Рефераты. Международное гуманитарное право

Прогресс в сфере создания новых средств ведения войны требует постоянного усовершенствования пра­вовой базы их использования. Так, например, приме­нение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию особой опасности этого вида оружия и его запрещению в 1925 г.

Принятые в конце XIX — начале XX в. докумен­ты, касающиеся ограничения средств и методов веде­ния военных действий, по мере возникновения новых типов вооружения были дополнены положениями конвенций, преимущественно направленных на за­прещение бактериологического и химического ору­жия или средств воздействия на окружающую среду.

Ограничение методов и средств ведения боевых действий предусматривает:

·             Запрещение  нападений неизбирательного  характера­

Цель этого ограничения — исключить использова­ние тех методов и видов вооружений, которые не об­ладают достаточной точностью для проведения необ­ходимого различия между военными объектами и гражданскими населением и объектами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.

·             Запрещение  нападений,  которые,  как  можно
ожидать, вызовут потери среди гражданского на­
селения  или  нанесут ущерб гражданским объектам

Женевский Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, токсических или им подобных газов и бактериологического оружия от 17 июня 1925 г. там, которые были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному пре­имуществу, которое нападающие предполагают получить.

Это положение касается в том числе и наземных мин. Мины сегодня — самое смертоносное оружие. Они наносят удар вслепую и причиняют своим жерт­вам жестокие страдания и раны. В радиусе 30 м они убивают, в радиусе 100м — калечат. Большинство жертв мин — мирные жители. Многие мины сконст­руированы таким образом, что их практически невоз­можно обезвредить, у большинства отсутствует меха­низм самоликвидации. Их крайне трудно обнаружить. Часто их устанавливают в количествах, не соответст­вующих военной необходимости. Мины по-настояще­му начинают свою смертоносную работу именно тог­да, когда конфликты заканчиваются. Специалисты подсчитали, что в среднем на 20 детей в мире прихо­дится одна мина.

Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают убивать и кале­чить людей и сейчас, через 55 лет после ее окончания. Одно из главных препятствий в деле организации разминирования — его стоимость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 доллара США, может обойтись в 1000 долларов.

·             Проявление при ведении военных действий за­боты о защите природной среды.

Современная концепция охраны окружающей сре­ды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной сре­ды   от обширного,   долговременного   и   серьезного Ущерба в целях сохранения здоровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования   средств воздействия  на  природную среду. Она запретила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насажде­ний.

Кстати, в России, согласно статье 358 Уголовного кодекса РФ массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способ­ных вызвать экологическую катастрофу, наказывают лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

·             Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения. Нельзя подвергать нападению, разрушать, выво­зить или приводить в негодность объекты, необходи­мые для выживания гражданского населения (напри­мер, запасы продуктов питания, посевы, скот, соору­жения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).

·             Запрещение военных действий, основанных на вероломстве. Актами вероломства считают дейст­вия, направленные на то, чтобы с целью обмана выз­вать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоста­вить такую защиту, согласно нормам международно­го гуманитарного права.

Поэтому преднамеренное злоупотребление обще­признанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защитной эмблемой куль­турных ценностей и другими общепринятыми защит­ными знаками) запрещено. Также запрещено во вре­мя нападения или защиты или для прикрытия воен­ных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) стороны противника, а также национальных симво­лов и эмблем государств, не являющихся сторонами в конфликте.


Международное гуманитарное право, основные до­кументы которого ратифицированы почти всеми госу­дарствами мира, ограничивает право сторон исполь­зовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных действиях, следовать правилам, позволяющим регулировать отношения между сторо­нами в вооруженном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.

·                                          Не принята конвенция «о запрещении ведения воздушной войны», потому что многие военные объекты маскируются под гражданские и часто сконцентрированы у гражданских объектов. При воздушной бомбардировке или воздушном обстреле практически невозможно попасть только в военный объект, не задев гражданский.


3.Ответственность в международном гуманитарном праве.


        

Международное право предусматривает ответствен­ность государств и отдельных лиц, нарушивших пра­вила ведения войны. Физические лица за совершение преступлений, про­тив мира, военные преступления и преступления против человечности подлежат уголовному наказанию.

К преступлениям против мира относятся: планирова­ние, подготовка, развязывание или ведение агрес­сивной войны и пр.

Военные преступления — убийства, истязания, увод в рабство или
для других целей гражданского населения оккупированных территорий;
убийства или истязания раненых, больных, военнопленных, заложников,
бессмысленное разрушение городов и строений, ограбление или уничто­жение общественной или частной собственности и др.


                  Формы международно-правовой ответственности. 

политическая

Материальная

Санкции

Индивидуальные   и   коллективные принудительные меры,  применяемые для предупреждения или в качестве ответной меры на совершенное международно-правовое деяние

Репарации

 Возмещение причиненного      материального ущерба государством-агрессором натурой или деньгами

Сатисфакция

 Предоставление удовлетворения пострадавшему государству (выраже­ние сожаления, публичное извинение, наказание виновных, оказание  особых почестей пострадавшему государству)

Реституции

Возврат в натуре иму­щества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим    государст­вом с территории про­тивника




                                                                                                                                 Таблица 1.


Преступления против человечности — убийства, истребление, пора­бощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении граж­данского населения до или во время войны, или преследование по поли­тическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления
преступлений  или  в  связи  с любыми  преступлениями,  подлежащими
юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия
нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или
нет (ст. 6 Устава МВТ).

 Военные преступники подвергаются наказанию по законам страны, на территории которой они совер­шили свои деяния. В некоторых случаях для этого создаются международные суды. Согласно нормам международного права государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективного преследования военных преступников. Это обязательство возложено как на воюющие, так и на невоюющие государства. Наказа­ние должно применяться ко всем виновным: собст­венным гражданам и иностранцам, независимо от места и времени совершения ими преступлений. Международно-правовыми актами предусмотрена возможность выдачи преступников. Московской декларацией от 30 октября 1943г. опреде­лено, что военные преступники должны быть «отосла­ны в страны, в которых были совершены их отврати­тельные действия, для того чтобы они могли быть су­димы и наказаны». Нормами международного права установлен и круг лиц, на которых не распространяются сроки давности за совершение преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. К таким лицам относятся: исполнители и участники преступлений; те, кто непосредственно подстрекает к совершению ; представители государственной власти, допустившие их совершение.

На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года закрепила норму, согласно которой на право искать убежище и пользоваться им «не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьёзные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности».

Вот яркий пример преступления политических деятелей против мира. США и другие члены НАТО, развязав агрессию против Югославии, совершили преступление против мира (планирование, подготовку, раз­вязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение между­народных договоров: Пакта


Бриана - Келлога 1928 г., Устава ООН, Се­вероатлантического договора 1949 г.), а также военные преступления (нападение и уничтожение гражданских объектов, домов мирных жите­лей, средств и объектов жизнеобеспечения населения, объектов, содер­жащих угрозу массового уничтожения населения (гидроэлектростанции, химические предприятия, нефтехранилища и др.), поездов и автобусов).

Президент США Б. Клинтон, государственный секретарь М. Ол­брайт, министр обороны США У. Коэн, Генеральный секретарь НАТО X. Солана, Верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе У. Кларк совершили преступления, предусмотренные Уставом Международного военного трибунала, за которые главные воен­ные преступники Германии и Японии были осуждены и повешены. Все эти лица должны предстать перед Международным трибуналом по Юго­славии с учетом положений Конвенции о неприменимости срока давно­сти к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. независимо 'от виновности или невиновности Президента Юго­славии С. Милошевича. Другие руководители стран НАТО являются со­участниками коллективной агрессии против Югославии.

Я считаю, что жестокие меры ответственности, закрепленные в международном гуманитарном праве являются хорошим превентивным фактором военных преступлений.

Как показала международная практика государств и многочисленные локальные войны и межэтнические конфликты, международное право в период вооруженных конфликтов и поныне сохраняет свою актуаль­ность и нуждается в постоянной корректировке и развитии.



Выводы.

 

 

1.Международное гуманитарное право- совокупность юридических принципов и норм, которые регулируют отношения между государствами, и другими участниками (субъектами) международного общения.


2.Международное гуманитарное право служит основой  обеспечения международной  безопасности и является важнейшим гарантом поддержания стабильности в мире.


3.Наиболее актуальной проблемой в сфере международной безопасности является соблюдение всеми субъектами международного общения принципов и норм международного гуманитарного права.

                                               Литература.

 

1.Большая Советская энциклопедия, том 14.:М. : «Советская энциклопедия»,1929г. с.:151-152, 154-156.

2.Большая Советская энциклопедия - Том 25. Москва. : советская энциклопедия 1932г.-с.130-132.

3.Большой энциклопедический словарь. 2-е издание- М.: «Большая российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт»,2000г.-1456с.

4.Всемирная история войн. Книга 1. Полигон – АСТ, СПб - Москва, 1997.

5.Декларация тысячелетий ООН\\ Экология и образование-2001г.-№1-2-с.2-6.

6.Концепция национальной безопасности Российской Федерации \\Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: книга для учителя \ под общей редакцией А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001г. с.105-114

7.Международное публичное право. Учебник. Издание второе \ Под редакцией К. А. Бекяшева. - М.:ПБОЮЛ Грачёв С. М., 2001. – 640с.

8.Основы безопасности жизнедеятельности.11кл.: Учебник В. В. Марков, В.Н.

Латчук, С. Н. Миронов, С. Н. Вангородский-2-е издание.:М: Дрофа, 2001-288с.

9.Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. – М.: Междунар. Отношения, 1989. – 160 с.

10.Экзаменационные вопросы и ответы. Основы безопасности жизнедеятельности.9 и 11 выпускные классы: учебное пособие.-М.:АСТ-пресс,2001.-400с.


































 























































                                     


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.