Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту oт МВФ в обмен на национальную, в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. – до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев, предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы.
МВФ кредитует только страны, испытывающие трудности с осуществлением платежей, то есть страны, которые не имеют достаточных поступлений в иностранной валюте для оплаты закупок у других стран. Поступления страны складываются из доходов от экспорта, от оказания услуг (таких как банковские и страховые услуги) и от туризма. Денежные средства также поступают в форме доходов от капиталовложений за границей и, в случае более бедных стран, в форме помощи, оказываемой более благополучными странами. Однако страны, как и люди, могут тратить больше, чем они получают, покрывая разницу путем заимствования, пока не будет исчерпан предоставленный им кредит, что в конечном итоге и случается. Когда это происходит, страна сталкивается с рядом трудностей, из которых далеко не самыми сложными являются общее падение покупательной способности национальной валюты и вынужденное сокращение импорта из других стран. В этой ситуации страна может обратиться за помощью к МВФ, который на время предоставит ей достаточные инвалютные средства, с тем чтобы она могла выправить положение в экономике, преследуя задачи стабилизации валюты и укрепления торговли.
Таблица 1. Договоренности по основным механизмам, утвержденные в 2009 финансовом году
Государство-член
Вид договоренности
Вступление в силу
Утвержденная цена (в млн. СДР)
1. Армения
2. Беларусь
3. Коста-Рика
4. Сальвадор
5. Грузия
6. Мексика
7. Венгрия
………..
13. Сербия
14. Сейшельские о-ва
15. Украина
28 мес. «стенд-бай»
15 мес. «стенд-бай»
18 мес. «стенд-бай»
12-Гибкая кредитная линия
17 мес. «стенд-бай»
………
24 мес. «стенд-бай»
6 марта 2009 г.
12 января 2009 г.
11 апреля 2009 г.
16 января 2009 г.
15 сентября 2008 г.
17 апреля 2009 г.
6 ноября 2008 г.
………….
14 ноября 2008 г.
5 ноября 2008 г.
368,0
1 618,1
492,3
513,9
477,1
31 528,0
10 537,5
…………..
350,8
17,6
11 000,0
ВСЕГО
65 777,3
На основании Таблицы 1. можно сделать вывод, что худшее финансовое положение наблюдается в Мексике и, соответственно, именно ей предоставляется наибольший кредит (31 528,0 млн. СДР). Вид договоренности для Мексики – гибкая кредитная линия, то есть без жестких рамок на сроки погашения, тогда как «стенд-бай» тоже представляет собой кредитную линию, но с жесткими условиями в отношении суммы и сроков погашения.
Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» (conditionality). МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому Фонд требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций с 80-х годов Фонд взял курс на ужесточение их обусловленности. Такая практика придает МВФ роль стража мирового экономического порядка, по оценке западных специалистов.
Политика надзора и оказания технической помощи
Рассмотри еще одно немаловажное направление деятельности МВФ – политику надзора. Наряду с другими многосторонними учреждениями. МВФ выступил с рядом инициатив, направленных на усиление прозрачности деятельности стран-членов. МВФ кроме финансовой помощи предоставляется право осуществлять надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, в том числе в области установления валютных ограничений. Каждая страна-член обязана по запросу Фонда предоставлять детальную информацию о состоянии реального, денежного, бюджетного и внешнего секторов экономики, включая состояние платежного баланса, а также о структурной политики национального правительства.
Начнем с предыстории. В первые годы все страны, вступая в МВФ, обязались применять один и тот же метод расчета стоимости своей валюты. Это была так называемая паритетная система. В то время Соединенные Штаты выражали стоимость доллара в золоте. Цена одной унции золота составляла ровно 35 долларов. Золотое содержание доллара обеспечивалось правительством США, которое в случае надобности обменивало золото на доллары именно по этому курсу. Вступая в МВФ, все остальные члены также должны были выражать стоимость своей валюты в золоте, а поскольку, если каждый из двух предметов равен третьему, то они равны между собой, стоимость всех валют для большего удобства было принято котировать в долларах США. Государства-члены поддерживали стоимость своих валют в пределах 1 процента данного паритета, и, если они считали, что изменение курса отвечает их экономическим интересам, они обсуждали предлагаемые изменения с другими странами в рамках МВФ и должны были получить их согласие на такие изменения. Система паритетной стоимости имела то значительное преимущество, что курс валют оставался стабильным и предсказуемым. Это было весьма удобно для международных инвесторов, дилеров и туристов, но со временем проявились и некоторые недостатки системы. Изменение паритетной стоимости валюты представляло собой огромную проблему для правительства, связанную со значительным политическим риском, и каждое изменение паритетной стоимости одной из основной валют грозило общим кризисом системы. Паритетная система достаточно успешно применялась в течение приблизительно 25 лет. Однако она была отменена в начале 70-х годов, когда золотые запасы США оказались недостаточными для удовлетворения спроса всех желающих обменять доллары на золото: возможность получить унцию золота за 35 долларов представлялась слишком заманчивой сделкой.
После отмены паритетной системы государства-члены МВФ решили, что каждая страна будет иметь право самостоятельно выбирать метод определения стоимости валюты. Единственное требование – страны не должны больше определять стоимость валюты в золоте и должны точно информировать других членов, по какому методу устанавливается стоимость валюты. Существуют самые разнообразные методы. Многие крупные промышленно развитые страны используют плавающий валютный курс: деньги стоят столько, сколько за них готовы платить участники рынка. Другие страны привязывают курс валюты к одной из основных валют или группе валют, и тогда, например, при росте стоимости доллара США растет и курс их валют. Многие европейские страны поддерживают курс своей валюты по отношениям к другим валютам группы в определенном заранее установленном диапазоне.[7]
Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, предоставить правительству страны рекомендации, направленные на их исправление.
Надзорная функция также нацелена на то, чтобы побудить страны к снижению инфляции, проведению ключевых реформ в торговой и валютной политике и осуществлению других рыночных преобразований, способствующих обеспечению валютно-финансовой стабильности, устойчивому и сбалансированному экономическому росту.
Надзор за экономической политикой стран-членов осуществляется МВФ в трех основных формах. Согласно параграфу 3 IV Статьи Соглашения об МВФ двусторонние консультации являются основной формой надзора за экономической политикой. Миссии МВФ ежегодно посещают страны-члены и проводят переговоры с министерствами финансов развития национальной экономики, а также центральными банками. Консультации ведутся на конференциальной основе, что позволяет и правительству, и МВФ быть максимально откровенными. По итогам консультаций миссия МВФ вырабатывает свое независимое от правительства мнение о положении экономики страны и подготавливает доклад для рассмотрения на Совете директоров МВФ, в который обязательно включаются рекомендации о том, что национальному правительству следует сделать для того, чтобы улучшить состояние экономики страны.
Помимо странового МВФ осуществляет глобальный и региональный надзор. На основе публикуемого специального доклада «Мировой экономический обзор/ World Economic Outlook» Советом директоров МВФ дважды в год проводится анализ состояния международной экономики.
Модернизация основы надзора.
В течение последних 30 лет Исполнительный совет регулярно проводит обзоры работы МВФ в области надзора. С 1988 по 2004 год эти обзоры проводились раз в два года.
В 2006 году было принято решение перейти на график обзоров с трехлетним интервалом в соответствии с положением ССС о рационализации процедур МВФ.
В качестве примера, по итогам последнего обзора, проведенного в октябре 2008 году, было установлено 4 экономических и 4 операционных приоритета. Эти приоритеты установлены на три года и служат руководством для работы Фонда в рамках основы надзора, обеспечиваемой статьями соглашения.
Экономические приоритеты:
· Преодоление стресса на финансовых рынках во время текущего кризиса,
Страницы: 1, 2, 3, 4