Содержание
Введение
1 История создания ООН
2 Основные направления деятельности ООН
3 Укрепление ООН – одна из мер безопасности XXI века
Заключение
Список использованных источников
В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль.
Начиная с XIX века, стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций – Всемирного телеграфного союза в 1865 году, и Всемирного почтового союза в 1874 году. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций).
ООН – это универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств. Главные органы ООН - Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН.
Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и давать рекомендации по таким вопросам с ограничениями, обусловленными специальными полномочиями Совета Безопасности.
Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Он действует на основе принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности (РФ – де факта правопреемница СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).
Целью данного реферата является рассмотреть историю создания ООН, а именно идея создания системы ООН, а также официальную подготовку такой международной организации, как ООН. Рассмотреть основные направления деятельности ООН.
Система Организации Объединенных Наций (ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени.
Система ООН зародилась более ста лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.
Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.
Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами и привели к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.
Вначале главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества: связь, транспорт, отношения с колониями.
Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в XIX веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.
Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.
Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
Лига наций, подобно предшествующим межгосударственным союзам, явилась плодом европейской политической мысли и была в основном ориентирована на Европу (и на Запад в целом). Она отражала перспективу развития колониальных держав и их союзников, в значительной степени оставляя на заднем плане интересы необъятных земель и нищего населения стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большинство из которых все еще находилось под колониальным гнетом.
В конечном счете Лига наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 году формально прекратила свое существование.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.
На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 4 декабря 1941 года.
Однако 14 августа 1941 года президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчель подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире». Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году.
В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые».
Один из активных разработчиков Устава ООН профессор Крылов С. Б. справедливо отмечал, что «Организация Объединённых Наций (в лице её некоторых органов) обладает рядом полномочий и правоспособностью в отдельных международно-правовых отношениях».
Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы, которые не относятся к их компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.
Функции и полномочия органов ООН содержатся в Уставе ООН.
Главным органом ООН является Генеральная Ассамблея.
Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи ООН содержатся в главе 4 Устава ООН. По мнению Крылова С. Б., данная глава является наиболее разработанной по сравнению с ранее предлагаемыми главами о Генеральной Ассамблее.
Генеральная Ассамблея уполномочивается:
- обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом (ст. 10 Устава ООН);
- делать рекомендации членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или и членам Организации и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам (ст. 10 Устава ООН);
- рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безопасности или и членам Организации и Совету Безопасности (п. 1 ст. 11 Устава ООН);
- обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым членом Организации или Советом Безопасности или государством, которое не является членом Организации (п. 2 ст. 11 Устава ООН);
- получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности (п. 1 ст. 15 Устава ООН);
- получает и рассматривает доклады других органов Организации (п. 2 ст. 15 Устава ООН);
- рассматривает и утверждает бюджет Организации (п. 1 ст. 17 Устава ООН);
- рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями и проверяет административные бюджеты таких специализированных учреждений с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным учреждениям (п. 3 ст. 17 Устава ООН).
Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности (п. 3 ст. 11 Устава ООН).
Пункт 1 ст. 12 Устава ООН указывает, что когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом функции по отношению и какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.
На Совет Безопасности ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (п. 1 ст. 24 Устава ООН).
Совет Безопасности:
- представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады (п. 3 ст. 24 Устава ООН);
- несет ответственность за формулирование планов создания системы регулирования вооружений для представления их членам Организации (ст. 26 Устава ООН);
- уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава ООН);
- уполномочивается в любой стадии спора, имеющего характер угрозы поддержанию международного мира и безопасности, или ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (п. 1 ст. 36 Устава ООН);
- определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Устава ООН);
- должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи региональных соглашений или региональных органов либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе (п. 3 ст. 52 Устава ООН).
Страницы: 1, 2