В качестве главной задачи на предстоящий период Правительством страны определен комплекс мер по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями ВТО в следующих областях: нетарифное регулирование, защитные меры, валютное регулирование, ценовая политика, государственная поддержка сельского хозяйства, налогообложение, льготы и субсидии, лицензирование, таможенное оформление и таможенная оценка, защита интеллектуальной собственности и т.д.
Так, в новую редакцию Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и Таможенного кодекса (вступил в силу с 25.05.2005) включены такие требования ВТО, как запрет на введение в действие нормативно-правовых актов задним числом, запрет на взимание процента от суммы контракта в качестве платы за оформление сделок, запрет на взимание дифференцированных ставок налогов в зависимости от страны происхождения товара.
Закрепление этих норм ВТО позволит снять множество проблем для белорусских товаропроизводителей, ускорит получение Белоруссией преимуществ от введения норм ВТО и интеграционных процессов, а также снимет многие проблемы в торговых отношениях с Россией.
Принятие закона обусловлено динамичным развитием внешнеторговых связей Белоруссии, переговорами о присоединении к ВТО и участием страны в таких интеграционных процессах как Союзное государство с Россией, ЕврАзЭС, ЕЭП.
Переговорный процесс по присоединению Белоруссии к ВТО может завершиться в конце 2006-го - начале 2007 г. Сегодня по вопросам вступления Беларуси в ВТО создана так называемая "Рабочая группа ВТО по Беларуси", в которую входят 25 стран. Итогом работы группы должен стать доклад о том, что ситуация в Беларуси, ее таможенные тарифы и внешнеэкономический режим соответствуют нормам и правилам ВТО. После этого доклада будет подписан соответствующий документ о том, что Беларусь является членом ВТО.
Полноправное членство в ВТО даст Беларуси возможность стать участником процесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград продвижению товаров и услуг на рынки других стран.
Особо следует подчеркнуть значение использования международной правовой системы ВТО для защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности как "члена-экспортера" и "члена-импортера". У нее появится возможность защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", если субсидированный экспорт стран - торговых партнеров будет оказывать отрицательное воздействие на экспорт Беларуси.
Кроме того, появится возможность использовать институциональный механизм для проведения объективного расследования относительно применения торговым партнером субсидий, их объемов, а также о наличии ущерба, потере или уменьшении прибыли.
С другой стороны, после вступления в ВТО Беларусь должна реализовать основной принцип этой организации и в значительной степени либерализовать внешнеторговый режим.
Введение режима свободной конкуренции товаров и услуг может привести и к ухудшению структуры экспортно-импортных потоков, снижению эффективности экспорта, ухудшению показателя внешнеторгового баланса.
Продолжительность периода вступления страны в ВТО зависит от хода проводимых реформ, направленных на преодоление кризисных явлений в отдельных отраслях и создание эффективного конкурентоспособного национального хозяйственного организма, корректировку системы таможенных тарифов.
Таким образом, тактика Республики Беларусь в период переговорного процесса при присоединении к BTО должна заключаться в постепенном открытии национальной экономики, опираясь на разумное сочетание мер либерализации и протекционизма. Это подразумевает формирование такой системы регулирования внешней торговли, которая будет способствовать, с одной стороны, постепенному открытию внутреннего рынка, а с другой - селективной защите ограниченного круга товаров. Оптимальная система защиты национальных производителей должна характеризоваться наличием умеренных тарифов, предпочтительно не изменяющихся по отраслям (или, по крайней мере, различающихся незначительно), и быть достаточной для поддержания и развития национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства и уменьшающихся по мере того, как экономика Беларуси будет интегрироваться в международную торговлю.
Таблица 1. Основные показатели внешней торговли товарами (миллионов долларов США)
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008 (январь-июнь)
Объем внешней торговли Республики Беларусь
15737
17113
21504
30265
32687
42085
53000
36760,3
экспорт товаров
7451
8021
9946
13774
15979
19734
24300
17272,7,
импорт товаров
8286
9092
11558
16491
16708
22351
28700
19487,6
сальдо
-835
-1071
-1612
-2717
-729
-2617
-4400
-2214,9
со странами СНГ
10291
10679
13484
19201
18202
23121
30231,1
21222,8
4494
4384
5435
7318
7060
8609
11200
7592,2
5797
6295
8049
11883
11142
14512
19031,1
13630,6
-1303
-1911
-2614
-4565
-4082
-5903
-7831,1
-6038,4
со странами вне СНГ
5446
6434
8020
11064
14485
18964
22768,9
15537,5
2957
3637
4511
6456
8919
11125
13100
9680,5
2489
2797
3509
4608
5566
7839
9668,9
5857
468
840
1002
1848
3353
3286
3431,1
3823,5
В 2007 году:
экспорт в страны Европейского союза вырос на 17,4 % или на 1579,5 млн. долларов и составил 10,7 млрд. долларов. Доля стран ЕС в общем объеме белорусского экспорта составила 43,8 % (46,1 % в 2006 г.);
экспорт в страны Азии возрос на 21,6 % или на 221,8 млн. долларов и составил 1249,1 млн. долларов (5,1 % белорусского экспорта);
экспорт в страны Америки увеличился на 18,0 % или на 128,4 млн. долларов и составил 842,1 млн. долларов (3,6 % белорусского экспорта);
экспорт в африканские страны вырос на 44,2 % (на 47,7 млн. долларов) и составил 155,4 млн. долларов. Доля стран Африки в общем объеме белорусского экспорта составила 0,6 процента;
Основными потребителями белорусской продукции в 2007 году являлись: Россия - 36,5 %от общего объема экспорта страны; Нидерланды - 17,8 %; Великобритания - 6,3 %; Украина - 6 %; Польша - 5 %; Латвия - 4,1 %; Германия - 3 %; Литва - 2,3 %; Китай - 2,0 %; Бразилия - 1,5 %.
В результате активизации работы по расширению рынков сбыта товаров в 2007 году в число стран - основных партнеров Республики Беларусь вошли Венесуэла, Вьетнам, Индия, Республика Корея.
Расширена география белорусского экспорта. В 2007 году впервые поставлена белорусская продукция в Уругвай, Катар, Боливию, Барбадос, Бенин, Доминику, Мавританию, Мьянму, Непал и др. (всего 14 стран) на общую сумму 5,5 млн. долларов.
Ввоз потребительских товаров увеличился на 670 млн. долларов или на 17,7 %. В структуре импорта доля потребительских товаров сократилась с 10,5 % в 2006 году до 10,1 % в 2007 году. Сальдо торговли отрицательное - 520,9млн. долларов.
Страницы: 1, 2, 3, 4