Рефераты. Место и роль Японии в мировой экономике

В марте 2007 года экспорт Японии составлял 71 533 млн иен, импорт – 53 909 млн иен, а товарооборот – 125 442 млн иен. В марте 2008 годы эти цифры стали несколько выше, а именно экспорт, импорт и общий товарооборот составили 74 749, 61 012 и 135 761 млн иен соответственно.

Основными товарами на экспорт являются транспортное оборудование, электроника и машины. В основе успеха лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики и авторитета фирмы.


Таблица 5 – Товарная структура экспорта Японии в 2007 г. (в процентах к итогу)

Экспорт -

всего

В том числе

пищевые продукты, напитки, табак

сырье непродовольственное, кроме топлива, животные и растительные масла и жиры

минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы

химические вещества и аналогичная продукция

машины и транспортное оборудование

другие промышленные товары и готовые изделия

100

0,5

1,3

1,3

9,1

63,3

24,5

Источник - www.gks.ru


Основная доля импорта в период 1980-2006 гг. принадлежит минеральному топливу и сырью. Это связано с недостаточным запасом внутренних ресурсов страны. Все больше Япония переключается на импорт продукции менее капиталоемких отраслей.


Таблица 6 – Товарная структура импорта Японии в 2007 г. (в процентах к итогу)

Импорт-всего

В том числе

пищевые продукты, напитки, табак

сырье непродовольственное, кроме топлива, животные и растительные масла и жиры

минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы

химические вещества и аналогичная продукция

машины и транспортное оборудование

другие промышленные товары и готовые изделия

100

8,2

8,1

27,8

7,3

24,2

24,3

Источник - www.gks.ru


Япония увеличила импорт продовольствия (уровень самообеспеченности страны продовольствием сейчас составляет менее 50%), а также готовых изделий, конкурирующих с ее собственной продукцией. Но масштабы конкурирующего импорта еще небольшие. Так, по данным межотраслевого баланса, импорт обеспечивает около 6% потребности страны в продукции машиностроения. Несмотря на то, что некоторые сегменты японского рынка (в особенности рынки товаров с высокой долей добавленной стоимости) остаются относительно закрытыми для импорта, тем не менее существенно выросла доля готовых изделий в японском импорте. В 2003 г. Она составила 62,4% общей стоимости импорта по сравнению с 31% в 1985 г. [3]

Внешнеторговый баланс страны в середине 1960-х годов сводился с отрицательным сальдо, но в последующие годы он имел в целом положительное сальдо. Начиная с 1981 г. Ежегодное превышение экспорта над импортом последовательно составляло больше 10 млрд. долл., а в 1986 г. Оно достигло беспрецедентной суммы в 82,7 млрд. долл. Затем положительное сальдо сокращалось до 1990 г., но в 1994 г. Вновь взлетело на рекордную высоту в 120,9 млрд. долл. Однако резкие колебания сальдо на этом не прекратились. 1996 г. Уменьшил цифру положительного сальдо вдвое — до 61,7 млрд. долл. Это стало результатом падения объема японского экспорта, вызванного экономической депрессией в стране. Затем положение стало выправляться, и превышение экспорта над импортом увеличилось до 82,2 млрд. долл. В 1997 г. И 107,5 млрд. в 1998 г.

Основными торговыми партнерами Японии (по экспорту) являлись в 2007г прежде всего США (в эту страну Япония экспортировала товаров на 14 873 млрд. иен), далее в порядке убывания Китай, Ю.Корея, Тайвань, Гонконг, Германия, Сингапур, Великобритания. По импорту на 1-м месте находится Китай (7728 млрд иен), на 2-м – США (7237 млрд иен), далее Ю.Корея, Индонезия, Австралия, Тайвань, ОАЭ, Малайзия. Торговля с Россией понесла очень большой ущерб из-за прекращения транзитных контейнерных перевозок через Транссибирскую магистраль. В настоящее время российский импорт из Японии поддерживается программами экономического содействия, в результате Япония имеет отрицательный баланс торговли с Россией.

Основные внешнеторговые партнеры – США, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европы. Теперь, когда США стараются сократить ввоз японских товаров и изменить торговый баланс в свою пользу, Япония пытается перестроить направления внешней торговли. В частности, большой интерес она проявляет к российскому рынку. В прошлом крупными партнерами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива, но их доля в импорте упала с 19,6 % в 1980 г. До 6,4 % в 2006 г. Специфическая черта японской экономической политики в отношении развивающихся стран – предварительное изучение особенностей их внутреннего рынка, чтобы затем предложить государствам такие товары, услуги, технологии и кредиты, которые были бы в максимальной степени эффективны и полезны для партнера.

Таблица 7 – Основные торговые партнеры Японии в 2007 г.(в процентах)

Экспорт товаров

Импорт товаров

Страна - партнер

В процентах от общего объема

Страна - партнер

В процентах от общего объема

США

2,4

Китай

2,6

Китай

15,3

США

11,6

Республика Корея

7,6

Саудовская Аравия

5,7

Источник - www.gks.ru


Высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке обеспечивают:

1) Особая система контроля за качеством продукции (не более 0,01% брака);

2) Опережающий рост производительности труда.

3) Значительно меньшие потери рабочего времени в результате конфликтов;

4) Более высокий уровень доходов на душу населения, перераспределяемый таким образом, что большая часть накоплений направляется в производство;

5) Самый высокий в мире уровень частных накоплений.

За последние годы японская экономическая мощь ассоциируется с превращением её в финансовый центр мирового значения.

За счет расширения экспорта товаров и услуг, а также через распространение технологий влияние японских корпораций в мировой экономике значительно возрастает. Вывод японских производственных мощностей за рубеж начался еще в 1970-е годы, и в 2006 г. Около 40 % японского импорта приходилось на долю продукции японских предприятий, действующих за рубежом. Глобализация предпринимательской деятельности японских корпораций включает не только расширение вывода производственных мощностей за рубеж, но и стандартизацию продукции и координацию экологической политики.

2.2 Участие страны в международной миграции рабочей силы


Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. Очевидно, что миграция рабочей силы крайне незначительна.

Экономика Японии основана на частном предпринимательстве. Государственная собственность ограничивалась главным образом местными коммунальными предприятиями и табачной промышленностью.

Вплоть до конца Второй мировой войны многие крупнейшие корпорации были объединены в гигантские финансово-промышленные группы, называвшиеся «дзайбацу», и состояли из холдинговой компании, контролировавшей дочерние фирмы. Большинство корпораций находилось в семейной собственности. Их акции после войны, когда дзайбацу рухнули, были распроданы через фондовые биржи. [7]

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов. Более продолжительная рабочая неделя в значительной степени определяется системой оплаты труда, которая делится на три категории: базовая ставка, сверхурочная и премиальная.

Зарплата в Японии ниже, чем в других странах, по отношению к стоимости произведенной продукции. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах: в США этот показатель – 32 %, в Англии – 27 %, а в Японии – 11 %. Относительно невысокий уровень средней заработной платы обусловливает низкий уровень издержек и как следствие – высокий уровень конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках. Особенностью рабочей силы всегда были трудолюбие, дисциплинированность и высокая квалификация, а также высокая доля частного накопления. Практически без наемного труда обходится сельское хозяйство. В Японии насчитывается 2 млн. 600 тыс. крестьянских хозяйств.

Для Японии характерен высокий уровень занятости. Норма безработицы в течение 70-х гг. держалась на уровне 2 – 2,8 % экономически активного населения и только в 90-х гг. превысила планку 3 %.

Современный рынок рабочей силы в Японии характеризуется большими проблемами. Так, в четвертом квартале 2006 года, и в первом квартале года 2007 официальная норма безработицы составляла 4,8%. Число вновь открывшихся вакансий сократилось в январе 2006 года по сравнению с декабрем 2005 г. На 5,2%, на 1,9% в феврале 2006 года. По сравнению с январем и на 4,0% в марте по сравнению с февралем. На 0,3% по сравнению с четвертым кварталом 2005 года снизилось в первом квартале 2006 году численность занятых. Отражая эти тенденции, число отработанных сверхурочно часов на предприятиях обрабатывающей промышленности уменьшилось в январе 2006 года на 1,7% по сравнению с декабрем 2005 года, на 0,6% в феврале 2006 года по сравнению с январем и на 0,9% в марте по сравнению с февралем.


Таблица 8 – Общая численность безработных (миллионов человек)

Страна

2005

2006

2007

Германия

4,6

4,3

3,6

Россия

5,3

5,3

4,6

США

7,6

7,0

7,1

Франция

2,4

2,4

2,2

Япония

2,9

2,8

2,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.