Рефераты. Мир в начале XXI века

Тот факт, что Россия по-прежнему воспринимается международным сообществом как мировая держава, подтверждают данные исследования “Новостные факторы в глобальном медиа-освещении”, реализованного на основе анализа факторов экономической, политической, географической и культурной близости и контент-анализа взаимного упоминания стран в прессе. Его результаты показали, что ведущие места в рейтинге наиболее часто упоминаемых стран занимают государства-лидеры — США, Россия, Китай, страны ЕС, а также Ирак .

Исследование имиджа России в прессе США показало, что американские журналисты рассматривают нашу страну сквозь призму политики и экономики, видя в ней, прежде всего, ядерную и энергетическую державу. Точно так же освещается страна, которая является врагом США — Иран. В то же время в статьях о союзнике США Великобритании преобладают материалы об обществе, культуре, жизни людей и т.п.. Результаты анализа частоты встречаемости смысловых категорий Ценностного словаря Лассуэлла в текстах статей о России изданий New York Times, Wall Street Journal и U.S. Today, отраженные на диаграмме 3, свидетельствуют о значительном доминировании категорий “Власть”, “Просвещение” и “Богатство” в поле контента трех анализируемых газет (см. табл. 3 ):


Таблица 3. - Частота встречаемости категорий Ценностного словаря Лассуэлла в статьях о России в New York Times, Wall Street Journal и U.S.


Важно отметить, что категория “Власть” в процентном отношении и по числу зафиксированных случаев значительно опережает все остальные, что означает пристальное внимание прессы США к проблемам реализации власти в России, а именно к политическим конфликтам и договоренностям. Во многом это обусловлено тем, что принятие ключевых решений, влияющих на развитие нашей страны и контакты с другими государствами, осуществляется правящей партией или лично Президентом РФ. Это определяет высокий уровень “политизированности” макроэкономических связей России с ее внешнеполитическими партнерами.

Высокий рейтинг категории “Просвещение”, описывающей аспекты межличностного и межкультурного взаимодействия, свидетельствует о том, что проблематика межкультурного диалога и взаимопонимания России и США широко дискутируется в американской прессе. Высокая частота упоминания категории “Богатство”, очевидно, является следствием благоприятного для России макроэкономического климата, создаваемого высокими ценами на нефть на мировых биржах, а также ростом спроса на энергетические ресурсы России во всем мире.

 

2.2 Качественный анализ факторов, негативно влияющих на имидж России в мире


Коррупция является важнейшим фактором, негативно сказывающимся на имидже нашей страны в мире. Согласно “Индексу восприятия коррупции” — ежегодному рейтингу коррумпированности различных государств мира, который составляется международной организацией Трансперенси Интернэшнл методом экспертных опросов, показатели коррумпированности государств Восточной Европы и Центральной Азии достаточно высокие. Россия занимает 143-е место, ее обгоняют только страны Центральной Азии, Азербайджан и Белоруссия

Однако, при рассмотрении данных замера частоты выплаты взяток, реализованного Транесперенси Интернэшнл, складывается несколько иная картина (см. табл. 4).


Таблица 4. - Доля ответивших, что им приходилось платить взятку за услугу[7]

Исследование показывает, что среди постсоциалистических стран наиболее высокий уровень коррупции наблюдается в Албании (70%) и Косово (67%). При этом во многих странах доля людей, платящих взятки выше, чем в России (17%) . По результатам опроса фирм, ситуация в России выглядит значительно хуже[8]. Только в Албании и Киргизстане доля компаний, платящих взятки, выше чем в России. При этом в России меньший процент компаний воспринимает коррупцию как проблему.

Таким образом, можно заключить, что российский бизнес адаптировался к коррупции, которая стала нормальной частью деловой активности. В этих условиях для улучшения имиджа России и нормализации ее делового климата необходимы решительные и систематические антикоррупционные действия.

Существенным фактором, негативно влияющим на имидж России в мире, и, в частности, на ее позиционирование как динамично развивающейся страны, является демографическая ситуация. Основными причинами демографических проблем России с точки зрения иностранных СМИ выступают низкая рождаемость, высокая смертность, алкоголизм, наркомания, детские болезни, здоровье женщин и мужчин, миграционная ситуация.

В большинстве публикаций указывается на то, что катастрофическая демографическая ситуация в России создается благодаря уникальному сочетанию разнообразных факторов, совпадения которых нельзя наблюдать ни в одной другой стране мира. В связи с этим во многих публикациях западной прессы в крайне резкой форме критикуются претензии России на мировое лидерство. По мнению журналиста британского издания “Daily Telegraph” Д.Блэра, “у государств, которые смогут оказывать реальное влияние на мировые события к концу XXI века, нет проблем с демографией. Низкий показатель средней продолжительности жизни, алкоголизм, а также тот вопиющий факт, что число абортов в России превышает количество новорожденных, — все это практически неизбежно влечет за собой упадок страны”. Согласно прогнозу Блэра, “мир в XXI веке поделят между собой Америка с 300 млн. жителей, Европейский союз с населением в 460 млн., а также Китай и Индия — страны, в каждой из которых живет более миллиарда людей. На этом фоне Россия выглядит неубедительно”

Алкоголизм, плохие жизненные условия, деградация системы здравоохранения и рост числа заболеваний туберкулезом, гепатитом В и СПИДом привели к сокращению продолжительности жизни. Сейчас средняя продолжительность жизни мужчин — 59 лет (против 63,8 лет — в 1960-е годы), женщин — 72 года (против 72,4 лет в тот же период).

Главной причиной негативной демографической ситуации в стране является высокая смертность среди мужского населения. В первую очередь потому, что среди мужчин намного больше тех, кто регулярно употребляет алкоголь и табак, чем среди женщин. Половина мужского населения страны курит (женщины-курильщики составляют только одну треть). Алкоголизм также в большей степени затрагивает мужчин. Потребление алкоголя вкупе с курением приводит к увеличению числа сердечно-сосудистых заболеваний (60% смертей). Алкоголь также является причиной насильственных смертей (несчастные случаи, убийства), которые в России происходят в пять раз чаще, чем в Европе. Ежегодно от вызванных алкоголем патологий умирают от 300 000 до 400 000 человек. В 2005 г. эта цифра составляла 35 000 человек. В течение последних десяти лет социологи, демографы и медики уже неоднократно называли причины демографического спада в России. Тем не менее, меры так и не были приняты. Потребление алкоголя, которое оценивается в 14 литров в год на душу населения, не снижается. Ежегодно продается 3 миллиарда пачек сигарет. Фрукты и овощи не всем по карману, зато сигареты и водка доступны каждому. “Здоровье россиян продолжает ухудшаться, уровень смертности увеличивается, а правительство не предпринимает эффективных мер для изменения этой ситуации”, говорится в отчете Счетной палаты за декабрь 2005 г. . Таким образом, французские ученые приходят к выводам, аналогичным тем, что приводятся в данной статье.

На ограниченность проводимых правительством реформ в области повышения рождаемости указывает и газета “La Croix” в статье “Россия стимулирует рождаемость”. Автор статьи, находясь в Ульяновске, проводит опрос среди женщин, стремясь выяснить, насколько предоставляемые правительством 250 000 рублей за появление в семье второго ребенка могут повысить рождаемость в стране. Оказывается, что эта сумма не будет предоставлена матерям напрямую, а перечислена на счета, с которых эти деньги можно будет снять строго под определенные цели, как то: образование или лечение ребенка. Притом, что деньги среднестатистической ульяновской семье с ежемесячным доходом максимум в 20 тысяч рублей понадобятся уже сразу после рождения ребенка. Поэтому многие проблемы в рамках программы остаются нерешенными. Важнее создавать благоприятный экономический и социальный климат в долгосрочной перспективе, нежели проводить единичные акции, которые, к тому же, оказываются непростыми с точки зрения их реализации[9].

В преддверии президентских выборов 2008 г. наблюдались некоторые позитивные тенденции в позиционировании России в западных СМИ, связанные с экономическими успехами России и грядущими перестановками политических сил. В частности, можно отметить серию публикаций, приуроченных к избранию В.Путина человеком года 2007: “Человек, укротивший Россию”, “Родился царь”. Положительно рассматривались и инициативы российских властей по решению демографического кризиса.

Однако, несмотря на это, налицо явное преобладание критичных публикаций в западной прессе. В публикации “New York Times” от 29.01.2008 г. со ссылкой на конфиденциальное мнение некоторых чиновников ЕС говорится о том, что аннексировать Россию вполне возможно; что это — просто вопрос времени.



Заключение


Начало 21 века обусловлено характеризуется обострением множества глобальных проблем

В начале XXI века обострение глобальных проблем по-новому поставило вопрос о настоящем и будущем человеческой цивилизации, сделав весьма спорным приведённый вывод о возможности учиться на катастрофах. Стала нарастать угроза глобальной планетарной катастрофы, исчезновения самого человечества как вида в результате или ядерной войны, или деградации природной среды, биосферы планеты под воздействием антропогенных нагрузок, или обострения других противоречий такого масштаба.

По данным Института всемирного наблюдения, функционирующего на территории США, с 1970 по 1990 годы мир потерял почти 200 млн гектаров лесов, площадь пустынь увеличилась примерно на 120 млн гектаров, уничтожено 180 млрд тонн пахотного слоя, а население планеты выросло на 1,6 млрд человек и к 2030 году достигнет приблизительно 10 млрд человек. Для поддержания их жизненного стандарта потребуется увеличить сельскохозяйственное производство в 4 раза, а производство энергии в 6 раз

Возможное повышение среднегодовой температуры ко второй половине XXI века может достичь значений, по разным оценкам, от 2,6 до 5,8 градусов по шкале Цельсия, что приведёт не к библейскому, а к реальному затоплению и опустошению островных государств и обширных прибрежных районов на материках. Исследования подтверждают также и продолжающееся разрушение защитного озонового слоя земли.

Глобализация – одна из характерных черт современности.

Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные причины глобализации:

·                    Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям

·                    Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения

·                    Переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбор

·                    Переход от централизации экономики к ее децентрализации

·                    Переход от национальной экономики к мировой

Имидж России в международном контексте, с одной стороны, определяется характером отношения к России и россиянам со стороны граждан других стран мира; с другой стороны, он в высокой степени подвержен влиянию освещения проблем России зарубежными средствами массовой информации.

Социально-демографические проблемы России крайне неблагоприятно влияют на позиционирование нашей страны на международной арене, формируя негативный имидж в иностранных средствах массовой информации.

Список литературы


1.                       Акшай М. Человек, укротивший Россию. Time. 2008.

2.                       Андерсон Дж., Грей Ш. Борьба с коррупцией в переходный период. Кто добивается успеха и почему? Washington DC: World Bank. 2006.

3.                       Бюссар С. Демография — это зло, мешающее амбициям России. Le Temps. 2007.

4.                       Гастингс М. Когда власти закон не писан, где-то рядом всегда бродит коррупция. The Guardian. 2007.

5.                       Игнатиус А. Родился царь. Time. 2007.

6.                       Кобзева С.В. Имидж России в американской прессе. — Россия и зарубежный мир(в печати). 2008.

7.                       Кханна П. The New York Times. 2008.

8.                       Трещенков Е.Ю. Образ России в глазах западноевропейских интеллектуальных элит. Изменяющая(ся) Россия: Quo Vadis? 3(5): 31–40. 2007.

9.                       Торкунов А. ОТ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» К «КОАЛИЦИИ ПОБЕДЫ»

Новая философия внешней политики России. МГИМО, 2008

10.                   Blair D. Putin's posturing can't hide Russia's weakness. — Daily Telegraph. 24.08.2007.

11.                   Blum A. La démographie, reflet de l'évolution historique de la Russie au 20e siècle. — Bulletin de Liaison des Professeurs d'Histoire-Géographie de l'Académie de Reims, vol. 25. 2001.

12.                   Kohut A., Wike R., Horowitz J. M. 47-Nation Pew Global Attitudes Survey. Washington, DC: The Pew Global Project. 2007.

13.                   Snakin I., Vasilieva O., Yanovich K. The Image of Russia. International Project. 2006.


[1] «Welt am Sonntag» 04.05.2003

[2] Торкунов А. ОТ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» К «КОАЛИЦИИ ПОБЕДЫ». Новая философия внешней политики России. МГИМО, 2008, С. 3


* Raison d’etat — принцип, выдвинутый крупнейшим французским государственным деятелем кардиналом Ришелье, суть которого состоит в том, что интересы государства оправдывают средства, используемые для их достижения. — Прим. авт.

[3] Торкунов А. ОТ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» К «КОАЛИЦИИ ПОБЕДЫ» Новая философия внешней политики России. МГИМО, 2008, С. 6


[4] Торкунов А. ОТ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» К «КОАЛИЦИИ ПОБЕДЫ» Новая философия внешней политики России. МГИМО, 2008, С. 10

[5] Kohut A., Wike R., Horowitz J.M. 2007. 47-Nation Pew Global Washington, DC: The Pew Global Project.


[6] Snakin I., Vasilieva O., Yanovich K. 2006. The Image of Russia.

[7] Transparency International. Report in the Transparecy International Global

[8] Андерсон Дж., Грей Ш. Борьба с коррупцией в переходный период. Кто добивается успеха и почему? Washington DC: World Bank. 2006

[9] La Croix La Russie encourage la natalité. 2007


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.