Рефераты. Международные экономические договоры p>
Глава 2 Классификация Международных экономических договоров.
Виды международных торговых договоров разнообразны:

1) договоры о торговле и мореплавании заключаются обычно от имени государств и содержат основные международно-правовые условия, применяемые государствами, его подписавшими, в их внешнеторговых отношениях. Сроки действия таких договоров обычно длительные (пять и более лет);

2) торговые соглашения заключаются обычно от имени правительств договаривающихся стран. Торговые соглашения обычно заключаются на основе договора о торговле и мореплавании и предусматривают конкретные обязательства сторон в отношении товарооборота между ними, причем на определенный — обычно недлительный — срок;
3) соглашения о товарных поставках являются разновидностью торгового соглашения и предусматривают конкретный список взаимопоставляемых товаров, сроки а также некоторые другие условия этих поставок;
4) соглашения о товарообороте и платежах предусматривают не только конкретный список взаимопоставляемых товаров, их сроки и условия поставок, но предусматривают и основные условия платежей (порядок расчетов) за поставленный товар;
5) клиринговые соглашения предусматривают порядок расчетов по взаимным поставкам путем зачета сумм по экспорту и импорту;
6) торговые конвенции являются соглашениями, определяющими какие-либо отношения между государствами по специальным вопросам в области торговли
(например, таможенная конвенция);
7) протоколы формулируют достигнутое соглашение по какому-либо определенному вопросу в области внешней торговли или разъясняют условия заключенного торгового договора или торгового соглашения (например, протокол о выверке взаимных поставок товаров).
Помимо перечисленных видов, которые встречаются наиболее часто, международных торговых договоров могут иметь место и другие соглашения между договаривающимися государствами по тем или иным вопросам их взаимной внешней торговли.

Классификация всех договоров в такой обширной и динамичной области межгосударственных отношений, какой являются экономические отношения, - задача архи сложная. Для того, чтобы такая классификация имела устойчивый характер, необходимо, чтобы она была основана на признаках, определяемых самой сущностью классифицируемых договоров.

В самом общем плане, исходя из объекта регулирования, экономические договоры можно подразделить на следующие основные группы:

1. Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей.

2. Договоры, регулирующие движение товаров и услуг через государственные границы. Эта группа распадается на следующие виды: а) торговые соглашения, б) соглашения об оказании услуг, в) соглашения о научно-техническом сотрудничестве и т.д.

3. Договоры, регулирующие движение капиталов через государственные границы.

4. Договоры, регулирующие валютно-финансовые отношения между странами.

5. Соглашения о международном регулировании цен на сырьевые товары.

6. Соглашения о международном регулировании производства.

В международно-правовом регулировании экономических отношений государств первостепенную роль играют основные общепризнанные принципы международного права и специальные принципы экономического сотрудничества государств.
Однако, как бы ни был широк комплекс этих принципов, практическое их применение и регулирование конкретных экономических отношений осуществляется путем непосредственной договоренности между самими государствами - участниками экономических отношений. Основной международно- правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических отношений является двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты этой обширной сферы межгосударственного сотрудничества.

Многоплановость международных экономических отношений, тесная их взаимосвязь с политическими отношениями государств ведет к тому, что в договорной практике регулирование экономических, научно-технических и других вопросов является предметом различных по количеству участников я по форме международно-правовых актов. Экономические договоры между государствами представляют собой необходимую юридическую форму регулирования международных экономических отношений.

Классификация всех договоров в такой обширной и динамичной области межгосударственных отношений, какой являются экономические отношения, - задача очень сложная. Для того, чтобы такая классификация имела устойчивый характер, необходимо, чтобы она была основана на признаках, определяемых самой сущностью классифицируемых договоров.

Учитывая, что большое разнообразие содержания и форм экономических договоров определяется прежде всего разнообразием экономических форм и экономического содержания самого объекта регулирования, основное значение при классификации международных экономических договоров специалисты придают объекту регулирования.

В самом общем плане, исходя из объекта регулирования, экономические договоры можно подразделить на следующие основные группы:

1. Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей. Среди этих договоров важнейшее место принадлежит торговым договорам.

2. Договоры, регулирующие движение товаров и услуг через государственные границы. Эта группа распадается на следующие виды: а) торговые соглашения (о товарообороте, взаимных поставках товаров е иные соглашения о товарных контингентах и квотах для взаимного торгового обмена); б) соглашения об оказании технических услуг (технической помощи) и о поставках оборудования при строительстве промышленных, транспортных и иных народнохозяйственных правовой базы экономических отношений между ними с другими странами.

Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей.
(Торговые договоры)

Основное содержание торговых договоров составляет правила о применении к экономическим отношениям специфических договорам принципов регулирования
(принципа наибольшего благоприятствования, принципа национального режима, режима преференций), важнейшим из которых является принцип наибольшего благоприятствования.
Принцип наибольшего благоприятствования применяется к обширным областям регулирования экономических отношений государств (таможенному обложение импортируемых и экспортируемых товаров, правовому положению физических и юридических лиц, условиям мореплавания и т.д.). Он порождает определенную систему правил, определенные правовые условия экономического общения между соответствующими государствами - режим наибольшего благоприятствования.
Поэтому в торговых договорах часто вместо термина "принцип наибольшего благоприятствования" употребляется термин "режим наибольшего благоприятствования". Следовательно, принцип, наибольшего благоприятствования - это само правило, норма поведения государств. Режим наибольшего благоприятствования - это то правовое положение, которое складывается в результате применения данной нормы к конкретным отношениям
(режим наибольшего благоприятствования в области мореплавания, в вопросах таможенного обложения товаров и т.д.).
Поскольку принцип наибольшего благоприятствования - это договорный принцип, постольку от договаривающихся государств зависит, на какие области экономических отношений распространить этот режим. Иначе говоря, объем наибольшего благоприятствования определяется конкретно в каждом договоре. В некоторых торговых договорах, в том числе целом ряде торговых договоров
СССР, область применения наибольшего благоприятствования определяется довольно широко. В большинстве же торговых договоров применяется метод перечисления частных случаев применения наибольшего благоприятствования.
Таможенный режим - один из традиционных областей применения наибольшего благоприятствования. Нередко наибольшее благоприятствование распространяется на область запрещений и ограничений в торговле. Другая область применения наибольшего благоприятствования - налоги и сборы.
Наибольшее благоприятствование применяется в отношении правил и формальностей при транзита товаров, а в некоторых договорах и к перевозкам пассажиров, багажа и грузов по заутренним путям сообщений. Обширной и традиционной областью применения наибольшего благоприятствования является мореплавание. Режим наибольшего благоприятствования может быть положен в основу определения правового положения физических и юридических лиц одной страны на территории другой.

Большое значение для действенности всего механизма наибольшего благоприятствования имеет вопрос о допустимых изъятиях из этого режима.
Считаются допустимыми лишь отдельные исключения из принципа наибольшего благоприятствования, поскольку они обусловлены либо исторически сложившимися обычаями, либо особым положением стран, которым предоставляется льгота. В современной практике государств, считаются допустимыми следующие изъятия, включаемые в торговые договоры, когда режим наибольшего благоприятствования не распространяется на льготы и привилегии, предоставляемые: а) соседнему государству для облегчения пограничных торговых сношений и приграничной торговли; б) в силу таможенного союза; в) для облегчения каботажного мореплавания; г) развивающимся странам; х) развивающимися странами друг другу.
Практика изъятий из режима наибольшего благоприятствования означает, что если страна в одном из случаев, допускающих это изъятие, предоставляет стране-партнеру какую-либо льготу (например, снижает таможенную пошлину), то она имеет право не распространять эту льготу на все страны, с которыми ее отношения базируются на принципе наибольшего благоприятствования.
В соответствии с современным международным правом правомерны только такие изъятия, которые установлены о согласия страны, в отношения которой они применяются.
Помимо постановлений о торгово-политическом режиме в торговый договор включаются постановления о признании со стороны органа одного государства актов, совершенных на территории другого договаривающегося государства, например, документов, выданных компетентными властями договаривающейся стороны, и свидетельствующих о национальности судна, о грузоподъемности судна, материальных свидетельств и других судовых документов.
В торговые договоры включаются также постановления о взаимном признании юридических лиц, образованных по законам договаривающихся стран и о допуске их к осуществлению хозяйственной деятельности на территории договаривающихся стран в соответствии с действующими в этих странах законами.
Часто договаривающиеся стороны берут на себя в торговом договоре обязательства об исполнении арбитражных решений по опорам, возникающим из сделок, заключаемых их юридическими лицами и учреждениями. При этом в договоре указываются случаи, когда в исполнении арбитражного решения может быть отказано (например, если решение не вступило в законную силу, обязывает к действию, недопустимому по законам соответствующей страны, противоречит публичному порядку страны).
В постановления торгового договора могут быть включены обязательства сторон заключить в будущем долгосрочные и иные соглашения: о взаимных поставках товаров, соглашения об обмене техническим опытом, обязательства содействовать взаимному обмену техническим опытом путем посылки специалистов, организация промышленных и сельскохозяйственных выставок и иными способами. В договоры могут быть также включены обязательства о заключении в будущем соглашений о железнодорожном сообщении, торговом судоходстве, воздушном сообщении, речном судоходстве, транзите. Таким образом, постановления торгового договора предопределяют характер будущих соглашений между договаривающимися сторонами.

Кроме двусторонних торговых договоров практике международных экономических отношений известны и многосторонние торговые договоры. Таким договором, имевшим существенное значение для торговли стран, являлся
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ представлял собой многостороннее соглашение по вопросам таможенных тарифов и торговой политики, подписанное в Женеве 30 октября 1947 г. 23 государствами и вступившее в силу с I января 1948 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.