Рефераты. Место и роль США в урегулировании ближневосточной проблемы

Среди востоковедов и политологов нет единого мнения об истоках конфликта. Экстремисты полагают, что они уходят своими корнями в те времена, когда евреи были изгнаны римлянами из Эрец Исраэль после подавления еврейского восстания под руководством Бар Кохбы в 132 г., н.э. и рассеяны по другим странам. Другие считают, что его признаки появились во второй половине XIX века, когда в Палестину на свой страх и риск устремились группы евреев из России и стран Восточной Европы. Третьи, чье мнение разделяет и автор статьи, придерживаются точки зрения, что начало конфликту положило решение Всемирного сионистского конгресса в Базеле (Швейцария) в 1897 г. о намерении создать еврейское государство в Палестине. Есть и такие, кто считает началом конфликта Декларацию лорда Бальфура, принятую парламентом Великобритании в 1917 г., о праве евреев на создание своего «очага» в Палестине, что явилось правовой международной основой для деятельности сионистов, и, наконец, некоторые полагают, что конфликт начался со времени провозглашения Государства Израиль.

Как бы там ни было, но его основной характерной чертой до создания государства была борьба за землю между еврейскими иммигрантами и местными арабами, носившая внутрипалестинский аспект. После же создания Государства Израиль конфликт получил новое арабо-израильское измерение, поскольку в него непосредственно оказались вовлечены соседние арабские государства. И, наконец, после арабо-израильской войны 1973 г. конфликт разросся до масштаба международного ближневосточного, так как с этого времени прямо или косвенно в него оказались втянуты десятки государств мира. При этом четко обозначились и его основные участники, а именно: с одной стороны – Израиль и поддерживающее его международное сионистское движение, а также Соединенные Штаты, а с другой – палестинские арабы, поддерживающие их арабские страны и некоторые мусульманские государства.

Таким образом, на сегодня конфликт продолжается уже 104 года, его жертвами стали тысячи арабов и евреев, а его материальные потери оцениваются в миллиарды долларов. Стремясь урегулировать конфликт, Генеральная Ассамблея ООН 29 ноября 1947 г. приняла резолюцию о создании на территории Палестины двух независимых государств: еврейского, площадью 14,1 тыс. кв. км и арабского, площадью 11,2 тыс. кв. км. Однако эта резолюция не только не способствовала разрешению конфликта, но еще больше осложнила его. В ходе последовавшей арабо-израильской войны 1948–49 гг. Израиль захватил 6,7 тыс. кв. км территории, отводившейся арабскому государству, 750 тысяч палестинцев стали беженцами [4, c. 64]. Позднее, в ходе войны 1967 г. Израиль захватил у арабов еще 70 тыс. кв. км территории: Синайский полуостров у Египта, сектор Газа, Западный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима у палестинцев, Голанские высоты у Сирии и небольшие участки территории у Иордании и Ливана. По данным ООН, только в июне 1967 г. беженцами стали 100 тыс. египтян и сирийцев, а также около 300 тысяч палестинцев [4, c. 64]. По оценкам, на начало 2000 г. палестинских беженцев в разных странах насчитывалось уже около 4 млн. человек. Кроме того, надо упомянуть, что на оккупированных территориях Израиль создавал еврейские поселения, число которых к концу 80-х годов превысило 200 [6, c. 190].

До октябрьской войны 1973 г. позиции конфликтующих сторон сводились к следующему: арабские страны и палестинцы в соответствии с резолюциями СБ ООН № 242 и 339 требовали отхода Израиля к границам 1967 г., а Израиль под разными предлогами затягивал выполнение этих резолюций. В качестве средства решения конфликта он предлагал двусторонние переговоры с каждой из арабских стран и палестинцами в отдельности, а последние настаивали на созыве международной конференции под эгидой ООН, на которой был бы обсужден весь комплекс вопросов.

Сложившаяся к тому времени военно-политическая обстановка в регионе (ни войны, ни мира, ни переговоров) отвечала интересам Израиля, который использовал ее в своих целях.

Чтобы пресечь подобные действия Израиля и привлечь внимание мировой общественности, прежде всего США и СССР, к необходимости возобновить процесс урегулирования, президенты Египта и Сирии – Анвар Садат и Хафез Эль-Асад – договорились нанести по Израилю внезапный мощный военный удар. В начале октября 1973 г. египетские войска прорвали израильскую оборону на Суэцком канале, а сирийские начали наступление на Голанских высотах. Эта акция и ее первые арабские успехи явились полной неожиданностью не только для Израиля, но и для США. Следует отметить, что израильтяне не только сумели быстро приостановить египетско-сирийское наступление, но и перейти в контрнаступление в направлении на Каир и Дамаск. События угрожали перерасти в новую мировую войну, с вовлечением в нее Соединенных Штатов и Советского Союза. Как заявил позднее президент США Дж.Картер в выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 4 октября 1977 г. «война там (имея в виду октябрьскую войну 1973 г.) уже приводила мир на грань ядерного противостояния» [9, c. 133].

Осознав в то время опасность возникновения большой войны в регионе и ее негативные последствия для США, на Ближний Восток в срочном порядке прибыл государственный секретарь Генри Киссинджер и начал переговоры с заинтересованными сторонами о прекращении огня, подключив к ним Советский Союз. Благодаря его усилиям перемирие было заключено, но результат, на который рассчитывали президенты Анвар Садат и Хафез Эль-Асад, был достигнут. Исход войны открывал перспективу политического решения конфликта. 21 декабря 1973 г. под эгидой ООН и под председательством Советского Союза и Соединенных Штатов открылась Женевская мирная конференция по ближневосточному урегулированию, однако по вине США и Израиля работа этого форума оказалась крайне непродолжительной и, по существу, безрезультатной.

Вместе с тем итоги войны на поверку оказались весьма существенными и далеко не ограничивались созывом Женевской конференции.

Прежде всего потерпела крах израильская военная доктрина, предусматривающая возможность нанесения военных ударов по арабским странам без существенных для себя потерь. В этой войне Израиль понес материальные убытки, оцениваемые в 4 млрд. долларов США, что составляло примерно половину валового национального продукта страны в 1973 г. Кроме того, он потерял 2,8 тыс. человек убитыми ,8 тыс. ранеными, 840 танков, 120 самолетов [9, c. 130].

Последовавшее в 1973–74 гг. совместное нефтяное эмбарго арабских стран против западных государств и прежде всего против США привело к потере последними 0,5 млн. рабочих мест и к сокращению ВНП на 20 млрд. долларов, а по прогнозам, в случае нового подобного эмбарго продолжительностью в шесть месяцев оно привело бы к росту безработицы в США на 1–1,5 млн. человек и сокращению ВНП на 39–56 млрд. долл. [9, c. 135]

И, наконец, главный итог войны состоял в том, что американский истэблишмент понял, что провозглашенный президентом Г.Трумэном политический курс на Ближнем Востоке при опоре только на Израиль при игнорировании интересов арабских стран, проводившийся впоследствии всеми президентами Соединенных Штатов и особенно Д.Эйзенхауэром и Дж.Картером, оказался крупнейшей стратегической ошибкой, приведшей к возникновению в регионе негативных процессов антиамериканской направленности.

ближневосточный америка израиль

Крупномасштабные поставки американского оружия Израилю и своему другому союзнику в регионе – Саудовской Аравии (с 1950 по 1970 г. Израилю было поставлено оружия на сумму 14,2 млрд. долл., а Саудовской Аравии – на 34,3 млрд. долл., а позднее с 1974 по 1981 г. Израилю была оказана военная помощь США на сумму 13,5 млрд. долл. [7, c. 178; 5, c. 48] заставили ряд арабских государств обратиться за военной помощью и закупкам оружия к СССР, Китаю и другим социалистическим странам. В итоге Ближний Восток в течение нескольких лет превратился в опасный арсенал.

В ответ на развязанную в США антиарабскую кампанию средства массовой информации большинства арабских стран развернули антиамериканскую кампанию, в ходе которой представляли США врагом № 1 не только арабских, но и всех мусульманских государств, призывая их население вести с ними непримиримую борьбу до победного конца, что серьезно подрывало авторитет США на международной арене.

Опасность повторения октябрьских событий 1973 г. в регионе и их пагубные последствия для США вынудили последних внести серьезные коррективы в свою прежнюю ближневосточную политику, а именно – необходимость сбалансированного учета интересов арабских стран. Убедившись, что у силового решения конфликта нет перспектив и что враждующие стороны еще не готовы обсуждать весь комплекс разногласий на международных форумах типа Женевской мирной конференции, американцы развернули активную дипломатическую деятельность по подрыву фронта арабских государств, противостоящих Израилю, чтобы склонить кого-либо из них на прямые переговоры с ним при посредничестве США.

Таким государством оказался Египет, президент которого Анвар Садат не устоял перед американскими обещаниями о предоставлении Египту крупной экономической, финансовой и военной помощи. В сентябре 1978 г. в Кэмп-Дэвиде (США) состоялась тройственная встреча президента США Дж. Картера, президента Египта А. Садата и премьер-министра Израиля М. Бегина в ходе которой были выработаны и подписаны два документа: «Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем» и «Рамки для мирных переговоров по Ближнему Востоку». А 26 марта 1979 г. А. Садат и М. Бегин подписали в Вашингтоне сепаратный мирный договор, согласно которому Египет в обмен на вывод израильских войск с Синая отказался от поддержки сил, выступающих против Израиля. За подписание мирного договора между Египтом и Израилем США ежегодно выплачивают до сих пор безвозмездно Израилю 3 млрд., а Египту 2 млрд. долл. в качестве разного рода помощи [5, c. 38; 10, c. 5]. В США по этому поводу ликовали, чрезмерно превознося успех своей дипломатии, ведь из рядов фронта арабских государств было выбито главное звено. Теперь большая война арабов против Израиля, во всяком случае в ближайшем будущем, была невозможной.

Что касается реакции арабских государств на подписание мирного сепаратного договора между Египтом и Израилем, то она была неоднозначной: в странах, сотрудничающих с США, – сдержанной, а в странах с национально-патриотическими режимами договор был встречен с негодованием. Президент Египта А. Садат был объявлен предателем арабских интересов, а позднее – в октябре 1981 г. убит египетскими мусульманскими экстремистами.

После октябрьской войны 1973 г. посредничество США в урегулировании ближневосточного конфликта становится одним из главных направлений политики в регионе. По замыслам администрации США, упомянутый выше документ – «Рамки для мирных переговоров» должен явиться схемой, по которой будут заключаться последующие договоры Израиля с другими странами-участниками конфликта. Надо сказать, что взяв на себя миссию посредника, США преследовали и продолжают преследовать прежде всего свои цели и только потом, в определенной мере, учитывать интересы арабских государств и Израиля, с которым, как показало дальнейшее развитие событий, у них будут возникать на этой основе серьезные, пока тактические, расхождения.

Рассчитывая на поддержку Египта после подписания документа «Рамки для мирных переговоров по Ближнему Востоку», премьер-министр Израиля М. Бегин попытался продлить кэмп-дэвидский процесс, начав трехсторонние переговоры Израиль – Египет – США в мае 1979 г. об установлении системы «автономии» для населения оккупированных в 1967 г. Западного берега р. Иордан и сектора Газа, однако последние выявили серьезные непреодолимые разногласия и через год были приостановлены.

В апреле 1982 г. Израиль начал войну в Ливане с целью разгромить находившиеся там палестинские военные формирования, чтобы заставить палестинцев подключиться к кэмп-дэвидскому процессу. США не только одобрили эту силовую акцию, но и направили в Ливан свои войска в составе так называемых «многонациональных сил» вместе с французами и итальянцами. Когда же стало ясно, что война принимает затяжной и непопулярный характер, они под давлением международного сообщества были вынуждены вывести их оттуда и отмежеваться от действий израильтян против палестинцев и ливанских национально-патриотических сил. К тому же США осознали, что продолжение их участия в этой войне может испортить отношения с арабскими странами. Что касается Израиля, то, потеряв, по официальным данным, 650 человек убитыми и несколько тысяч ранеными, он также был вынужден уйти из Ливана, не добившись своей главной цели – подключения палестинцев и ливанцев к кэмп-дэвидской схеме. Ливанская операция еще раз продемонстрировала бесперспективность ставки США и Израиля только на силовые методы в подходе к ближневосточному урегулированию. Сделав соответствующие выводы, США возвращаются к дипломатическим методам решения конфликта.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.