Рефераты. Международные экономические организации: классификация, основные функции

Таблица 5 – Квоты в уставном капитале стран-участниц в 2008 году, %

Страна-участница

Доля

США

16,39

Япония

7,86

Германия

4,49

Франция

4,30

Великобритания

4,30

Китай

2,78

Индия

2,78

Италия

2,78

Канада

2,78

Россия

2,78

Саудовская Аравия

2,78

Нидерланды

2,21

Бразилия

2,07

Бельгия

1,81

Испания

1,75

Швейцария

1,66

Австралия

1,53

Иран

1,48

Венесуэла

1,27

Мексика

1,18

Аргентина

1,12

Остальные 163 страны

29,90

Всего

100,00


Вследствие того, что министры встречаются только раз в год, основная доля власти управляющих делегирована Совету исполнительных директоров. Каждое участвующее правительство Группы Всемирного банка представлено в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне (Округ Колумбия) исполнительным директором. Пять крупнейших акционеров – Франция, Германия, Япония, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, каждый из них назначает своего исполнительного директора, в то время как другие страны-члены представлены 19 исполнительными директорами, которые выбираются группой стран (или избирательных округов).

В группу Всемирного банка входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

На долю группы ВБ приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными организациями развивающимся странам. ВБ призван способствовать интеграции экономики всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность в 1946 г., после ратификации договоров, разработанных на Бреттон-вудской конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (1944г.).

МВФ входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. В настоящее время членами МВФ являются около 186 стран, включая все бывшие союзные республики.

Штаб-квартира находится в Вашингтоне.

Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждую часть квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР – специальные права заимствования определяются на основе стоимости корзины из пяти ведущих мировых валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены).

Целями МВФ является:

поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики;

поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансфер валюты;

предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

Основные направления деятельности МВФ включают также регулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности. Усиливается взаимодействие с МБРР, ОЭСР, Парижским и Лондонским клубами и т.д.

В области регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получением кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово- экономической стабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости от выполнения этой программы. Наличие подобной программы и соглашения с МВФ обычно рассматривается как международное свидетельство платежеспособности страны.

В сфере долгового регулирования МВФ активно взаимодействует с Всемирным банком.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих, состоящий их представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. п.) он может делегировать исполнение своих задач Исполнительному Совету. Управляющие встречаются раз в год на ежегодных сессиях.

Основными источниками финансирования МВФ являются взносы (квоты) государств-членов и займы МВФ у своих членов.

Как правило, МВФ предоставляет средства своим членам равными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25 процентам квоты государства-члена.

В рамках программы расширенного финансирования членам МВФ может предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранения внутри- и внешнеэкономических перекосов.


Рисунок 3 – Непогашенные обычные кредиты в 2000-2009 гг., млрд. СДР


Институт МВФ, созданный в 1964 г. (Вашингтон, США), организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов МВФ.

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) был создан в 1991. ЕБРР насчитывает 60 членов (58 государств, Европейское Экономическое Сообщество и Европейский Инвестиционный банк), включая 26 стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ).

Уставный капитал Банка составляет 20 миллиардов евро.

Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне.

Руководство деятельность ЕБРР осуществляется Советом Управляющих, в котором представлены все учредители Банка. Совет Управляющих делегирует полномочия к Совету Директоров, насчитывающему 23 члена, избираемому Управляющими на 3 года. Совет Директоров отвечает за руководство основными операциями Банка, включая принятие решений относительно проектов и одобрения бюджета. Президент избирается Советом Управляющих на 4-летний период.

Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он может участвовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдавать гарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т. д. До 60% инвестиций ЕБРР осуществляет непосредственно в негосударственный сектор.

Основной задачей Банка является финансирование проектов, способствующих развитию экономики.

Всего за 1991—2008 банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд. евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд. евро.

При осуществлении своих проектов ЕБРР координирует свою работу с МФК и Всемирным банком.


3. Перспективы развития международных экономических организаций и их связей с Россией


3.1 Взаимоотношения с Россией


Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.


Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России.

Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.