Рефераты. Налоговая гармонизация в странах ЕС

Увеличить государственные поступления за счет налогообложения потребления можно и путем выравнивания ставок НДС на различные виды потребительских товаров. Хотя льготные ставки являются инструментом социальной политики поддержки групп населения с низким доходом, их эффективность с этой точки зрения является довольно низкой, поскольку низкими ценами пользуется и население с более высокими доходами. Вместо этого директивные органы присоединившихся стран вполне могут частично заменить меры социальной помощи через НДС альтернативными инструментами подоходного налогообложения и социальными пособиями, учитывающими материальное положение получателей.

Существуют и экономические аргументы в пользу сближения ставок НДС и отмены в конечном счете всех изъятий, особенно в преддверии вступления в ЕС. Данные подтверждают, что разброс ставок налогов на потребление между странами снижает их эффективность, подрывает их нейтральность и деформирует конкуренцию на товарных рынках и структуру потребления. Кроме того, результаты сравнительного анализа положения в отдельных странах показали, что при прочих равных условиях множественность ставок НДС, как правило, сопровождается меньшей собираемостью этого налога, что негативно отражается на совокупных государственных поступлениях.[19]

Политическая задача сокращения существующего разрыва в ставках налогов на потребление и обеспечения дальнейшей гармонизации налогообложения в рамках ЕС будет оставаться для присоединившихся стран актуальной и после их вступления в ЕС.[20]


Заключение


В последние годы все больший и больший интерес возникает к особенностям правовых интеграционных процессов в Европе. Остались только единицы государств в мире, которые не имеют отношения с Европейскими Сообществами, основой существования известного всем политического объединения Европейский союз, который, надеемся, в скором будущем после ратификации Лиссабонского договора, получит полную правосубъектность.

Созданные на основании международно-правовых актов, учредительных договоров, Сообщества в процессе своего функционирования создали особую правовую среду, необходимую для достижения общих задач европейской интеграции. Государства-члены ограничили часть своих полномочий, которыми они пожертвовали, и передали их институтам и органам Сообществ. С 1965 года у всех Сообществ общая система институтов и органов, что позволило универсально и успешно реализовывать многие мероприятия евроинтеграции. Но впереди существует еще много проблем которые надо преодолевать сообща, в основном это касается расширения ЕС и принятием «новых» стран членов.

В заключение своей работы, на основании проведенного анализа мне бы хотелось внести предложения по гармонизации налоговой системы ЕС:

- Повысить ставки прямого налогообложения в странах вступивших в ЕС – как ПНФЛ, так и НДК

- установить единые для всего Евросоюза налоговые правила для компаний, работающих в других странах ЕС;

- минимизировать налоговую конкуренцию между новыми и старыми членами ЕС

- установить единые бухгалтерские стандарты;

- позволить работающим в других странах ЕС малым и средним компаниям платить налоги по своим "домашним" ставкам;

- реформировать систему НДС.

Если все это будет реализовано, компаниям станет легче работать по всей Европе, соответственно конкурентоспособность ЕС повысится.

Список используемых источников


1)           Шемятенков В. Г. Европейская интеграция: учебное для вузов. – М.: Международные отношения, 2003 – 399 с

2)           Мовсесян А. Г. Мировая экономика: учебник для вузов / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 654 с.

3)           Капустин М. Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. – М.:ДеКА, 2001 – 262 с.

4)           Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 318 с

5)           Пищин В. Я. Евро и макроэкономическая сбалансированность в ЕС / Мировая экономика и международные отношения: ежемесячный журнал.– 2003 – с. 26-34.

6)           Витвицкая О., Горнинг Г. Право Европейского Союза. — Спб.: Питер, 2005. — С. 52.

7)           Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: НОРМА, 2006. — С. 17.

8)           Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: НОРМА, 2001. — С. 25.

9)           Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 302 с

10)      А. С. Захаров, Налоговое право Европейского союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения, Волтерс Клувер, М. 2006 – 234 с.

11)      Зорилэ Д. В. Изменение налогового законодательства ФРГ под воздействием интеграционных процессов в рамках Европейского Сообщества // Дайджест Финансы. 2003. – 154 с.

12)      Караваева И. В. Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике // Право и экономика. 2005. № 26.

13)      Сабельников Л. В., Зотов Г. М., Чеботарева Е. Д. Налогообложение в Европейском Союзе. М., 2005- с 201

14)      Зорилэ Д. В. Изменение налогового законодательства ФРГ под воздействием интеграционных процессов в рамках Европейского Сообщества // Дайджест Финансы. 2005. № 1 (97). Январь. С. 36.

15)      Погорлецкий А. И. Внешние факторы формирования национальной налоговой политики. СПб., 2004 с-35

16)      Румянцев А. Гармонизация налоговых систем стран – членов ЕС // Экономика и жизнь. 2003. № 43

17)      Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / под ред. Энтина Л. М., Москва, 2006 – с 69

18)      Злоканозова Н.В. Расширение ЕС: за и против с позиций его членов // МЭиМО. 2004. № 1. С. 66.

19)      Fanfare for a Larger Europe // The Economist. 2004. May 1st. P. 11.

Электронные ресурсы

20)      Официальный сайт Суда Европейских Сообществ.

Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Шемятенков В. Г. Европейская интеграция: учебное для вузов. – М.: Международные отношения, 2003 – 399 с

[2] Мовсесян А. Г. Мировая экономика: учебник для вузов / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 654 с.

[3] Капустин М. Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. – М.:ДеКА, 2001 – 262 с.

[4] Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 318 с

[5] Пищин В. Я. Евро и макроэкономическая сбалансированность в ЕС / Мировая экономика и международные отношения: ежемесячный журнал.– 2003 – с. 26-34.

[6] Витвицкая О., Горнинг Г. Право Европейского Союза. — Спб.: Питер, 2005. — С. 52.

[7] Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: НОРМА, 2006. — С. 17.

[8] Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: НОРМА, 2001. — С. 25.

* Приложение 1

[9]  Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 318 с

[10] А. С. Захаров, Налоговое право Европейского союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения, Волтерс Клувер, М. 2006 – 234 с.

[11] Зорилэ Д. В. Изменение налогового законодательства ФРГ под воздействием интеграционных

процессов в рамках Европейского Сообщества // Дайджест Финансы. 2003. – 154 с.

* Нужно отметить, что непосредственно перед вступлением в ЕС ряд стран Центральной Европы осуществили корректировку ставок НП. Так, с 1 января 2004 г. в Польше ставка НП была сокращена на 8 процентных пунктов, в Словакии – на 6, Чехии – на 3 и в Венгрии – на 2. Это было сделано в расчете на привлечение зарубежных инвестиций по линии ТНК, оперирующих на едином европейском экономическом пространстве (см.: F i n k e n - z e l l e r M., S p e n g e l C. Company Taxation in the New Member States: Impact on Location Decisions by Multinationals// European Taxation. 2004. Vol. 44. N 8. P. 346). Базовая ставка НП в 35% для мальтийских компаний сокращается до уровня в 6,25% в соответствии с действующими международными налоговыми соглашениями, а также благодаря применяемой импутационной системе при выплатах дивидендов в адрес нерезидентов (см.: EU Enlargement Tax News. 2004. N. 7. July/August. P. 4).

[12] Караваева И. В. Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике //

Право и экономика. 2005. № 26.

[13] Сабельников Л. В., Зотов Г. М., Чеботарева Е. Д. Налогообложение в Европейском

Союзе. М., 2005- с 201

[14] Зорилэ Д. В. Изменение налогового законодательства ФРГ под воздействием интеграционных

процессов в рамках Европейского Сообщества // Дайджест Финансы. 2005. № 1 (97). Январь. С. 36.

* Выравнивание условий налогообложения для резидентов и нерезидентов позволило Ирландии резко увеличить объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). Так, если в 2003 г. в страну поступило ПЗИ на сумму 9,7 млрд долл., то в 2004г. объем ПЗИ в Ирландию составил 24,5 млрд долл., а в 2005 г. – 25,5 млрд долл. (85,6% от объема ПЗИ, поступивших в 2003 г. в экономику США) (См.: World Investwent Report 2005

(www.unctad.org).

[15] Погорлецкий А. И. Внешние факторы формирования национальной налоговой политики. СПб., 2004 с-35

[16] Румянцев А. Гармонизация налоговых систем стран – членов ЕС // Экономика и жизнь. 2003. № 43

[17] Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / под ред. Энтина Л. М., Москва, 2006 – с 69

[18] Злоканозова Н.В. Расширение ЕС: за и против с позиций его членов // МЭиМО. 2004. № 1. С. 66.

[19] Fanfare for a Larger Europe // The Economist. 2004. May 1st. P. 11.

[20] Официальный сайт Суда Европейских Сообществ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.curia.eu.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.