Рефераты. Международный кредит и кризис внешней задолженности

Аналогичная картина сложилась и в других регионах. Сингапур выполняет роль главного фондоаккумулирующего рынка региона. Гонконг известен как крупный центр международного синдицированного кредитования. Бахрейн выступает как основной ближневосточный центр краткосрочных кредитов, а также как валютный, страховой рынок и рынок золота. Крупными международными страховыми рынками являются Каймановы и Бермудские острова, ориентирующиеся на обслуживание потребностей государств Латинской Америки.

Вступление России на путь рыночных преобразований выявило острую потребность во внешних источниках финансирования. Поступления внешних финансовых ресурсов в РФ будут определяться: размерами официальной помощи Запада; гарантиями, предоставляемыми западными правительствами частным инвесторам на основе межправительственных и многосторонних соглашений; кредитами международных организаций. Ближайшие потребности в иностранной валюте будут определяться необходимостью финансирования дефицита платежного баланса по текущим операциям.

В начале 90-х годов определилась структура «пакета помощи» России, включающая три основных компонента: официальные кредиты; кредиты международных экономических организаций; льготы в отношении платежей в счет внешней задолженности. Двусторонние официальные кредиты используются для финансирования критического импорта; долгосрочные кредиты МБРР и МВФ – на программы структурной перестройки; кредиты МВФ – на поддержку платежного баланса, а отсрочка платежей отвечает интересам стабилизации экономики. Наиболее ощутимо финансовое содействие России проявилось в предоставлении уступок и льгот в отношении платежей в счет внешней задолженности. Кредиты МБРР, ЕБРР и других организаций фактически были использованы на 10% в силу неотработанности процедуры и механизмов в использовании кредитных возможностей.

Опыт предоставления и использования «пакета помощи» России показывает, что пока страна недостаточно четко вписывается в сложившийся международный валютно-финансовый и кредитный механизмы. Современная система платежных и кредитных отношений между странами-заемщиками и странами-кредиторами имеет сложившуюся и устоявшуюся структуру (получение и погашение кредитов международным организациям, правительствам, коммерческим банкам, частным фирмам), в которой все элементы взаимосвязаны. Связующим звеном выступают стабилизационные программы МВФ и предоставляемые им резервные кредиты. Структурные кредиты МБРР идут в одной связке с кредитами МВФ, решая проблемы на отраслевом уровне. Для ЕБРР выполнение страной стабилизационной программы МВФ принимается во внимание при разработке кредитной политики. Органы официального кредитования западных стран также увязывают свою деятельность с выполнением страной-заемщиком своих обязательств перед фондом. В равной мере процесс переоформления внешней задолженности в рамках Парижского и Лондонского клубов также зависит от соглашений страны и МВФ.


Таблица 1 – Платежный баланс Российской Федерации, млн. дол. США


1995

2000

2005

2006

2007

2008

Счет текущих операций

6963

46839

84602

94686

77012

102331

Товары и услуги

10178

53506

104589

125656

111270

154699

Доходы от инвестиций и оплата труда

-3372

-6736

-18949

-29432

-30752

-49273

Текущие трансферты

157

69

-1038

-1537

-3506

-3096

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

2150

-37683

-76689

-104204

-63236

-93419

Финансовый счет

2497

-48638

-63925

-104395

-53012

-93915

Активы

-154

-17659

-33328

-49422

-59762

-182663

Обязательства

14021

-4172

42358

30340

139320

61558

Резервные активы

-10386

-16010

-61461

-107466

-148928

45340

Чистые ошибки и пропуски

-9113

-9156

-7913

9518

-13776

-8912

Общее сальдо

0

0

0

0

0

0


Важно подчеркнуть, что какие бы льготы в области погашения внешней задолженности ни открывались перед Россией, все они в конечном счете ведут к увеличению внешнего долга. В нынешних условиях основной задачей является отработка эффективного механизма использования полученных фондов.

В настоящее время Россия как страна с открытой, но недостаточно диверсифицированной экономикой, а также в значительной степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно «плавающего» валютного курса рубля. Счет текущих операций платежного баланса России за 2004 − 2009гг., включающий в себя торговый баланс и баланс услуг, показывает устойчивое положительное сальдо, т.е. предложение иностранной валюты (экспорт) устойчиво превышает спрос (импорт). Счет же операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен и показывает также устойчивый отток капитала из страны.

Таким образом, страна, в основном, тратит получаемую валюту на текущие расходы и на увеличение валютных резервов. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование управляемого «плавающего» валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. В условиях нехватки валюты приходится понижать валютный курс рубля, чтобы уменьшить импорт и увеличить экспорт. При этом падение курса может оказаться значительным, если резервов будет недостаточно.

Прибыль счетов текущих операций платежного баланса России в 2010г. может составить более 70 млрд. долл. в сравнении с 47,5 млрд. долл. в 2009г., предсказывает министерство экономического развития.

«В 2010г. мы ждем сальдо по текущим операциям приблизительно 70 млрд. долл. и может быть больше. Однако, принимая во внимание наш опыт, как говорится, нет такого значительного сальдо, которое нельзя было бы проесть в течение нескольких лет», – заявил заместитель руководителя министерства экономического развития Андрей Клепач, выступая на автофоруме в Москве.

По сведениям центрального банка в 2009г. прибыль текущего счета составляла 47,5 млрд. долл., и первый заместитель представителя ЦБР Алексей Улюкаев прогнозировал в 2010г. этот показатель на отметке примерно 40 млрд. долл.

Клепач ожидает обнуления сальдо текущих операций только на рубеже 2014 – 2015гг., что увеличивает риск снижения рубля к этому сроку.

Не менее значительными представляются потребности России в привлечении иностранных частных инвестиций для достижения макроэкономической стабильности, проведения структурных преобразований на уровне предприятий и организаций.


2.2 Подходы кредиторов и должников к разрешению кризиса внешней задолженности


Уже в начале 80-х годов стало ясно, что дальнейшее развитие долгового кризиса могло привести к крупным потерям не только развивающихся стран, но и транснациональных банков (ТНБ), сдерживать развитие экономики ведущих капиталистических стран. В кризисных странах оказалась замороженной большая часть вложений ТНБ. Уменьшение валютных поступлений данных стран привело к сокращению сбыта товаров промышленно развитых стран, поэтому их правительства и международные экономические организации предприняли ряд мер, чтобы стабилизировать мировую кредитно-финансовую систему. Они оказывали давление на коммерческие банки с тем, чтобы те продолжили кредитование должников.

В подходе кредиторов к проблеме кризиса задолженности доктор экономических наук, профессора В.А. Дадалко выделяет несколько периодов.

1. В 1983 – 1985гг. ТНБ стремились вынудить должников поодиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки долгов или предоставления новый займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов. Пересмотр банковской задолженности сопровождался ужесточением условий для должников. Была повышена надбавка к ставке ЛИБОР до 2%, комиссионные – до 1,1% стоимости пересматриваемого долга. Было заключено 67 соглашений по пересмотру задолженности, которые затронули почти половину всех банковских кредитов, полученных развивающимися странами. Следует отметить, что структуризация долга по сути не решала проблемы внешней задолженности, а переносила их на более поздние сроки.

Международные валютно-кредитные учреждения выполняли центральную роль в решении проблемы внешней задолженности. МВФ для каждого должника разрабатывал стабилизационную программу, которая обычно предусматривала либерализацию или отмену валютного и импортного контроля, снижение валютного курса, открытие экономики страны, принятие жестких антиинфляционных мер. Последние включали контроль за кредитами банков, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль за зарплатой, отмену контроля за ценами и поощрение свободы рынка. С принятием этих программ увязывалось предоставление новых банковских кредитов. Наряду с получением кредитов от МВФ или МБРР организовывались также гарантированные кредиты частных банков. С этой целью кредитные ресурсы МВФ в 1983г. были увеличены.

2. В 1986 – 1987 гг. произошло смягчение условий пересмотра долгов. Было заключено 31 соглашение. Общая сумма пересмотренных долгов увеличилась в 3 раза, но объем новых кредитов сократился. Соглашения о пересмотре долговых обязательств еще в большей мере стали увязываться с программами МВФ.

3. С 1988г. предоставление новых кредитов несколько увеличилось, но они концентрировались в основном на Мексике и Аргентине. И хотя произошло улучшение условий пересмотра долгов, общее количество соглашений значительно уменьшилось.

Подход должников. Среди кризисных развивающихся стран в первое время отмечался политизированный подход к решению проблем международной задолженности. Был выдвинут тезис об ответственности за сложившуюся ситуацию как должников, так и кредиторов, раздавались призывы к полному отказу от платежей. Некоторые страны – Заир, Замбия, Нигерия, Перу – ограничили платежи по обслуживанию долга. Бразилия в 1987г. отказалась на несколько месяцев платить западным частным кредиторам по долгам, которые за время моратория ежемесячно недополучали 400 млн. долларов платежей по процентам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.