Арабы серьезно относятся к возможности исламизации экономики и разных ее секторов и институтов. Во всяком случае, идея исламского регулирования экономики постоянно муссируется и постепенно материализуется не только через наращивание количественных показателей роста исламских банковских структур. Арабо-мусульманские страны предпринимают шаги, чтобы реализовать и другие возможности, скрытые в их исламской природе. В частности, одним из последних примеров в развитии инициатив, предпринимавшихся на других направлениях, может служить совещание в Катаре в конце мая 1997 г. На нем исламскими государствами принято решение создать Исламскую сельскохозяйственную палату. Причем показателен уже тот факт, что подобное предложение исходило от Сирии – светского государства, руководство которого испытывает настороженность к инициативам с исламским содержанием .
Такая палата сможет оказать аграрному арабскому сектору эффективную помощь, предоставить серьезные услуги, мобилизуя для этого потенциал и опыт стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССГАПЗ) и особенно ОАЭ, где сельское хозяйство обладает особым приоритетом.
Аграрная сфера наиболее перспективна с точки зрения консолидации в ее рамках исламского экономического начала. Арабские государства имеют аграрную специализацию, сталкиваются с продовольственным дефицитом и испытывают трудности в создании завершенных агропромышленных комплексов для глубокой и качественной переработки сельскохозяйственного сырья. По замыслу, Исламская сельскохозяйственная палата в организационном плане – специализированная структура, выступающая в качестве постоянного комитета созданной ранее Исламской торгово-промышленной палаты. Главная задача сельскохозяйственной палаты состоит в том, чтобы содействовать обмену опытом, информацией и товарами между странами–членами, способствовать рациональному использованию национальной ресурсной базы в общих интересах, поощрять взаимные инвестиции, обеспечивать пополнение национальных фондов продовольствия друг друга в случае необходимости. Основой для этого послужат межгосударственный банк данных об аграрном производстве, создание совместных предприятий, другие формы сотрудничества и взаимодействия.
Среди ближайших планов – создание исламской сельскохозяйственной федерации с целью подготовки условий для объединения стран–членов в рамках исламского общего рынка аграрной продукции. В целом, все это может свидетельствовать о наличии совершенно определенных тенденций в том, что касается расширения сферы действия исламских хозяйственных представлений .
Во-первых, можно констатировать начало активного процесса создания структур и институтов исламской экономики и распространение их действия на базовые отрасли материального производства в арабо-мусульманском мире.
Во-вторых, можно вести речь о создании параллельных структур в арабском мире, возникающих рядом со "светскими" структурами, призванными регулировать "гражданский" бизнес. Здесь имеется ввиду возникновение мусульманских палат как самостоятельных учреждений, способных, видимо, подменить обычные учреждения этого рода и сосредоточить в своих руках значительные объемы деловой активности.
В связи с этим, в-третьих, несомненно, готовятся условия для ведения со временем конкурентной борьбы с обычными предпринимательскими структурами и организациями в арабском бизнесе с перспективой вытеснения их с занимаемых позиций и претензией на единоличное представление и выражение экономических и, возможно, политических интересов арабских и мусульманских вообще коммерсантов, предпринимателей и других крупных представителей местной деловой общины.
В-четвертых, можно говорить о популярности исламской экономики и серьезности намерений промусульмански настроенной части деловых кругов. Консолидация исламского начала охватывает большие сегменты экономического пространства, включает разные направления деятельности. Цель этого – утверждение исламской традиции в хозяйственной сфере, фиксирование своих интересов и максимальное увеличение числа своих приверженцев и сочувствующих.
В более широком плане речь, возможно, следует вести о возникновении предпосылок, свидетельствующих о явлениях регионального порядка и значимости. По существу, в условиях, когда правительственные инициативы в создании элементов общего рынка и интеграционных процессов в регионе не имеют эффективного продолжения (если не считать недавно объявленного намерения все же создать арабский общий рынок в составе некоторых ближневосточных государств), исламские учреждения с сильной наднациональной составляющей могут подменить экономическую целесообразность и самостоятельно привести к реальным сдвигам в объединительных тенденциях, декларация которых у арабов – неотъемлемая часть политической риторики в течение десятилетий.
Укоренение шариатских принципов в экономике арабских стран – сложная задача с практической точки зрения.
Во-первых, целенаправленное формирование основ исламской экономики едва ли возможно без соответствующим образом ориентированной политической надстройки, представленной теократией, традиционными элитами или происламски настроенными политическими деятелями и способной проявить политическую волю в масштабах, достаточных для воплощения идеи исламской экономики в конкретных хозяйственных образах. Светские режимы в арабских странах не рассчитаны на содействие становлению подобных моделей на широком фронте. В лучшем случае они могут поддержать некоторые инициативы с целью эксплуатации идеи и обретения неких материальных или иных выгод от поддержки важного для богатой части исламского мира и, возможно, обещающего явления. Но полномерного их участия в перестройке своих экономик на исламский лад ожидать не приходится. По крайней мере, накопленный по этому поводу опыт пока подтверждает правоту такого вывода.
Во-вторых, в любом случае масштабные мероприятия в этой области будут означать серьезную перестройку основ деятельности всей хозяйственной организации. А это чревато обязательным на первоначальном этапе такой перестройки снижением темпов роста, замедлением процессов развития, отвлечением ресурсов на цели, не вызванные объективной необходимостью, потребностями рационализации или оптимизации производства.
В-третьих, экономика арабских стран, особенно тех из них, где идея исламизации получает наибольшую подпитку, плотно встроены в МКХ. Нарушение связей между ними и этой системой в результате исламизации может подорвать всю конструкцию участия арабских стран в глобальном воспроизводственном процессе. Последствия, спровоцированные неизбежными в этом случае напряжениями и противоречиями, могут оказаться несопоставимыми с теми достижениями и благами, которые связываются с переходом на исламские принципы ведения хозяйства.
В-четвертых, в случае реализации мер по исламизации страны-сторонники такого подхода рискуют оказаться в отрыве или даже в изоляции от большинства, по крайней мере, на период адаптации их экономик к общепринятым хозяйственным моделям. Нарушение взаимодействия в любом случае неизбежно. Как минимум, оно может быть затруднено из–за несовпадения принципов функционирования и обусловленных этим разных требований относительно организации сферы внешнеторгового и внешнеэкономического регулирования, финансирования международного сотрудничества, кредитования экспортно-импортных операций и т. п.
В-пятых, исламизация экономического базиса и создание в нем соответствующих анклавов, опирающихся на шариатские нормы, может вызвать дополнительное искусственное дробление экономического пространства в странах–реципиентах идеи исламизации экономики и ухудшение воспроизводственных параметров. Существование определенных противоречий между государственным и частным секторами будет дополнено напряжениями, развивающимися по линии сопряжения исламского и неисламского сегментов хозяйства. А в условиях переходного характера арабских экономических систем, отличающихся хрупкостью и нестабильностью межотраслевых и внутрихозяйственных связей, любые привнесенные обстоятельства способны ослабить экономический потенциал и внести разбалансированность в неустойчивое равновесие.
Кроме того, экономики многих арабских стран стоят на пороге проведения в жизнь серьезного и крупного мероприятия – приватизации, самого по себе исключительно сложного и противоречивого процесса. Наложение на него проблем, вызванных исламизацией экономики, может создать существенные перегрузки, которые едва ли окажутся переносимыми даже для капиталоизбыточных стран, не говоря уже о капиталодефицитных.
Подобные обстоятельства – существенный ограничитель для исламизации других сфер хозяйственной деятельности помимо банков. Несмотря на муссируемую идею восстановления исламской традиции в рамках всей сферы хозяйствования, реализация такого проекта, скорее всего, дело отдаленного будущего. Ведь даже первый этап – исламизация банковско-кредитной сферы – растянулся на длительное время, прежде чем стал объектом внимания со стороны родственных институтов извне, и не может считаться завершенным и сегодня. Кроме того, широко высказывается мнение, что, "несмотря на значительный прогресс в исламизации банковской сферы в таких странах, как Иран или Пакистан, предстоит совершить еще многое, чтобы добиться их полного отличия от того, что составляет суть западной практики в банковском деле".
Очевидно, что такая акция, как перевод на исламские рельсы экономики в целом, потребует значительно более длительного времени, чем исламизация некоего сегмента в системе обращения, учитывая масштабность явления. С этой точки зрения, широко объявленный перевод экономики всецело на исламскую основу в таких разных странах, как Судан, Пакистан, Иран может, видимо, рассматриваться как своего рода демонстративная мера, декларация намерений, К такому выводу подталкивает общее для этих государств сложное экономическое положение и то, что одни только организационно-технические меры по полномасштабной переориентации национальных хозяйственных организмов потребуют гигантского финансирования. Создание же реальных и действенных механизмов внедрения исламских инструментов регулирования экономических процессов в масштабах национальных воспроизводственных систем – тем более неосуществимая по полной программе задача в обозримой перспективе.
Для претворения в жизнь столь объемных задач мало политической воли как движущей силы всего предприятия и мусульманского возрождения, выступающего в качестве общего фона активизации мусульманской составляющей в общественно-политической и социально-экономической жизни местных общин.
Росту настроений в пользу внедрения исламских принципов в разные сферы хозяйственной и общественной жизни в арабских и некоторых других мусульманских странах способствовали разные обстоятельства. Но в первую очередь, политическая самоидентификация арабского и других мусульманских народов, осознавших свою роль в современном мире после обретения независимости, и завоеванное ими право на собственное видение способов решения своих проблем. Большое значение имеет и стремление мусульманских народов добиться экономической самостоятельности на базе использования ценностей, предлагаемых их историческим и хозяйственным опытом. А, кроме того, совершенно необходимо правильное определение стратегических направлений движения в сторону исламской экономики. Это нужно для минимизации потерь и издержек, экономного расходования ресурсов, выявления каналов, в рамках которых наращивание усилий может принести наибольшую отдачу.
Кажется, что арабы избрали безошибочное начало, сделав ставку на использование своих финансовых ресурсов и создав соответствующие учреждения для оперирования ими в виде исламских банков. Механизмы этих последних имеют больше шансов быть принятыми в мире без особых издержек. Ведь арабские нефть и денежные средства, создавшие почти неограниченные возможности предоставлять кредит и манипулировать деньгами – универсальное средство проникновения на любые рынки и навязывания своих взглядов и подходов партнерам и контрагентам.
Страницы: 1, 2, 3