При множестве точек зрения относительно путей включения России в мировые интеграционные процессы, несомненно, то, что успешное решение этой проблемы будет, в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.
Что касается оздоровления экономики и структурной перестройки, то это требует усилий, времени и ресурсов. Значительно меньше усилий требует создание необходимого законодательного поля и благоприятных условий для непосредственного вовлечения России в международные интеграционные процессы.
Как показывает анализ проблем интеграции в мировое хозяйство других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного периода является ее открытость. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. Это условие является необходимыми для российской экономики, поскольку в этом случае у российских производителей останется один легальный путь к процветанию - повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. Естественно, переход к экономике открытого типа - процесс целенаправленный, осуществляемый поэтапно таким образом, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из фактора созидания в фактор разрушения российской экономики.
Важным преимуществом открытой экономики является ее значение для борьбы с монополизмом. Отмечая роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.
Практика показывает, что в настоящее время в силу, прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т.д.).
В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной частью национального интереса. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.
Представляется также необходимость активного участия России в таких всемирных по сфере своего проявления организаций, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и др.).
Еще одним направлением интеграции России в мировую экономику может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых постоянно увеличивается. Уже сегодня имеется много примеров активного участия России в престижных и экономически значимых проектах, например, в области освоения космического пространства (например, создание международной космической станции), в области военно-технического сотрудничества (программа "Эврика", разработанная еще в 1985г. по инициативе Франции как европейский ответ на американскую программу СОИ).[9; с. 78]
В условиях перехода к открытой экономике для России жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия придерживается деполитизации международных экономических отношений и их развития на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (переоценку) и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, прежде всего со странами СНГ, так как степень экономической взаимозависимости с ними остается весьма значительной.
2.3 Внешнеэкономические отношения России: торговля и инвестиции
В сложившихся сегодня условиях требуют более глубокого анализа и осмысления принципиальные вопросы экономических взаимоотношений России и с развивающимися странами. При этом в первую очередь Россия заинтересована в тех регионах, страны которых близки по месту в системе мирохозяйственных связей, имеют близкие показатели экономического развития.
В основе развития внешнеэкономических связей России лежит ряд специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.
В части внешних факторов, содействовавших за последнее время расширению российского экспорта, послужили благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках: с конца 1993г. экономика большинства промышленно развитых стран находится с стадии экономического подъема, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран многих товаров российского экспорта.
Характерной особенностью международной торговли в условиях глобализации становится все более тесная связь между торговлей и прямыми иностранными инвестициями. При этом международная торговля выступает как составная часть общей, интегрированной системы производства, сбыта и снабжения, которую создают и развивают транснациональные корпорации.
В рамках комплексной интеграционной стратегии ТНК переплетаются потоки капитала (прежде всего в виде прямых инвестиций) и торговли, складываются многообразные связи в сфере производства и обращения: между материнской компанией (штаб-квартира ТНК) и ее иностранными филиалами, между разными филиалами одной и той же корпорации, между различными ТНК и их филиалами или любыми другими компаниями. Международная торговля все в большей мере оказывается отражением, следствием и стимулом этих связей, ее истоки - в самой организации современного глобализированного производства.[8; с. 83]
Это весьма не похоже на прежнюю схему международной торговли, при которой производство сосредоточивалось преимущественно в пределах национальной экономики, а затем часть продукции пытались сбыть на внешних рынках, где сталкивались и конкурировали между собой товары из разных стран. Ныне, однако, подобная ситуация в значительной степени (прежде всего в обрабатывающей промышленности) постепенно уходит в прошлое, уступая место конкуренции крупных интегрированных международных систем производства и сбыта, основанных на прямых иностранных инвестициях ТНК. Компаниям, действующим как раньше, спорадически пытаясь пробиться на внешние рынки, рассчитывать на успехи в конкурентной борьбе с этими силами не приходится. Эти новые обстоятельства следует учитывать и в России, где предприятия подчас по привычке действуют именно таким, давно устаревшим способом.
Еще один быстро развивающийся процесс в области международной торговли, связанный с иностранными инвесторами, - абсолютный и относительный рост внутрифирменной торговли, т.е. торговли между разными частями и подразделениями одной и той же транснациональной корпорации, расположенными в различных странах. Как видно, транснациональные корпорации (ТНК), с их растущей сетью заграничных филиалов, являются ныне важнейшим генератором международной торговли.
Однако с точки зрения долгосрочных перспектив, Российская Федерация, безусловно, обладает высокой привлекательностью для иностранных инвесторов, что определяется прежде всего общими масштабами сферы приложения иностранных инвестиций и позитивными сдвигами в процессе рыночных преобразований. Действует и ряд дополнительных факторов, связанных, в частности, с присоединением России в 1992г. к ведущим международным финансовым организациям – Международному Валютному Фонду (МВФ), Всемирному Банку (ВБ), Международной Финансовой Корпорации (МФК). Россия заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития. В течение последних лет Россия активно решает проблему вступления в ГАТТ/ВТО.
Для России, которой из-за ее нынешнего экономического положения очень сложно создать собственный наднациональный интеграционный блок, представляется необходимым помимо интеграции в рамках СНГ, стремиться интегрироваться в различные региональные экономические процессы, в том числе в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (ОАТЭС) и Европейского союза (ЕС).
Учитывая объем торговли России со странами Европейского Союза и уже заключенное соглашение о сотрудничестве между ними, можно ожидать, что в перспективе должен встать вопрос о дальнейшем сближении России и ЕС. Большую роль при этом будут играть не только экономические, но и политические факторы. При этом решающее значение будет иметь углубления отношений ЕС с Россией в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Что касается деятельности СНГ, то видно, что она до сих пор во многом сводилась лишь к принятию документов "на высшем уровне", выражавших некоторые общие пожелания и обычно остававшихся на бумаге, никак не влияя на действительные отношения. Поэтому можно с уверенностью сказать: что пока в это дело не включатся представители деловых кругов, движимые своими экономическими интересами, никакой реальной интеграции не получится. [12]
Ряд проблем из области внешнеэкономических связей остаются нерешенными. Одна их них - проблема внешней задолженности, другая - привлечение иностранных инвестиций, являющихся существенным фактором развития экономики России и включения ее в мирохозяйственные связи. В последние годы выявилась тенденция роста российских инвестиций за рубежом. Информация об их количественных параметрах весьма противоречива. Правительство России также пересматривает свою инвестиционную стратегию. Создан Фонд национального благосостояния, активы которого в июне 2008 г. составили 32 млрд. долларов.
Заключение
Мировое хозяйство не может рассматриваться как простая сумма хозяйств отдельных стран. Она является таким хозяйственным организмом, в котором его отдельные части находятся в той или иной производственной взаимозаменяемости.
Мировое хозяйство нашего времени является результатом длительной эволюции производительных сил, их интернационализации. В период своего существования оно претерпело достаточно серьезные изменения. Ныне мировое хозяйство представляет собой сложную экономическую систему, в которой происходит воспроизводство совокупного общественного продукта на нашей планете. [10; с. 93] Его субъектами выступают транснациональные корпорации, национальные хозяйства, для функционирования которых характерны и сотрудничество, и противостояние.
Мировые хозяйственные взаимоотношения, проявляющиеся в интернационализации производства и интеграции, привели к усилению взаимосвязи отдельных национальных экономик, формированию целостности мирового хозяйства.
В настоящее время Российская Федерация до сих пор играет роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг в мировой экономике. Но «сырьевая» модель развития не может обеспечить ее устойчивое и быстрое развитие потому, что запасы рентабельных месторождений довольно скоро истощатся, а разработка новых окажется слишком дорогостоящей. Если исходить из парадигмы «экономикс», в которой рассматривается наилучшее распределение ресурсов, то переход России к «высокотехнологичной» модели развития невозможен. Если же руководствоваться институционально-эволюционной теорией, в которой предприятия рассматриваются как развивающиеся и самообучающиеся организации, такие возможности еще есть. Политика государства должна быть направлена на стимулирование создания инновационно-активных российских вертикально-интегрированных корпораций. При необходимости государство должно само такие транснациональные корпорации (ТНК) создавать, в том числе – на основе частно-государственного партнерства.
Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития при наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.
Библиографический список
1. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. — М.: Catallaxy, 2000. – 196с.
2. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное пособие / А.Н. Маркова, Н.С. Кривцова, А.С. Квасов и др.; под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ,1999. - 192 с.
3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова.- М.: ЮРИСТЪ, 1999- 634с.
4. Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика» «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе». – М.: Юриспруденция, 1999. – 134с.
5. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник. – М.: ЮРИСТЪ, 1999. – 546с.
6. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2006. – 198с.
7. Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. - М.: Буквица, 2001. - 279 с.
8. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2000. – 156с.
9. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 108 с.
10. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - М., ИНФРА-М, 1999. - 103 с.
11. Россия и страны мира: Стат. сборник // Госкомстат России. М., 2010. - 558 с.
12. МВФ оценил перспективы российской экономики //http://www.finam.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4