Увеличить государственные поступления за счет налогообложения потребления можно и путем выравнивания ставок НДС на различные виды потребительских товаров. Хотя льготные ставки являются инструментом социальной политики поддержки групп населения с низким доходом, их эффективность с этой точки зрения является довольно низкой, поскольку низкими ценами пользуется и население с более высокими доходами. Вместо этого директивные органы присоединившихся стран вполне могут частично заменить меры социальной помощи через НДС альтернативными инструментами подоходного налогообложения и социальными пособиями, учитывающими материальное положение получателей.
Существуют и экономические аргументы в пользу сближения ставок НДС и отмены в конечном счете всех изъятий, особенно в преддверии вступления в ЕС. Данные подтверждают, что разброс ставок налогов на потребление между странами снижает их эффективность, подрывает их нейтральность и деформирует конкуренцию на товарных рынках и структуру потребления. Кроме того, результаты сравнительного анализа положения в отдельных странах показали, что при прочих равных условиях множественность ставок НДС, как правило, сопровождается меньшей собираемостью этого налога, что негативно отражается на совокупных государственных поступлениях.[19]
Политическая задача сокращения существующего разрыва в ставках налогов на потребление и обеспечения дальнейшей гармонизации налогообложения в рамках ЕС будет оставаться для присоединившихся стран актуальной и после их вступления в ЕС.[20]
Заключение
В последние годы все больший и больший интерес возникает к особенностям правовых интеграционных процессов в Европе. Остались только единицы государств в мире, которые не имеют отношения с Европейскими Сообществами, основой существования известного всем политического объединения Европейский союз, который, надеемся, в скором будущем после ратификации Лиссабонского договора, получит полную правосубъектность.
Созданные на основании международно-правовых актов, учредительных договоров, Сообщества в процессе своего функционирования создали особую правовую среду, необходимую для достижения общих задач европейской интеграции. Государства-члены ограничили часть своих полномочий, которыми они пожертвовали, и передали их институтам и органам Сообществ. С 1965 года у всех Сообществ общая система институтов и органов, что позволило универсально и успешно реализовывать многие мероприятия евроинтеграции. Но впереди существует еще много проблем которые надо преодолевать сообща, в основном это касается расширения ЕС и принятием «новых» стран членов.
В заключение своей работы, на основании проведенного анализа мне бы хотелось внести предложения по гармонизации налоговой системы ЕС:
- Повысить ставки прямого налогообложения в странах вступивших в ЕС – как ПНФЛ, так и НДК
- установить единые для всего Евросоюза налоговые правила для компаний, работающих в других странах ЕС;
- минимизировать налоговую конкуренцию между новыми и старыми членами ЕС
- установить единые бухгалтерские стандарты;
- позволить работающим в других странах ЕС малым и средним компаниям платить налоги по своим "домашним" ставкам;
- реформировать систему НДС.
Если все это будет реализовано, компаниям станет легче работать по всей Европе, соответственно конкурентоспособность ЕС повысится.
Список используемых источников
1) Шемятенков В. Г. Европейская интеграция: учебное для вузов. – М.: Международные отношения, 2003 – 399 с
2) Мовсесян А. Г. Мировая экономика: учебник для вузов / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 654 с.
3) Капустин М. Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. – М.:ДеКА, 2001 – 262 с.
4) Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 318 с
5) Пищин В. Я. Евро и макроэкономическая сбалансированность в ЕС / Мировая экономика и международные отношения: ежемесячный журнал.– 2003 – с. 26-34.
6) Витвицкая О., Горнинг Г. Право Европейского Союза. — Спб.: Питер, 2005. — С. 52.
7) Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: НОРМА, 2006. — С. 17.
8) Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: НОРМА, 2001. — С. 25.
9) Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 302 с
10) А. С. Захаров, Налоговое право Европейского союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения, Волтерс Клувер, М. 2006 – 234 с.
11) Зорилэ Д. В. Изменение налогового законодательства ФРГ под воздействием интеграционных процессов в рамках Европейского Сообщества // Дайджест Финансы. 2003. – 154 с.
12) Караваева И. В. Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике // Право и экономика. 2005. № 26.
13) Сабельников Л. В., Зотов Г. М., Чеботарева Е. Д. Налогообложение в Европейском Союзе. М., 2005- с 201
14) Зорилэ Д. В. Изменение налогового законодательства ФРГ под воздействием интеграционных процессов в рамках Европейского Сообщества // Дайджест Финансы. 2005. № 1 (97). Январь. С. 36.
15) Погорлецкий А. И. Внешние факторы формирования национальной налоговой политики. СПб., 2004 с-35
16) Румянцев А. Гармонизация налоговых систем стран – членов ЕС // Экономика и жизнь. 2003. № 43
17) Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / под ред. Энтина Л. М., Москва, 2006 – с 69
18) Злоканозова Н.В. Расширение ЕС: за и против с позиций его членов // МЭиМО. 2004. № 1. С. 66.
19) Fanfare for a Larger Europe // The Economist. 2004. May 1st. P. 11.
Электронные ресурсы
20) Официальный сайт Суда Европейских Сообществ.
Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Шемятенков В. Г. Европейская интеграция: учебное для вузов. – М.: Международные отношения, 2003 – 399 с
[2] Мовсесян А. Г. Мировая экономика: учебник для вузов / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 654 с.
[3] Капустин М. Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. – М.:ДеКА, 2001 – 262 с.
[4] Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 318 с
[5] Пищин В. Я. Евро и макроэкономическая сбалансированность в ЕС / Мировая экономика и международные отношения: ежемесячный журнал.– 2003 – с. 26-34.
[6] Витвицкая О., Горнинг Г. Право Европейского Союза. — Спб.: Питер, 2005. — С. 52.
[7] Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: НОРМА, 2006. — С. 17.
[8] Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: НОРМА, 2001. — С. 25.
* Приложение 1
[9] Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 318 с
[10] А. С. Захаров, Налоговое право Европейского союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения, Волтерс Клувер, М. 2006 – 234 с.
[11] Зорилэ Д. В. Изменение налогового законодательства ФРГ под воздействием интеграционных
процессов в рамках Европейского Сообщества // Дайджест Финансы. 2003. – 154 с.
* Нужно отметить, что непосредственно перед вступлением в ЕС ряд стран Центральной Европы осуществили корректировку ставок НП. Так, с 1 января 2004 г. в Польше ставка НП была сокращена на 8 процентных пунктов, в Словакии – на 6, Чехии – на 3 и в Венгрии – на 2. Это было сделано в расчете на привлечение зарубежных инвестиций по линии ТНК, оперирующих на едином европейском экономическом пространстве (см.: F i n k e n - z e l l e r M., S p e n g e l C. Company Taxation in the New Member States: Impact on Location Decisions by Multinationals// European Taxation. 2004. Vol. 44. N 8. P. 346). Базовая ставка НП в 35% для мальтийских компаний сокращается до уровня в 6,25% в соответствии с действующими международными налоговыми соглашениями, а также благодаря применяемой импутационной системе при выплатах дивидендов в адрес нерезидентов (см.: EU Enlargement Tax News. 2004. N. 7. July/August. P. 4).
[12] Караваева И. В. Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике //
Право и экономика. 2005. № 26.
[13] Сабельников Л. В., Зотов Г. М., Чеботарева Е. Д. Налогообложение в Европейском
Союзе. М., 2005- с 201
[14] Зорилэ Д. В. Изменение налогового законодательства ФРГ под воздействием интеграционных
процессов в рамках Европейского Сообщества // Дайджест Финансы. 2005. № 1 (97). Январь. С. 36.
* Выравнивание условий налогообложения для резидентов и нерезидентов позволило Ирландии резко увеличить объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). Так, если в 2003 г. в страну поступило ПЗИ на сумму 9,7 млрд долл., то в 2004г. объем ПЗИ в Ирландию составил 24,5 млрд долл., а в 2005 г. – 25,5 млрд долл. (85,6% от объема ПЗИ, поступивших в 2003 г. в экономику США) (См.: World Investwent Report 2005
(www.unctad.org).
[15] Погорлецкий А. И. Внешние факторы формирования национальной налоговой политики. СПб., 2004 с-35
[16] Румянцев А. Гармонизация налоговых систем стран – членов ЕС // Экономика и жизнь. 2003. № 43
[17] Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / под ред. Энтина Л. М., Москва, 2006 – с 69
[18] Злоканозова Н.В. Расширение ЕС: за и против с позиций его членов // МЭиМО. 2004. № 1. С. 66.
[19] Fanfare for a Larger Europe // The Economist. 2004. May 1st. P. 11.
[20] Официальный сайт Суда Европейских Сообществ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.curia.eu.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6