Рефераты. Мировые запасы нефти и проблемы нефтедобывающих регионов

Обустройство месторождения


Если месторождение открыто, и его эксплуатация оказывается экономически эффективной, может быть принято решение о его освоении. Это означает коренное изменение природы территорий, попавших в зону реализации такого проекта. Развертывается строительство дорог, площадок для нефтедобывающих скважин, трубопроводов для перекачки нефти. Все варианты антропогенного воздействия усиливается многократно.

Из-за очень большой стоимости работ, компании при выборе схем размещения создаваемых объектов стремятся максимально снизить затраты. Это регулярно входит в противоречия с ограничениями, вызванные необходимостью охраны природы либо сохранения социальных и культурных ценностей. Острые дебаты возникают по поводу экологической безопасности выбираемых решений. При отсутствии действенной системы ответственности за экологические нарушения и катастрофы (например, разливы, при которых огромное количество нефти может попасть в воду), компании опять-таки стремятся снизить расходы и предпочитают наиболее дешевые, хотя и экологически более опасные варианты.

В любом случае, при строительстве и налаживании работы нового оборудования, риск аварий и связанных с ними экологических последствий будет более высоким. Наиболее серьезными являются разливы нефти. Массовое прибытие приезжих работников в корне меняет социальную обстановку. Традиционный образ жизни местных жителей испытывает сильное влияние с их стороны, и, как правило, начинает разрушаться.


Эксплуатации месторождений


На фазе эксплуатации месторождений возникает проблема "старения оборудования", повышается вероятность утечек нефти, особенно на внутри и межпромысловых трубопроводах. Добывающие компании, которым они принадлежит, не заинтересованы в обнародовании таких фактов и располагают всеми возможностями для их сокрытия. Такие аварии получают огласку в основном в случаях особо сильного загрязнения, как правило, связанных с попаданием нефти в поверхностные воды, когда не замечать проблемы становится не возможным.

Одним из вопиющих примеров такого рода может служить разлив десятков тысяч тонн нефти под Усинском (республика Коми). Местное население было обеспокоено сильнейшим загрязнением Печоры, однако на этот факт ни официальные власти, ни компании не реагировали. Скандал начался после публикации в американской прессе, которая при обнаружении этого разлива ссылалась на данные космической съемки. Интересно, что до этого потеря десятков тысяч тонн нефти, стоимостью несколько миллионов долларов, настойчиво закачивавшейся в проржавевший трубопровод, и столь же устойчиво вытекавшей наружу, ни у кого особой тревоги не вызывала.


Ликвидация выработанных нефтепромыслов


Среди проблем, которые характерны для этого этапа - ликвидация выработанных скважин (если их просто бросить, то остаточное выделение нефти может вести к загрязнению, как земной поверхности, так и грунтов и грунтовых вод). Широкомасштабные программы по уборке мусора и брошенного оборудования, ликвидации разливов нефти, рекультивации земель, приведению экосистем в состояние приближенное к исходному у нас в стране отсутствуют из-за экономической невыгодности. В более развитых странах накопление средств, необходимых для максимального воссоздания естественно-природной обстановки после окончания нефтедобычи осуществляется с самого начала освоения новых месторождений.


Транспортировка сырой нефти


После того, как нефть добыта, ее необходимо доставить до потребителей. Для этого, прежде всего, используется система трубопроводов, способная наиболее эффективно транспортировать столь огромные объемы.

При строительстве новых магистральных трубопроводов могут возникать проблемы, связанные с выбором их трассы. Опять-таки экономические интересы сделать ее максимально удобной и короткой входят в противоречие с недопустимостью прокладки трубы по особо ценным в природном, историческом или культурном плане территориям. Серьезной, хотя и технически вполне разрешимой проблемой является экологическая безопасность используемой трассы. Дело снова упирается в дополнительные расходы.

После того как трубопровод создан, экологической проблемой, связанной с его работой, являются утечки нефти, размеры которых по официальным данным могут достигать нескольких сотен тонн. В основном они привлекают значительное общественное внимание, когда в результате происходит серьезное загрязнение поверхностных вод. Это случается практически каждый год. Значительная часть российских трубопроводов создана более 20 лет назад и приближается к завершению проектных сроков своей эксплуатации, после чего риск аварий будет резко нарастать. В то же время, современная диагностика и ремонт, по крайней мере, на определенное время позволяют решить эту проблему. К числу наиболее серьезных аварий последнего времени относится прорыв нефтепровода Туймазы-Омск-Новосибирск (1996 год), во время которого в реку Белая вылилось около 1000 т нефти.

Значительным компонентом системы транспортировки российской нефти является перевозка ее танкерами по воде. Стандартной проблемой танкерного флота являются последствия аварий танкеров с крупномасштабными разливами прямо в воду. Аварии могут происходить и на самих нефтяных терминалах. Важнейшим стратегическим направлением снижения такого рода аварийности является выбор места расположения терминала. С одной стороны он должно снижать риск аварий, а с другой - сводить к минимуму тяжесть возможных последствий. К сожалению, оба наиболее крупных проекта такого рода, реализуемых в настоящее время на территории России, этим требованиям не соответствуют.


Переработка сырой нефти


Значительная часть добываемой в России поступает на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Наиболее очевидными экологическими результатами их деятельности являются плановое загрязнение (выбросы в атмосферу и воду). Периодически НПЗ предоставляют местным жителям и средствам массовой информации красочные картины аварий (огромное пламя, взрывы, дым и т.д.).

Однако гораздо более тяжелой, хотя и менее известной проблемой являются отходы, хранящиеся в прудах-накопителях и загрязнения грунтов в результате утечек. Очевиден результат - отравленные грунтовые воды, которые просачиваются в реки, ядовитые испарения в воздух.


Перевозка нефтепродуктов


При всей ее схожести с транспортировкой нефти, транспортировка нефтепродуктов имеет свои особенности, связанные тем, что они непосредственно пригодны для употребления, а также легковоспламеняемы.

Если воровство нефти из трубопроводов является в основном спецификой Северного Кавказа, где народные методы ее переработки достигли высокого технического уровня и значительных объемов, то нефтепродукты из трубопроводов воруют, либо пытаются воровать везде. По сути, по трубам текут жидкие деньги, которые надо только оттуда извлечь. Что и делается. Врезки в находящиеся под высоким давлением продуктопроводы, естественно приводят к многочисленным утечкам. В отличие от нефти, нефтепродукты довольно легко испаряются и связанное с ними загрязнение тех же вод постепенно само собой превращается уже в загрязнение атмосферы. Однако легкая испаряемость нефтепродуктов создает новую угрозу - уже не столько экологическую, сколько безопасности людей.


Сбыт и потребление нефтепродуктов


Утечки в грунт могут происходить не только вокруг НПЗ, но и вокруг любых хранилищ нефти и нефтепродуктов. В России наиболее известны случаи образования крупных (до нескольких тысяч тонн) линз топлива вокруг топливохранилищ воинских частей.


2. Особенности ценообразования на нефтепродукты


Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей. Объем мировой торговли нефтью в 2002 г. превысил 415 млрд долл., что составило около 3,8% всего мирового товарооборота.

В экспортно-импортных операциях с нефтью участвуют все без исключения страны мира. По каналам международной торговли в начале 21 века проходит около половины добываемой в мире нефти. На ее долю приходится более 20% суммарной стоимости экспорта всех развивающихся государств. При этом для ряда крупнейших мировых поставщиков нефти ее удельный вес в экспорте был всегда весьма существенным и составлял, например, в Нигерии - 95-96%, Анголе - 91%, Иране и Омане - 88-90%, ОАЭ - 78%, Саудовской Аравии - 73%, Ливии - 77%, Венесуэле - 65%, Мексике - 33%, Индонезии - 24%. Характерно, что для вышеперечисленных развивающихся стран доля нефти в общем экспорте имеет неуклонную тенденцию к росту.

Даже для такой экономически мощной промышленной державы, как Великобритания, вывоз нефти в последнее десятилетие имеет очень большое значение, принося более 4% экспортной выручки, а другому крупному европейскому экспортеру - Норвегии еще больше - около 34%.

Цены на нефть (биржевые и внебиржевые) определяются двумя ключевыми факторами - текущим и ожидаемым соотношением спроса и предложения и динамикой издержек. Поскольку точных данных о текущем мировом балансе спроса и предложения нефти не существует, нефтяные трейдеры в основном ориентируются на информацию об изменении складских запасов нефти - стратегических и промышленных. Соответствующие оценки появляются в еженедельных и ежемесячных бюллетенях некоторых агентств. Наиболее известными являются обзоры Американского института нефти (API), информационного агентства Департамента энергетики США (EIA) и Международного энергетического агентства (IEA).

Рост запасов является косвенным свидетельством в пользу того, что предложение нефти превышает спрос и, как правило, сопровождается падением цен. Дисбаланс на нефтяном рынке возникает в основном из-за шоков предложения, в первую очередь со стороны ОПЕК, тогда как средний спрос на нефть гораздо выше. В частности, как показывают многочисленные исследования, потребление нефти крайне неэластично по отношению к цене на временных интервалах менее одного года. Тем не менее шоки, влияющие на потребление товаров, также могут вызывать существенные колебания цен. Сильные краткосрочные (дневные, недельные и среднемесячные) колебания приводят к тому, что при рассмотрении более длинных интервалов - квартальных и годовых - связь между ценой на нефть и балансом спроса и предложения размывается. На месячных и квартальных временных интервалах цены на нефть имеют ярко выраженную сезонную компоненту, что связано с колебаниями спроса. Крупнейшие потребители нефти из числа стран ОЭСР (США и Западная Европа) расположены в северном полушарии и для отопления помещений активно используют топочный мазут. В летние месяцы, наоборот, растет потребление бензина. Разница между максимальным (декабрь, февраль) и минимальным (май) потреблением нефтепродуктов странами ОЭСР составляет около 4 млн барр. /сут.

В долгосрочной перспективе цены на сырую нефть помимо баланса спроса и предложения определяются динамикой среднемировой себестоимости добычи. На себестоимость, с одной стороны, влияют темпы инфляции и истощение ресурсной базы (приводит к росту издержек), а с другой - различные технологические усовершенствования (уменьшают издержки). В результате одновременного действия многих факторов уровень цен на нефть зависит от своей траектории, а “правильный" уровень цен на нефть определен только в среднесрочной перспективе и может меняться как под действием шоков, так и долгосрочных тенденций.

Определить будущие цены весьма проблематично и из-за отсутствия у экономических субъектов реальной информации для долгосрочного планирования. "Как можно определить цены, когда у основных игроков нет адекватных данных о мировых запасах нефти? Вся серьезная информация по нефти удалена из информационного пространства. Нет четких реальных цифр ни по запасам, ни по производству нефти. Так, например, даже правительство России не владеет реальной информацией по объемам запасов нефти и оперирует лишь оценочными данными экспертов. Причем дело не только в том, что не производятся в необходимом объеме геологоразведочные работы. Цифрами владеют частные компании, но их реальное значение - коммерческая тайна. Схожая ситуация и в других добывающих странах. Нет данных по запасам Венесуэлы. Информация о нефтяных запасах Китая, который превращается в одного из основных потребителей углеводородов, - полностью секретная. Данные по этой стране основываются на приблизительных оценках.

По мнению экспертов, единственное, что можно "сказать наверняка", так это то, что нефть будет дорожать. Мировое потребление нефти будет стремительно расти, и сырья на всех не хватит", - говорят они. Китай, Индия и мусульманские страны Юго-Восточной Азии собираются обеспечить своему населению уровень потребления, сопоставимый с западными стандартами. Соответственно, потребление нефти этими странами будет стремительно расти. Кто и как обеспечит данные запросы - непонятно. Сейчас страны ОПЕК, на которые приходится порядка трети от мировой добычи, готовы увеличить объемы добычи лишь на 2 млн баррелей в день. Потребителей нефти много - самой же нефти мало, причем заменить ее пока нечем. В такой ситуации события могут развиваться только лишь по жесткому военному сценарию. Цели войны за ресурсы - устранить "лишних" потребителей и поставить под контроль районы нефтедобычи и маршруты транспортировки нефти. Впрочем, достаточно посмотреть на карту международных конфликтов. Война за эти регионы уже идет.


Заключение


Нефтяной комплекс в настоящее время обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве.

Нефтяные кампании делают весьма масштабные инвестиции. По темпам прироста вложения в нефтедобычу более чем в 4 раза превышают среднеотраслевые по промышленности. Но основные фонды отрасли в значительной степени изношены, особенно велика степень их износа в нефтепереработке. Капитальный ремонт в нефтепереработке почти равен объему инвестиций. Недостаточность инвестиций в техническое перевооружение увеличивает вероятность техногенных катастроф. Для увеличения объемов нефтедобычи, а также для модернизации нефтепереработки комплекс нуждается в больших капиталовложениях. Есть основания полагать, что для поддержания и развития производства нефтяные кампании делают значительно большие капитальные вложения, чем отражено в статистической отчетности.

По заявлениям руководителей нефтяного бизнеса, а также исходя из проведенных нами экономических расчетов, реальный объем инвестиций примерно на 30% превышает объем, зафиксированный в отчетности. Причины занижения объема инвестиций в основной капитал кроются в чрезмерно обременительной российской налоговой системе и общей политико-правовой неопределенности деятельности нефтяных кампаний.

Для модернизации нефтяного комплекса в ближайшие 5 лет в него необходимо вложить, по разным оценкам, 25-40 млрд. долл. Наиболее приоритетными направлениями инвестиций в нефтяной комплекс на ближайшую перспективу считается:

инвестиции в транспорт нефти на экспортных направлениях, включая дальневосточное;

инвестиции в промышленную инфраструктуру нефтедобычи, включая трубное хозяйство нефтяных кампаний;

При сохранении высоких цен на нефть российские нефтяные компании располагают необходимыми ресурсами для финансирования инвестиций в основной капитал. Уникальность ситуации в том, что масштабного привлечения прямых западных инвестиций в комплекс в настоящее время не требуется. Однако любые ужесточения на мировом нефтяном рынке могут обернуться либо необходимостью заимствований за границей, либо провалами в инвестировании развития отрасли.


Список использованной литературы


1. Мазус М.М. Экологические проблемы нефтяной индустрии. Вестник МГУ. Сер.6. 1999 №5

2. Абросимов А.А. Экология переработки углеводородных систем. М.: Химия. 2002.

3. Цены и ценообразование в рыночной экономике. Ч.2. Цены и рыночная конъюнктура. / под ред. Есипова В.Е. - СПб.: издательство СПБГУЭФ, 1998.

4. Журнал "Экономика России: ХХI век" № 18

5. А. Конопляник. Куда исчезли справочные цены? // Нефть России. 2000, №7

6. А. Конопляник. От прямого счета - к обратному // Нефть России. 2000, №8

7. #"#">www.ruseconomy.ru

9. www.finansy.ru



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.