Рефераты. Международная организация законодательной метрологии

Организационная структура МОЗМ

Рисунок 1 Организационная структура МОЗМ


Высшим органом является конференция МОЗМ. В работе конференций, которые проводятся раз в 4 года, принимают участие официальные делегации государств-членов МОЗМ и наблюдатели (члены-корреспонденты МОЗМ и связанные с МОЗМ международные и региональные организации).

Конференция МОЗМ:

- определяет генеральную политику МОЗМ;

- утверждает международные рекомендации (в соответствии с правилами стандартизации рассматриваются как международные стандарты);

- принимает бюджет МОЗМ.

Руководящим органом МОЗМ является Международный комитет законодательной метрологии (МКЗМ), который собирается ежегодно. В него входят по одному из представителей от каждого государства-члена МОЗМ. Избранный президент и два вице-президента составляют ядро президентского совета.

Основные функции МКЗМ:

- отвечает за подготовку и практическое внедрение решений конференции;

- осуществляет надзор за технической деятельностью (ТК и ПК) и административной деятельностью (МБЗМ);

- отвечает за утверждение проектов международных рекомендаций (МР) и международных документов (МД) для срочной публикации;

- контролирует сотрудничество с другими организациями.

Международное бюро законодательной метрологии (МБЗМ), являющееся постоянным секретариатом МОЗМ, находится в Париже.

Основные задачи МБЗМ:

- подготовка конференций МОЗМ и заседаний МКЗМ;

- издание МР, МД и других публикаций;

- ежеквартальное издание Бюллетеня МОЗМ;

- контроль над деятельностью ТК и ПК, разработка рабочих документов;

- установление связей с соответствующими международными и региональными организациями;

- организация различных технических семинаров и участие в них;

- регистрация сертификатов МОЗМ;

- распространение и продажа всех публикаций МОЗМ, развитие и пропаганда политики МОЗМ по внутренним и внешним связям;

- осуществление функций основного информационного центра МОЗМ.

Технические комитеты и подкомитеты (ТК и ПК) отвечают за разработку МР и МД. МД носят директивный характер и предназначены для рабочих органов МОЗМ, МР — рекомендательный характер и предназначены для стран-членов МОЗМ. В России хранителем фонда этих документов является ВНИИМС (Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации в машиностроении), который выполняет также функции национального Секретариата МОЗМ.

Каждый ТК и ПК имеет: секретариат, который ведет добровольно государство-член МОЗМ; участников и наблюдателей из числа государств-членов МОЗМ; наблюдателей, представляющих связи с международными и региональными организациями.

Совет по развивающимся странам осуществляет в отношении этих стран следующую деятельность:

- подготавливает специальные публикации по вопросам планирования и оснащения метрологических лабораторий;

- устанавливает контакты с государствами-членами МОЗМ и специализированными организациями с целью определения необходимого финансового и технического содействия для их развития;

- организует проведение учебных курсов для инженеров и специалистов по метрологии из развивающихся стран.

МОЗМ сотрудничает и со многими другими международными организациями, в частности с ИСО, МЭК, МОМВ и др. Формы этого сотрудничества с другими международными организациями различны: обмен информацией по проводимым и планируемым работам, участие в заседаниях, создание смешанных комитетов. Все они преследуют одну цель – избежать дублирования в работе и максимально использовать усилия и наработки других организаций в выполнении поставленных задач.


Сертификаты МОЗМ


Особо следует отметить деятельность МОЗМ по сертификации средств измерений. С 1 января 1995 г. введена Система сертификатов МОЗМ, к которой Россия присоединилась с момента введения.

Сертификат МОЗМ — это документ, подтверждающий соответствие средства измерений определенной Международной рекомендации (МР) МОЗМ. МР содержит технические требования, описание процедуры испытаний и форму отчета по испытаниям. Сертификат МОЗМ дает гарантию изготовителю средств измерений в том, что изделие соответствует международным требованиям, которые признаются большинством государств мира.

Международные рекомендации, на соответствие которым могут быть выданы Сертификат МОЗМ для средств измерений, приведены в таблице 1.


Таблица 1

№ п/п

Номер МР

Наименование МР

1

МР 16

Неагрессивные сфигманометры

2

МР 31

Газосчетчики

3

МР 50

Автоматические весы непрерывного действия

4

МР 51

Автоматические весоизмерительные приборы

5

МР 58

Измерители уровня звука

6

МР 60

Силоизмерительные датчики

7

МР 61

Дозаторы автоматические

8

МР 65

Требования к машинам для испытаний на сжатие и растяжение

9

МР 76

Неавтоматические взвешивающие устройства

10

МР 84

Платиновые, медные и никелевые термометры сопротивления

11

МР 85

Автоматические уровнемеры для измерения уровня жидкости в танках-хранилищах

12

МР 88

Измерители уровня звука интегрирующие

13

МР 93

Диоптриметры

14

МР 97

Барометры

15

МР 98

Линейные меры длины высокой точности

16

МР 102

Калибраторы звука

17

МР 104

Аудиометры чистого звука

18

МР 105

Измерительные системы прямого массового расхода жидкости

19

МР 106

Автоматические железнодорожные весы

20

МР 107

Автоматические взвешивающие устройства дискретного действия

21

МР 110

Манометры

22

МР 112

Жидкостные манометры

23

МР 113

Газовые хроматографы

24

МР 114

Клинические электрические термометры для непрерывных измерений

25

МР 115

Медицинские электрические термометры с максимальным устройством

26

МР 116

Спектрометры

27

МР 117

Измерительные системы для жидкостей кроме воды +

28

МР 118

Методы испытаний и форма отчета об испытаниях

29

МР 122

Речевые аудиометры

30

МР 123

Переносные портативные рентгеновские флюорисцентные спектрометры для измерений вредных загрязнений

31

МР 126

Этилометры

32

МР 127

Радиохромные пленочные дозиметрические системы ионизирующих излучений для исследования материалов и продуктов

33

МР 128

Велоэргонометры

34

МР 129

Многоразмерные измерительные устройства

35

МР 130

Октавные фильтры и треть-октавные полосовые фильтры

36

МР 131

Дозиметрические системы на основе полиметилметакрилата для использования при радиационной обработке материалов и изделий

36

МР 132

Дозиметрические системы на основе сополимеров этилена и пропилена для радиационной обработки материалов и изделий

38

МР 134

Автоматические приборы для взвешивания дорожного транспорта в движении


Всего выдано разными странами по состоянию на конец 2002 года, начиная с 1992 года, 1027 Сертификатов МОЗМ, в том числе Россией 29 Сертификатов, из которых 8 Сертификатов было выдано отечественным производителям в 2001-2002 г.г. на соответствие МР 31, МР 76 и МР 106.

В целях совершенствования Системы создана техническая консультативная группа по сертификации (ТАГсерт). В ее работе участвуют 13 стран: Австралия, Китай, Дания, Германия, Япония, Куба, Норвегия, Польша, Россия, Словакия, Великобритания, США, Югославия. ТАГсерт ежегодно отчитывается перед МОЗМ, работа ее организована в основном по переписке. Секретариат ведет МБЗМ, рабочий язык — английский.

Задачи на ближайшую перспективу включают: ускорение работ по взаимному признанию путем сравнения и обмена результатами испытаний; распространение Системы на несерийные средства измерений; распространение информации о Системе; проработка процедур использования Системы сертификатов МОЗМ для группы однотипных средств измерений.

Участие России в работе МОЗМ


Несколько подробнее остановимся на участии России в работе МОЗМ. Сама эта организация была создана по инициативе СССР, правопреемницей которого в МОЗМ стала Россия.

Технические комитеты и подкомитеты, которые ведет РФ, разрабатывают МД и МР как по общим вопросам метрологии, так и по конкретным видам измерений. Так, ТК21 разработал МД, регламентирующие вопросы нормирования метрологических характеристик средств измерений и измерительных систем. Документ имеет практическое значение, поскольку направлен на достижение единообразия при оценке погрешностей практических измерений по нормируемым характеристикам средств измерений. В противном случае затрудняется сравнение различных измерительных приборов при их выборе, равно как и результатов измерений одной и той же характеристики на приборах разных изготовителей.

Россия ведет в ТК27 подкомитет, который разрабатывает общие принципы использования стандартных образцов в законодательной метрологии. Большинство средств измерений, которые проверяются с помощью стандартных образцов, применяются для определения параметров качества сырьевых товаров. Для России как экспортера сырья важно добиваться принятия ее предложений по стандартизации образцов. Подобные исследования ведутся в ИСО, отчасти дублируя друг друга. Работая в подкомитете ТК30 "Физико-химические измерения", российские специалисты включают требования отечественных стандартов в разрабатываемые Международные рекомендации. Работа в этом комитете приобретает актуальность сопряженностью тем с метрологическим обеспечением проблемы контроля за состоянием окружающей среды. Российские специалисты ведут также ТК31, который занимается унификацией подготовки специалистов-метрологов.

Из общего количества МР и МД Россией разработано 14%, причем 80% из них внедрено в российские стандарты и другие нормативные документы.

Участие России в работе МОЗМ в целом обеспечивает:

в научно-техническом плане — получение большого объема информации о результатах работ в крупнейших зарубежных метрологических центрах и организациях. Это дает возможность значительно сократить объем затрат на НИОКР и производство измерений, особенно высшей степени точности. С информационным обеспечением связана также возможность поддержания современного уровня точности эталонного оборудования, использования зарубежного опыта для совершенствования метрологических служб и доведения их состояния до уровня лучших зарубежных служб;

в области экономики и международной торговли — сокращение затрат на повторные измерения технических параметров импортируемых сырьевых товаров и готовых изделий, усиление степени доверия к документам о качестве и оценке соответствия экспортируемых товаров; защиту экономических интересов России путем внедрения в международную практику нормативов, принятых в отечественных стандартах, и др.;

в политическом плане — содействие повышению общего авторитета России и развитию взаимовыгодного сотрудничества.


Заключение


В 2005 году исполнилось 50 лет со дня образования Международной Организации Законодательной Метрологии (МОЗМ). Полувековой юбилей организации был отпразднован во время 40-го заседания Международного Комитета законодательной Метрологии (МКЗМ), состоявшегося с 18 по 20 июня, в г. Лион (Франция). За 50 лет своего развития МОЗМ разработала большое число документов и систем, позволяющих обеспечить взаимное доверие и признание результатов испытаний и измерений. В настоящее время в составе МОЗМ насчитывается 59 стран – полноправных членов и 52 страны - члена-корреспондента, число участников организации постоянно растет.

На 40-м заседании МКЗМ были приняты Стратегия развития МОЗМ до 2020 года, План действий "Цели на следующие 5 лет", Программа работ Международного бюро законодательной метрологии (МБЗМ) на 2005 год – документы, определяющие стратегию и тактику работы МОЗМ на ближайшие 15 лет.

План действий МОЗМ "Цели на следующие 5 лет" предусматривает:

- содействие улучшению торговли средствами измерений (совершенствование деятельности ТК и ПК, система сертификатов МОЗМ, Договоренность о взаимном принятии результатов испытаний, маркировка фасованных товаров знаком соответствия, сертификация каждого средства измерений к 2009 году);

- расширение принятия результатов измерений в международной торговле (Руководство о неопределенностях измерений в законодательно регулируемых областях, руководство по аккредитации органов законодательной метрологии, технические документы по измерениям продукции навалом – грузовые суда с зерном, сырьем, нефтепродуктами и т.п., система Сертификатов МОЗМ для результатов измерений грузов навалом);

- развитие и продвижение законодательной метрологии (сотрудничество с другими органами и организациями – ВТО, МКМВ и МБМВ, ИЛАК, ВОЗ, ИСО, МЭК; координация и взаимодействие с региональными организациями законодательной метрологии – ВЕЛМЕК, АТФЗМ, КООМЕТ и др., обмен информацией со странами-членами и членами-корреспондентами МОЗМ, создание документов о роли и влиянии метрологии и законодательной метрологии, в т.ч. в здравоохранении, охране окружающей среды, безопасности и т.д.);

- содействие развивающимся странам (Постоянная Рабочая Группа МКЗМ по развивающимся странам – PWGDC , организация семинаров и форумов, координированные действия с другими международными организациями в рамках Объединенного Комитета для развивающихся стран по метрологии, аккредитации и стандартизации – YCDCMAS , распространение информации и обзоров экспертов по отдельным проблемам, специальные действия на основе добровольных фондов стран-членов МОЗМ или "донорских" органов); совершенствование структуры МОЗМ (организационные вопросы в МБЗМ, совершенствование процедур проведения конференций, заседаний МКЗМ, Руководства для членов Комитета и др., минимизация бумажного документооборота, повышение содержательности и взаимной полезности web-сайта МОЗМ).

Участие России в МОЗМ имеет важное значение еще и потому, что МОЗМ имеет статус наблюдателя в ВТО и по существу отслеживает метрологические вопросы в рамках ВТО.


Список использованной литературы

1.     Ушаков И.Е. Законодательная метрология и технология разработки нормативной документации: Учебное пособие. СПб.: СЗТУ, 2003.–75 с.

2.     Крылова Г.Д. Сотрудничество в рамках Международной организации законодательной метрологии// www.vniims.ru, 2003, 3 с.

3.     К 50-летию образования Международной организации законодательной метрологии//www.kazinmetr.kz, 2005, 4 с.

4.     Международная организация законодательной метрологии//www.xumuk.ru, 2005, 4с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.