Рефераты. Международное положение Иордании в ближневосточном регионе

Иордания, расположенная в самом взрывоопасном регионе мира, не может абстрагироваться от межарабских проблем. В течение последних десятилетий королевство являлось своеобразным буфером между Израилем и основной группой арабских государств. В свое время дипломатическое искусство Хусейна позволило выгодно использовать этот фактор в интересах страны.

Роль Иордании в мирных переговорах на Ближнем Востоке имеет два аспекта, делающих эту страну одним из основных участников развивающихся событий. В 1988 г. король Хусейн отказался от притязаний Иордании на Западный берег и Иерусалим10 с явной целью расчистить путь для Организации освобождения Палестины, чтобы она могла настаивать на обретении палестинским народом полной независимости. Однако ввиду экономической и политической сложности создания такого образования сами палестинцы в тот период пришли к необходимости совместного с Иорданией выступления на мирных переговорах в Мадриде в 1991 г. Наличие совместной иордано-палестинской делегации не помешало палестинцам вести отдельные переговоры с Израилем, в частности, о промежуточном периоде самоуправления.

Иордания – одна из немногих арабских стран, поддерживающих с Израилем официальные дипломатические отношения. Еще дед короля Хусейна – король Абдалла в 1951 г. пытался установить дружественные связи с молодым еврейским государством Израилем. За это он поплатился жизнью – перед началом переговоров 20 июля его застрелили исламские экстремисты в иерусалимской мечети Аль-Акса.

Мирное соглашение между двумя странами было подписано в октябре 1994 г. почти сразу после примирения израильтян с палестинцами. Даже неудавшаяся операция «Моссада» по ликвидации одного их лидеров экстремистской группировки «Хамас» в Аммане не привела к ослаблению иордано-израильских отношений. Документ положил конец состоянию войны между двумя странами и наметил программу налаживания всего комплекса иордано-израильских отношений.

Мир с израильтянами позволил королевству укрепить свое международное положение, надежнее обеспечить безопасность страны и решить территориальные проблемы. Среди проблем, которые Иордания пыталась урегулировать с Израилем, – ее притязания на
400 квадратных километров территории, главным образом вдоль границы Вади Араба южнее Мертвого моря; а также совместное пользование водными ресурсами. В мирном соглашении Израиль обещал поставлять в соседнюю Иорданию ежегодно 30 миллионов кубических метров воды.

В соответствии с подписанными документами в начале 1995 г. была проведена демаркация иордано-израильской границы и начата передача иорданской стороне территории, ранее оккупированной Израилем.

Политический курс Ариэля Шарона, вытекающий из тезиса об Иордании как уже существующем палестинском государстве, волнует правительство королевства. Стали понятны решительные действия в отношении пропалестинских демонстраций, а также соблюдение строгого пограничного режима в районе Западного берега реки Иордан, который должен воспрепятствовать исходу палестинцев из оккупированных областей. Иордания полагает, что возможный исход палестинского населения с Западного берега Иордана представляет угрозу ее существованию.

Израилю необходимы добрососедские отношения с Иорданией. Руководство монархии неоднократно на переговорах с израильтянами доказывало свое миролюбие. Поэтому в Иерусалиме рассчитывают на преемственность курса иорданского монарха Абдаллы11 и не скрывают, что еврейское государство готово, если понадобится, силой защитить иорданский трон.

В области экономики иордано-израильский договор позволяет Амману шире использовать свои водно-энергетические ресурсы и осуществлять совместные промышленно-коммерческие проекты с израильскими партнерами. В обмен на достижение мира с Израилем иорданскому правительству была обещана дополнительная финансово-экономическая и военная помощь со стороны США и других стран Запада.

Для Израиля сейчас одним из важнейших вопросов становится сохранение стабильности в хашемитском королевстве. Израильтяне утверждают, что те контакты с Абдаллой, которые уже имели место, показывают его конструктивный настрой в двусторонних отношениях, в ближневосточном процессе в целом.

Несмотря на официально проводимый курс на постепенную демократизацию общественной жизни, власти продолжают жестко контролировать внутриполитическую ситуацию в стране. Король сформировал правительство во главе с Абдель Рауфом ар-Равабдой и призвал его «пересмотреть некоторые аспекты программы экономических реформ для преодоления спада в экономике».

«Король Абдалла не привнес ничего нового. Та же коррупция, даже больше. То же отсутствие настоящего арабского духа по палестинской проблеме. Демонстрации против сионистов в Иордании запрещены», – считает видный иорданский оппозиционер Лейс Шбейлат, близкий к «братьям-мусульманам». При короле Хусейне его трижды арестовывали за оскорбление монаршего достоинства.

Радикальная оппозиция ругает молодого короля за то же, что и когда-то его отца: за чувство реальности и гибкость. Абдалла ведет умную, осторожную политику. Внешне молодой монарх больше похож на мать европейку, но в политике – вылитый отец. У иорданского лидера есть все, чтобы решить назревшие проблемы страны. Главные из них – это шесть миллиардов долларов внешнего долга, почти 30% безработных среди пятимиллионного населения, а также проблема водных ресурсов – типичная и важнейшая для пустынного Ближнего Востока. Абдаллу любят подданные, среди которых более половины – палестинцы. За ним многие бедуинские племена, традиционно лояльные к его отцу, бедуину по происхождению.

Лидеры ведущих оппозиционных группировок – «Фронт исламского действия» и «Братья-мусульмане» – сохраняют значительное влияние в различных слоях иорданского общества. С 1992 г. иорданское крыло организации «Братья-мусульмане» существует как политическая партия, однако в стране традиционно сильны шейхи племен и старейшины кланов, мнение которых по-прежнему доминирует в бедуинских и полукочевых племенах, что способствует сохранению традиции следовать клановой дисциплине. Поэтому основной сферой деятельности «братьев» является студенческая и профсоюзная (рабочая) среда, особенно палестинцы.

В 70 – 80-е годы в руководство «Братьев-мусульман» пришли представители университетской интеллигенции, что придало движению более уравновешенный характер. Следует также отметить, что Иордания обладает довольно эффективным полицейским аппаратом. В стране действует разветвленная сеть агентов и информаторов, работающих на спецслужбы. Это позволяет контролировать ситуацию и не допускать эксцессов, которые подорвали бы стабильность в стране.

Накануне своей смерти король Хусейн попытался вернуться к «добрым традициям» в отношениях с исламистами (так было сказано на встрече короля с журналистами 6 июня 1998 г.), но при новом монархе ситуация стала меняться коренным образом. Так, в 1999 г. разразился скандал вокруг присутствия в Иордании ячейки ХАМАС. Правительство заявило, что это иностранная организация и поэтому она не имеет оснований для деятельности. Членам организации было предложено или перейти в разряд законопослушных граждан, или покинуть территорию Иордании. И хотя реакция «Братьев-мусульман» была негативной, общественность страны поддержала решение правительства о депортации четверых членов ХАМАС и аресте 20 человек, считая, что в противном случае деятельность этой организации могла бы осложнить отношения с Израилем и дестабилизировать обстановку в самой Иордании.

Правительство приняло также меры по ограничению деятельности других, в том числе благотворительных, организаций исламского толка. Кроме того, был принят закон, запрещающий вести партийно-политическую работу в мечетях. Министерству по делам вакуфов были даны указания относительно подбора кадров и тематики проповедей. Благодаря деятельности спецслужб прекратили свое существование несколько организаций исламистского толка.

Характерно, что руководство страны не отказывается от диалога с представителями «Братьев-мусульман», которые видят в этом свое особое положение по сравнению с другими исламистскими организациями. Неоднократно точки зрения правительства и «братьев» совпадали, например, в тех случаях, когда речь идет о правах мусульман на Балканах, в Чечне или о ситуации вокруг Ирака. Козырной картой исламистов остается экономическое положение страны. Сохраняющийся уровень бедности, безработица, особенно среди палестинцев, экономическая и политическая зависимость от Запада – все эти факторы делают позицию правительства Иордании уязвимой. Тем не менее король Абдалла II уже дал понять иорданским исламистам, что его позиция будет более жесткой.

В свою очередь, арабские экстремисты уже дают понять, что не намерены упускать момент для укрепления своих позиций внутри королевства. В своих публичных заявлениях они призывают короля Абдаллу не препятствовать действиям исламистских боевиков. Они намерены использовать территорию Иордании как плацдарм для подготовки акций против Израиля.

Тем не менее, кроме поддержки со стороны США и Израиля, у Абдаллы есть и другие плюсы. Король пользуется авторитетом в армии и среди бедуинских кланов, а его жена – палестинка. Совокупность этих трех факторов дает ему серьезные шансы на сохранение стабильности в стране. Королевство, населенное палестинскими беженцами, сейчас «поставляет» богатым нефтью арабским соседям разного рода специалистов: докторов, инженеров, менеджеров.

Отношения с Россией в целом носят позитивный характер. Амман заинтересован в поддержании политических связей с Российской Федерацией, считая, что это способствует упрочению позиций королевства в регионе. 26 августа 2002 г. в сопровождении супруги Рании 39-летний монарх Абдалла бен Хусейн с первым визитом прибыл в Россию.

Королю было интересно в России. При посещении Тульской дивизии ВДВ Абдалла напомнил, что когда был принцем, он проходил обучение в одной из частей российских ВДВ. Правда, Москве сейчас трудно рассчитывать на возможность заключения крупномасштабных военных сделок с Амманом. Дело в том, что оружейный рынок Иордании очень небольшой. При этом на нем традиционно доминируют США и Великобритания. Вашингтон ежегодно оказывает Иордании как дружественной стране военную помощь в размере 70 млн. долларов.

Тем не менее во время визита в Россию Абдалла II заявил о стремлении «диверсифицировать источники вооружений страны». Амман якобы проявляет интерес к российской легкой бронетехнике, полицейскому оборудованию, противотанковым ракетным комплексам и системам противоракетной обороны. Однако позже, когда стало ясно, что русские не смогут поставить и развернуть системы ПВО в оговоренные сроки, Иордания вновь обратила свой взор к США. Теперь контракты с Россией, если они и будут, – дело не ближайшего будущего12.

Амману нужны совместные проекты с Россией, связанные с ирригацией и строительством плотин, поскольку страна испытывает острый дефицит водных ресурсов. После визита положительно изменилась система выдачи виз российским туристам: их начали выдавать всем желающим прямо на границе – в аэропорту, в морском порту и на сухопутных границах.

Абдалла II стремился также узнать, что Россия думает о египетско иорданских инициативах по урегулированию ближневосточного конфликта. Американцы часто прибегают к посредничеству Иордании. Так и на переговорах в Москве шла речь о посредничестве Иордании – государства, во многом ключевого для Ближнего Востока – в израильско-палестинском урегулировании.

Хотя Абдалла II наполовину англичанин, в его лице российские руководители приветствовали ни много ни мало потомка самого посланника Аллаха, так как иорданская правящая династия Хашимитов возводит свое происхождение к мусульманскому пророку Мухаммеду. Абдалла – прямой потомок пророка Мухаммеда в 43-м поколении. При урегулировании острых конфликтов такая родословная помогает. Особый религиозный статус как бы освящает соглашения, способствует их достижению. Вероятно, поэтому еще одна тема затрагивалась в ходе российско-иорданских переговоров: в Иордании еще в позапрошлом веке сформировалась мощная чеченская община. В глазах мусульман всего мира чеченцы – братья по вере, а в критические минуты правоверные забывают о разногласиях. Слово потомка пророка важно и для чеченской диаспоры в Иордании, которая сочувствует соплеменникам на Кавказе и весьма негативно настроена к Москве13.

В целом королевская власть имеет достаточно возможностей для поддержания стабильного внутриполитического положения в стране и последовательного проведения в жизнь внешнеполитического курса.

иордания политический связь


Список литературы


1.       Brand Laurie A.Jordan's Inter-Arab Relations. The political economy of Alliance making. N.Y., Columbia Univ. Press, 1994, с. 199.

2.       Foreign Broadcast Information Service (FBIS), march 22, 1984.

3.       Коммерсантъ Власть, 2003, № 3–9.

4.       Известия, 27–28.08.2001.

 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.