе дистанционного обучения. В настоящее время в этой форме обучения проходят подготовку 140 студентов. Разработано и утверждено Министерством образования "Положение о подготовке и организации учебного процесса в системе дистанционного обучения", в котором определены:

§  концептуальные положения системы дистанционного обучения;

§  организация подготовки и проведения учебного процесса;

§  компьютерная технология дистанционного обучения;

§  порядок и требования к разработке и распространению учебных и учебно-методических материалов;

§  мониторинг и оценка качества учебного процесса.

Созданы электронные учебно-методические комплексы дистанционного обучения. Учебно-методический комплекс по каждой дисциплине включает в себя:

§  учебно-тематический план;

§  рабочую программу;

§  авторский курс лекций;

§  аудио лекции по курсу;

§  систему контрольного тестирования по темам дисциплины;

§  систему аудио тестирования по темам дисциплины;

§  лабораторные практикумы;

§  экзаменационные (итоговые) тесты.

Наряду с учебно-методическим комплексом проведена разработка программно-телекоммуникационных средств дистанционного обучения. На базе изученного специалистами Академии управления опыта построения систем открытого образования в ряде ВУЗов СНГ, разработано программное обеспечение для ведения дистанционного обучения. Оно включает в себя:

§  систему телекоммуникаций;

§  систему администрирования учебного процесса;

§  систему создания и ведения учебных и учебно-методических материалов;

§  систему создания и ведения банка тестов;

§  систему тестирования;

§  электронную библиотеку;

§  систему маркетинга дистанционного обучения;

§  электронный деканат;

§  образовательные Интернет Web-сайты;

§  образовательную сеть Интернет-вещания (WaveTop технология);

§  системные базы данных.

В 2003г. начата работа по обучению в дистанционном режиме Центром информационных технологий Академии управления студентов Мозырского педагогического университета, Гродненского государственного университета и Минского филиала Московского государственного университета статистики экономики и информатики. В настоящее время проводится работа с 5 ВУЗами республики по подписанию аналогичных договоров.

Проводится работа по дистанционному повышению квалификации министерств, ведомств и предприятий республики. В соответствии с подписанными договорами создаются системы дистанционного повышения квалификации в Министерстве промышленности, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, МЧС, АСБ Беларусбанк и ряде предприятий республики. Реализация компьютерной дистанционной образовательной сети позволит сформировать действенный кадровый потенциал, организовать его планомерную работу и создать благоприятные условия для профессионального роста.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.