Преступления
против человечности — убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского
населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления
преступлений или в связи с любыми преступлениями,
подлежащими
юрисдикции
Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия
нарушением внутреннего права страны, где они
были совершены, или
нет (ст. 6 Устава МВТ).
Военные
преступники подвергаются наказанию по законам страны, на территории
которой они совершили свои деяния. В некоторых случаях для этого создаются
международные суды. Согласно нормам международного права государства обязаны
ввести в действие национальные законы, необходимые для
обеспечения эффективного преследования военных преступников. Это обязательство
возложено как на воюющие,
так и на невоюющие государства. Наказание
должно применяться ко всем виновным: собственным гражданам и иностранцам, независимо от места и времени совершения ими преступлений.
Международно-правовыми актами предусмотрена возможность выдачи преступников. Московской декларацией от 30 октября 1943г.
определено, что военные преступники
должны быть «отосланы в страны, в которых были совершены их отвратительные действия, для того чтобы они могли быть судимы и наказаны». Нормами международного
права установлен и круг лиц, на которых не распространяются сроки давности за
совершение преступления против мира, военные преступления и преступления против
человечности. К таким лицам относятся: исполнители и участники преступлений;
те, кто непосредственно подстрекает к совершению ; представители
государственной власти, допустившие их совершение.
На военных преступников не
распространяются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о
территориальном убежище от 14 декабря 1967 года закрепила норму, согласно
которой на право искать убежище и пользоваться им «не может ссылаться никакое
лицо, в отношении которого существуют серьёзные основания полагать, что оно
совершило преступление против мира, военное преступление или преступление
против человечности».
Вот яркий пример преступления
политических деятелей против мира. США и другие члены НАТО, развязав агрессию
против Югославии, совершили преступление против мира (планирование, подготовку,
развязывание и ведение агрессивной войны
или войны в нарушение международных
договоров: Пакта
Бриана - Келлога
1928 г., Устава ООН, Североатлантического договора 1949 г.), а также военные
преступления (нападение и уничтожение
гражданских объектов, домов мирных жителей, средств и объектов
жизнеобеспечения населения, объектов, содержащих угрозу массового
уничтожения населения (гидроэлектростанции, химические
предприятия, нефтехранилища и др.), поездов и автобусов).
Президент США Б.
Клинтон, государственный секретарь М. Олбрайт, министр обороны США У. Коэн, Генеральный
секретарь НАТО X. Солана, Верховный главнокомандующий вооруженными
силами НАТО в Европе У. Кларк совершили преступления,
предусмотренные Уставом Международного военного трибунала, за которые
главные военные преступники Германии и Японии были осуждены и
повешены. Все эти лица должны предстать перед Международным трибуналом
по Югославии с учетом положений Конвенции о неприменимости
срока давности к военным преступлениям и преступлениям против
человечества 1968 г. независимо 'от виновности или невиновности
Президента Югославии С. Милошевича. Другие руководители стран НАТО являются соучастниками
коллективной агрессии против Югославии.
Я считаю, что
жестокие меры ответственности, закрепленные в международном гуманитарном праве
являются хорошим превентивным фактором военных преступлений.
Как показала
международная практика государств и многочисленные локальные войны и межэтнические
конфликты, международное право в период
вооруженных конфликтов и поныне сохраняет свою актуальность и нуждается в постоянной корректировке и
развитии.
Выводы.
1.Международное
гуманитарное право- совокупность юридических принципов и норм, которые
регулируют отношения между государствами, и другими участниками (субъектами)
международного общения.
2.Международное гуманитарное право служит основой
обеспечения международной безопасности и является важнейшим гарантом
поддержания стабильности в мире.
3.Наиболее актуальной проблемой в сфере международной
безопасности является соблюдение всеми субъектами международного общения
принципов и норм международного гуманитарного права.
Литература.
1.Большая Советская энциклопедия, том 14.:М. :
«Советская энциклопедия»,1929г. с.:151-152, 154-156.
2.Большая
Советская энциклопедия - Том 25. Москва. : советская энциклопедия
1932г.-с.130-132.
3.Большой энциклопедический словарь. 2-е издание- М.:
«Большая российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт»,2000г.-1456с.
4.Всемирная история войн. Книга 1. Полигон – АСТ, СПб
- Москва, 1997.
5.Декларация тысячелетий ООН\\ Экология и
образование-2001г.-№1-2-с.2-6.
6.Концепция национальной безопасности Российской
Федерации \\Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: книга для учителя
\ под общей редакцией А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001г. с.105-114
7.Международное публичное право. Учебник. Издание
второе \ Под редакцией К. А. Бекяшева. - М.:ПБОЮЛ Грачёв С. М., 2001. – 640с.
8.Основы безопасности жизнедеятельности.11кл.: Учебник
В. В. Марков, В.Н.
Латчук, С. Н. Миронов, С. Н. Вангородский-2-е
издание.:М: Дрофа, 2001-288с.
9.Права человека. Основные международные документы:
Сб. документов. – М.: Междунар. Отношения, 1989. – 160 с.
10.Экзаменационные вопросы и ответы. Основы безопасности
жизнедеятельности.9 и 11 выпускные классы: учебное
пособие.-М.:АСТ-пресс,2001.-400с.