Рефераты. Международное экономическое право и межгосударственные имущественно-земельные отношения

Международное экономическое право и межгосударственные имущественно-земельные отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 “Международное экономическое право и межгосударственные

имущественно-земельные отношения”











 

 

исполнитель:   Арабян Агаси Манукович

 

 

 

 

 



 


Москва 2008 г.





Введение.

В конце XX века для России возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообщест­ве. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни ро­ли одного из центров мировой политики, равновесного США и их со­юзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распа­дом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточ­ную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаб­лена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее разви­той своей частью. Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих огра­ниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении от­дельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав сво­ей территории, — все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

В результате непродуманных реформ проведённых в конце прошлого века, экономический и воен­ный потенциал нашей страны был заметно снижен. По большинст­ву параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономи­ческой, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет, а следовательно и при решении острых международных проблем мнение российского государства практи­чески не учитывалось. Когда-то действительно великой стране, мировой державе приходилось искать более или менее удобное место и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополити­ческого потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.

В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России сегодня при­ходится учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при ге­гемонии США, так и вероятные перспективы формирования поли­центризма в мировом геополитическом пространстве и изменяю­щихся международных отношениях.

Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоян­ного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.




Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте ми­ра. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Западной ча­стью страна входит в Европу, восточной в Азию. Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. По­нятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного со­трудничества с определенными странами и уже сегодня можно выделить некоторые  основные  черты этой  поли­тики:

1. Россия  отвергает  всякую  войну, применение  военной  силы  как средство   

    достижения  политических, экономических  и  других  внешних  целей.

2. Краеугольным  камнем нашей  внешней политики  стало по­ложение  о том,

   что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

3. Открыто  заявлено,  что   Россия   будет   защищать  не  идеологию, а  свои  

    жизненно  важные  интересы.

4. Внешняя  политика  не должна  быть «затратной», а быть взаимовыгодной.

        Все больше людей в России осознают, что сохранение сувере­нитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления  внешней  политики  Российского  государства. Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.

В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в бли­жайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье. Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Рос­сия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.

Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. Че­рез Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Запад­ной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.

В российской внешней политике постепенно происходит осо­знание объективного закона — закона региональной общности, ука­зывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеют­ся общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских от­ношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от фак­та многовекового пребывания в едином государстве, географичес­кая близость, единство региональных проблем сами по себе являют­ся фактором установления все более тесного сотрудничества и ин­теграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ. Внешнеполитической стала проблема защиты прав более 25 миллионов этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигранта­ми в новых суверенных государствах.



Внешняя политика в настоящее время должна быть сориенти­рована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сооб­щество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отноше­ний, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовы­годном сотрудничестве.

Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Рос­сия должна принимать активное участие в решении глобальных про­блем современности. Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление цело­стности Российской Федерации, а также развитие собственного эко­номического потенциала. Лишь при выполнении этих условий воз­можно решение труднейшей задачи -превращения России из уни­женного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свобод­ный субъект международных отношений.


Государственная территориальная собственность.

  Государственная территория включает ограниченную государственными границами сушу с ее недрами, с внутренними и территориальными водами и находящимся над сушей и водами воздушным пространством. В пределах своей территории государство обладает территориальным верховенством, то есть неограниченной, за исключениями, обусловленными международными договорами обычаями, властью. Территориальное верховенство вмещает в себя и право государственной собственности на государственную территорию, которая, как и иное государственное имущество, принадлежит государству. Лучшей иллюстрацией этого положения могут служить хотя и редкие, по сравнению с более отдаленным прошлым, прецеденты продажи территории одним государством другому. Примерами являются покупка США у России Аляски в 1867 г. за 7,2 млн. долларов; у Дании в 1917 г. - части Виргинских островов за 25 млн. долларов и т.д. Широко применяется также сдача в аренду территорий одних государств - другим, в том числе для военных баз, космодромов (например, Байконур в Казахстане), размещения помещений международных организаций и т.п. Условия такой аренды, включая права экстратерриториальности, доступа на соответствующие земельные участки представителей государства-арендодателя, арендная плата и т.д. - все это нормально должно регулироваться международными соглашениями.                                                                                            Юридически право собственности государства на государственную территорию  изначально  основывается  на обычае и не вызывает сомнений. В то же время это право отличается от внутригосударственного права собственности   на  недвижимость,  включая  землю  и   иное  имущество.  Во-первых,  это  право  сопряжено  с  публичными  властными  атрибутами, во-вторых, переход права частной собственности на государственную территорию, арендных прав на эту территорию и т.п. не должен влиять в принципе на гражданские права собственников на отдельные земельные участки  и  т.п.  в  составе  отчуждаемой,  продаваемой,  уступаемой


государственной территории. Впрочем, не исключаются и иные подходы к гражданским имущественным правам физических и юридических лиц в силу как межгосударственных, так и односторонних государственных властных акций при переходе государственной территории от одного государства к другому. Свежи примеры депортаций населения и национализации имуществ при    территориальных   изменениях    после    Второй    мировой   войны.   В-третьих,  по  законодательству  многих государств леса, недра, внутренние воды, дорожная сеть и т.п. принадлежат полностью государству и изъяты из оборота. Кроме того, государство имеет право на национализацию имуществ, находящихся в частной собственности, хотя это право обычно в наше время и ограничиваемо общегосударственными, общественными интересами и обязательствами компенсации.                                                                                                        Представляется, что международно-правовой институт государственной собственности и внутригосударственные гражданско-правовые институты частной собственности лежат в разных системно-правовых плоскостях. Следует при этом заметить, что территориальное верховенство, ограничиваемое территорией данного государства, не распространяется, кроме договорных и обычно правовых исключений (например, в силу дипломатических иммунитетов, арендных прав на военные базы за рубежом; военные суда и т.п.), на имущество государства, находящееся за его пределами.                                                                                                                Особое значение государственной территориальной собственности можно толковать как собственность не столько имущественную в гражданско-правовом смысле (хотя мы видим примеры прямой купли-продажи государственных территорий, сдачи их в аренду и т.п.), не столько как земельную собственность, но как "собственность" на властные государственные права на определенной территории.                            Поскольку, являясь институтом международного публичного права, государственная территория, будучи не только пределом властных прерогатив государства, но, в частности, и объектом государственной и негосударственной собственности, как и всякая собственность, имеет экономическое значение и подлежит правовой защите, - имущественный статус государственной территории (как собственности) входит в сферу действия и международного экономического права.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.