Рефераты. Международная торговля как система международных экономических отношений

При разработке Инкотермс 2000 были приложены значительные усилия для достижения максимально возможной и желаемой согласованности в отношении различных выражений, используемых в тринадцати терминах. Таким образом, удалось избежать использования различных формулировок для выражения одного и того же значения. Кроме того, по возможности использовались выражения, употребляемые в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.

Ценообразование в международной торговле зависит от большого количества факторов:

место и время продажи товара;

взаимоотношения между продавцом и покупателем;

условия коммерческой сделки;

характер рынка;

источники ценовой информации.

Мировыми ценами называется особая разновидность цен в международной торговле - цены важнейших (крупных, систематических и устойчивых) экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции.


3. Участие Украины в региональных интеграционных объединениях


Участие в процессах региональной интеграции является одним из ключевых способов самоидентификации страны в современном мире. Выбор направления интеграции означает жесткую привязку не только к геополитическому массиву, но и прежде всего к определенной политэкономической и социокультурной модели. Таким образом, оценка интеграционных перспектив через призму лишь экономических выгод (потерь) кажется, как минимум, наивным квазипрагматизмом.

В Восточной Европе, где разворачивается жесткая конкуренция европейской (демократической, рыночной, гражданской) и евразийской (авторитарной, коррупционной, административно-силовой) парадигм развития, внутренний политический процесс является отражением этой конкуренции.

Интеграционная политика Украины всегда была сложной. С одной стороны - тема "европейского выбора", с другой - медленное, но последовательное развитие неевропейской политэкономической модели.

Вопрос возможного членства Украины в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) активно прорабатывается во властных кругах Украины. Возможные политические последствия членства в ЕврАзЭС могут способствовать дальнейшему наращиванию барьеров на пути реализации курса на евроатлантическую интеграцию Украины.

Структурно политический анализ проблем вступления Украины в ЕврАзЭС включает несколько главных измерений:

во-первых, геополитическое, связанное с реализацией национальных интересов государств региона, их участием в глобализационных процессах;

во-вторых, внутриполитическое, охватывающее интересы и деятельность актеров политического процесса в Украине;

в-третьих, стратегическое, касающееся контекста реализации заявленных перспективных целей развития украинского общества - утверждения принципов и норм демократии, правового государства, рыночных экономических механизмов [5].

По всем основным формальным признакам, начиная от семантики названия и до тематики соглашений, ЕврАзЭС - объединение стран для совместного удовлетворения экономических интересов. В заключенном в октябре 2000 года учредительном договоре целью новообразования определялись совместные действия для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализация иных договоренностей, заключенных ранее между пятью государствами: Таможенного союза 1995 г., Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной отраслях 1996 г., Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999-го.

Специалисты, размышляя над потенциальными экономическими преимуществами взаимодействия Украины с ЕврАзЭС, указывают на возможности использования механизмов свободной торговли, координации усилий по вступлению в ВТО, улучшение производственной и научно-производственной кооперации со странами - участниками объединения, прежде всего, естественно, с Россией, и т.п.

Впрочем, не менее важными в интеграционных усилиях участников ЕврАзЭС выступают политические факторы. Политические основы союза проявляются как во взаимодействии между самими его участниками, так и в контактах с внешними партнерами. В частности, именно политическую свободу сторон, наряду с "объективными требованиями экономики", рассматривают представители российской дипломатии как главные детерминанты активизации интеграционных процессов.

С самого начала союз РФ, Беларуси, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана появился в качестве альтернативы ГУУАМу - другому объединению постсоветских государств. Фактически в этот квинтет были вовлечены страны, составлявшие наиболее выраженную "клиентелу" Кремля в СНГ. Объединение имеет слишком высокий уровень диспропорции экономических и политических потенциалов его участников, чтобы реализовывать полноценное и полноправное партнерство между ними. Несмотря на формальный центр в казахской столице Астане, главные решения разрабатываются и инициируются из Москвы. Россия - бесспорный лидер объединения, а сама эта межгосударственная организация - своеобразная материализованная версия идеологом евразийства, популярного в российском политическом дискурсе.

Обретение Молдовой и Украиной статуса наблюдателя в ЕврАзЭС и намерение Узбекистана приостановить свою активность в ГУУАМ оставили непоколебимыми членами этого образования только Баку и Тбилиси.

ГУАМ - региональная организация, созданная в октябре 1997 республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Начало сотрудничеству Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в рамках ГУАМ было положено на учредительном форуме 10 октября 1997 в Страсбурге. Был создан Консультативный форум ГУАМ. В апреле 1999 к ним присоединился Узбекистан.

Достигнутые в рамках ГУАМ договорённости о сотрудничестве были сразу же одобрены ОБСЕ. В сентябре 2000 в ходе саммита тысячелетия в ООН был принят меморандум, регулирующий цели создания и деятельность ГУАМ. В 2001 ГУАМ получил статус международной региональной организации. На саммите в Ялте 6-7 июня 2001 был подписан устав ГУАМ.

В 2002 Узбекистан, однако, заявил о намерении выйти из организации, после чего стал игнорировать её мероприятия. Официально президент Ислам Каримов заявил о выходе его страны из ГУАМ лишь в мае 2005.

Формальным поводом для выхода Узбекистана послужило "существенное изменение изначально объявленных целей и задач организации". Как было сказано в письме узбекского президента Каримова, Узбекистан не устраивают "акценты организации на решении замороженных конфликтов, формировании совместных вооружённых блоков и пересмотре существующих систем безопасности". Узбекские власти объяснили, что не способны активно участвовать в этих процессах в "силу географического положения" [5]. 29 декабря 2005 года президент Узбекистана Ислам Каримов денонсировал следующие документы, подписанные в рамках ГУУАМ:

"Ялтинскую хартию",

"Меморандум по содействию торговле и транспортировке",

"Соглашение о взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах между правительствами государств-участников ГУУАМ".

На Киевском саммите ГУАМ 23 мая 2006 г. было принято решение о реформировании организации. В ходе саммита главы государств подписали Устав Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ (ОДЭР-ГУАМ).

В 2009 году президент Молдавии Владимир Воронин на вопрос о перспективах организации заявил, что "ГУАМ как региональная организация нежизнеспособен и бесперспективен"

Одной из главных особенностей стран-участниц ГУАМ является то, что в советское время в состав этих республик по тем или иным причинам были включены территории, мнения населения которых по данному вопросу не учитывалось, и поэтому после распада СССР в них возникла определенная напряженность. К таким территориям относятся:

Абхазия (с 1931) и Южная Осетия (с 1922) в Грузии

Нагорный Карабах (с 1921) в Азербайджане

Приднестровье (с 1940) в Молдавии

Крым (с 1954)

После того, как Украина существенно ограничила в правах Крым, это снизило вероятность возникновения крымско-украинского конфликта, но, с другой стороны, возможно лишь отсрочило его; также нельзя исключать перерастание в более серьёзную фазу конфликта между крымскими татарами и остальным населением полуострова. В остальных странах ГУАМ региональные конфликты уже носят вооруженный характер.

В связи с такой ситуацией фактически основной для организации является проблема урегулирования региональных конфликтов - в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе.

Президент Украины Виктор Ющенко предложил начать урегулирование конфликтов с Приднестровья. Его план "семи шагов" по приднестровскому урегулированию включает:

создание в Приднестровье условий для развития гражданского общества,

проведение по международным стандартам свободных многопартийных парламентских выборов,

размещение в зоне конфликта нового миротворческого контингента с украинским участием,

международные инспекции приднестровских предприятий ВПК и

мониторинг приднестровского участка молдавско-украинский границы с помощью сил спецмиссии ОБСЕ.

10 декабря 1991 года Украина стала полноправным членом СНГ, организации, которая была призвана урегулировать противоречия между государствами-членами СССР после его распада. Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями [5].

Основными целями организации являются:

сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

обеспечение прав и свобод человека;

сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

взаимная правовая помощь;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества


4. Характеристика Международной организации труда и ее роль в становлении рынка труда в Украине


Международная организация труда (МОТ) основана в 1919 году и стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году. МОТ формулирует международные трудовые стандарты, изложенные в конвенциях и рекомендациях, устанавливая минимальные нормы основных прав в сфере труда, таких, как свобода объединения, ведения коллективных переговоров, отмены принудительного труда, равные возможности и отношения и т.д. МОТ оказывает техническую помощь в основном по вопросам трудового законодательства и управления, политики занятости, социально-трудовых отношений, условий труда, трудовой миграции, социальной защиты, статистики в сфере труда, а также охраны труда и здоровья. МОТ содействует развитию независимых организаций работодателей и работников, предоставляет им услуги по обучению и консультированию. В рамках системы ООН МОТ имеет уникальную трехстороннюю структуру, в которой представлены работодатели и работники как равные партнеры правительств стран.

Украина является членом МОП с 1954 года. Сотрудничество МОП с Украиной за годы ее независимости стало системным и динамическим и направленным на:

Ратификацию и практическое внедрение конвенций МОП и содействие гармонизации национального законодательства с международными трудовыми нормами МОП и европейскими стандартами. За 55 лет членства в МОП Украина ратифицировала 63 конвенции (за годы независимости - 20), в том числе 8 фундаментальных, действующими из них является 55 [7].

Реформирование трудового законодательства и поддержку реформ в сфере социального страхования и социального обеспечения.

Разработку и реализацию программ обеспечения занятости, в том числе молодежи, инвалидов, лиц, пострадавших от торговли людьми.

Реформирование статистики труда.

Содействие формированию и повышению эффективности администрации труда и его составляющих, в том числе таких институций как: государственная инспекция труда, органы государственного надзора в сфере охраны труда, служба посредничества и примирения.

Сотрудничество МОП и Украины осуществлялась в рамках трехстороннего социального диалога, как на национальном, так и областном уровнях. Среди партнеров были также местные органы самоуправления, многие неправительственные и международные организации.

За годы независимости Украины ее сотрудничество с МОП происходило в рамках свыше 20 проектов технического сотрудничества, объединенных в 3 широкомасштабных программы, наибольшими из которых стали Программы достойного труда, которые являются частью UNDAF (Рамочная программа помощи ООН) и Целей развития тысячелетия [7].

Первая из них была реализована в 2006-2007 годах. Международная организация труда в сотрудничестве с Международным центром развития миграционной политики начинают внедрение в Украине Программы МОТ по противодействию торговле людьми из Украины. Программа включает Проект МОТ "Возможности профессионального обучения, занятость и миграционная политика как факторы предотвращения и сокращения масштабов торговли женщинами в Украине" как часть субрегионального проекта для Албании, Молдавии и Украины, который длится с октября 2003 года по март 2008 г. и финансируется Правительством Ирландской Республики, и Проект МОТ "Противодействие торговле людьми с помощью инструментов рынка труда", который охватывает Молдавию и Украину, длился до середины ноября 2008 года и финансируется Европейской Комиссией и Правительством Ирландской Республики.

Программа внедрялась на выполнение Программы "Достойный труд в Украине" на 2006-2007 года, которая была подписана между Министерством труда и социальной политики Украины, социальными партнерами и МОТ, и Государственной программы противодействия торговле людьми на период до 2010 года.

Главным партнером от Украины выступает Министерство труда и социальной политики. Также партнерами являются Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, Государственный центр занятости, другие органы исполнительной власти, социальные партнеры и неправительственные организации [6].

В целом Программа МОТ включала мероприятия, направленные на достижение таких целей:

1. Эффективное внедрение Государственной программы противодействия торговле людьми.

2. Усовершенствование политики и правовой базы относительно урегулирования миграционных процессов и противодействия торговле людьми с целью сексуальной и трудовой эксплуатации.

3. Укрепление потенциала национальных партнеров в выявлении криминальных действий, связанных с неурегулированной миграцией и торговлей людьми, и их предупреждении.

4. Повышение уровня осведомленности потенциальных мигрантов и потенциальных потерпевших от торговли людьми о миграции и путях законного трудоустройства за границей.

5. Расширение доступа потерпевших от торговли людьми к услугам по социально-экономической реинтеграции.

Благодаря социальному диалогу Программа достойного труда МОП стала ключевым элементом государственной социальной политики, программ действий многих организаций профсоюзов и работодателей, охватила основные сферы рынка труда, в том числе содействие занятости, искоренение детского труда и предотвращение торговли людьми, реформирование системы трудового законодательства и социального обеспечения, предотвращения распространения ВИЧ/СПИД, в сфере труда, усиления превентивной культуры охраны труда, содействия реализации основополагающих принципов и прав, в сфере труда.

Министерство труда и социальной политики Украины, профсоюзы и организации работодателей, подписали Меморандум о реализации Программы достойного труда на 2008-2011 годы, основной целью которого является содействие достойному труду и как фактору производительности, и как ключевому элементу развития социальной и трудовой сфер в Украине. Новая Программа построена на трех приоритетах, направленных на укрепление возможности правительственных учреждений и социальных партнеров в совершенствовании управления рынком труда и формулировке политики занятости, содействии равным возможностям, на рынке труда, усовершенствования политики социальной защиты. Она в то же время имеет гибкий характер, учитывает изменения и предусматривает конкретизацию реальных потребностей. С января 2009 года МОП отозвалась на запрос Правительства и стала оказывать широкую консультационную помощь правительственным структурам и социальным партнерам в смягчении последствий финансового кризиса в сфере труда и социальной защиты [6].


Список использованной литературы


1.     Авдокшин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М: Юристъ, 2007.

2.     Адамчук В.В. Экономика и социология труда. - М: Юнити, 2007.

3.     Амосов В. Экономическая теория - Спб: Питер, 2008.

4.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория - М: Юрайт, 2005.

5.     Международное право // под ред. Баймуратова А.С. - Донецк, 2007.

6.     Програми гідної праці - основа співробітництва МОП з Україною [Електронний ресурс] Інформація про державну службу зайнятості: Режим доступу: http://www.dcz.gov.ua/control/uk/publish/article? art_id=168439&cat _id=366755

7.     Ринок праці в Україні // за заг. ред. В.М. Петюх. - К.: ОСНОВИ, 2007.

8.     Экономическая теория // учебное пособие под ред. В.И. Видяпина. - М: Инфра-М, 2008.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.