Рефераты. Место и роль Египта в реформировании и укреплении Лиги Арабских Государств

Еще одним непременным условием для активизации межарабской интеграции Египет считает поддержку арабских специализированных организаций, действующих не только в политико-экономической, но и в культурной сфере, а также создание новых специализированных организаций при усилении их связей с ЛАГ без ущерба объему их полномочий, финансовой и управленческой независимости. Каир настаивает на укреплении связей ЛАГ и его институтов с арабским гражданским сообществом и неправительственными организациями. ЛАГ нужно тесно сотрудничать с неправительственными организациями, чтобы в своей работе руководствоваться истинными чаяниями общественности – самым верным показателем и ориентиром, который всегда необходимо принимать во внимание. Именно они выражают волю народа самому участвовать в деятельности различных сфер – политической, экономической, социальной, культурной, гуманитарной. В связи с этим Египет выступает за внесение поправок в Устав ЛАГ, в которых должны быть четко прописаны механизмы взаимодействия ЛАГ с неправительственными организациями в арабском мире. арабский государство реформирование межарабский

Египет предложил изменить систему голосования в Совете ЛАГ, считая ныне существующую устаревшей и даже препятствующей принятию решительных мер. Вместо единодушного согласия всех стран-членов, предлагается ввести принцип простого или же квалифицированного большинства.

Важным шагом на пути к межарабской интеграции Каир считает межарабскую коллегиальную дипломатию. Это, с одной стороны, повысит эффективность принятых арабскими странами решений, а с другой, – сделает позицию арабов более весомой. В данном вопросе Египет вновь ссылается на пример ЕС, чья внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность успешна в силу ее коллективной основы.

В качестве примера успешного взаимодействия арабских стран по предотвращению конфликта официальный Каир приводит четкие и слаженные действия арабской дипломатии в 1961 г., когда удалось вовремя погасить конфликт между Ираком и Кувейтом. Тот кризис выявил региональные амбиции иракских властей и их территориальные притязания к арабскому соседу. 19 июня 1961 г. Кувейт был провозглашен независимым государством, и режим английского протектората завершился. Вскоре Ирак потребовал включения Кувейта в состав своих территорий, объясняя это тем, что Кувейт в прошлом был частью иракской провинции Басра. В июле 1961 г. на заседании ЛАГ Кувейт, несмотря на протест со стороны Ирака, был принят в ее члены. Кроме того, ЛАГ приняла решение о направлении объединенных вооруженных сил ЛАГ в Кувейт и замене ими английских войск, что и было произведено в октябре того же года13. Такая реакция явила собой пример межарабского взаимопонимания и продемонстрировала возможность коллективных действий арабских стран по принятию превентивных мер для погашения конфликта.

Заключительный пункт египетской инициативы касается необходимости усовершенствования Генерального секретариата (ГС) ЛАГ. Наличие эффективного ГС – необходимое условия для того, чтобы достичь развития ЛАГ, поскольку от этого органа многое зависит, в частности, контроль над выполнением принятых решений. Каир считает, что ГС ЛАГ необходимо подпитывать лучшими кадрами.

Египет предлагает увеличить бюджет ЛАГ, в том числе и за счет непрямых источников, а также призывает страны-члены ЛАГ погасить задолженность перед бюджетом крупнейшей межарабской организации.

В данной ситуации становится очевидно, что принятие этих мер неизбежно повлечет за собой реформы правовой основы межарабского сотрудничества в рамках ЛАГ. В Египте выражают уверенность в том, что внесение существенных изменений в Устав ЛАГ уже давно назрело. Египет предлагает три варианта действий для арабских стран в данном направлении: отказаться от существующего Устава ЛАГ и выработать новый; ограничиться включением в Устав частичных изменений и корректировок; сохранить Устав ЛАГ с добавлением к нему приложений после проведения очередных саммитов.

Как говорится в заключительной части документа, Египет выдвигает эту инициативу ради сохранения арабского сообщества и повышения эффективности его основного органа – ЛАГ. Египет надеется, что мысли, содержащиеся в этой инициативе, станут стимулом для начала реального диалога в целях сохранения высших арабских интересов и стремления к выработке четкого совместного понимания для противодействия опасным угрозам, стоящим перед всем арабским миром. И если эти усилия закончатся провалом, это будет равносильно провалу настоящего и будущего арабской нации.

Выдвинув эту инициативу, Египет не только предложил арабам план на будущее, но и подвел некоторые итоги работы нынешней системы межарабского сотрудничества, которая за более, чем полвека неоднократно подвергалась потрясениям и оказывалась под ударом, в том числе из-за нерешительных действий самих арабских стран. Для Египта ЛАГ – ключевой инструмент межарабских отношений, который, несмотря на охватившие арабский мир пессимистические настроения после вторжения США и их союзников в Ирак, непременно нужно сохранить, при этом существенно модернизировав и укрепив.

В ЛАГ приветствовали инициативу Египта, назвав ее выдвижение «превосходным и своевременным шагом»14. Официальный представитель ЛАГ Хишам Юсеф охарактеризовал предложения Египта как проявление Каиром «ясной политической воли в деле реформирования ЛАГ»15. В арабском мире реакция на программу реформ Египта была в целом положительной. В начале 2004 г. на ее основе была выработана совместная египетско-саудовско-сирийская инициатива, которая, впрочем, не получила всеобщего одобрения.

Как ожидалось, обсуждение египетской инициативы должно было состояться на саммите ЛАГ в Тунисе в конце мая 2004 г. Однако она не была включена в повестку дня, что вызвало протест со стороны египетской делегации. В целом, характеризуя план Египта по реформированию ЛАГ, можно сказать, что он представляет собой пакет кардинальных мер по преобразованию структурно-институциональной основы межарабских отношений. Столь масштабные реформы, которые предлагает Каир, вполне адекватны тому положению, которое занимает Египет в арабском мире. Усилия, предпринимаемые официальным Каиром в деле реформирования системы межарабских отношений и главной межарабской организации – ЛАГ, демонстрируют готовность Египта взять на себя роль флагмана и в этом ключевом для арабов вопросе. Египет – страна, обладающая большим политическим весом в арабском мире, стремится к закреплению в нем своего лидерства.

Реформы в арабском мире согласно египетским планам – вполне приемлемый вариант и для Запада. На международной арене за более, чем два десятилетия президентства, Хосни Мубарак успел зарекомендовать себя как внушающая доверие политическая фигура, а правящий режим получил репутацию умеренного. Действия властей АРЕ как внутри страны, так и вне ее представляются Западу последовательными и логичными. Учитывая в целом благоприятные отношения Каира с Западом, а также большой интеллектуальный потенциал Египта, на Западе нередко звучат голоса, что первый – это будущий «тигр Нила», которого ждет быстрый и блестящий подъем, подобно некоторым странам Юго-Восточной Азии. С Египтом связаны серьезные экономические интересы западных стран, особенно в нефтегазовой сфере.

В Египте, стремящемся инициировать начало кардинальных реформ в арабском мире, понимают, что промедление в данном вопросе может отбросить арабские страны на обочину мирового развития, и если не начать процесс коренных преобразований в самое ближайшее время, то пропасть, которая в экономическом плане разделяет сейчас развитый Север и отсталый Юг, будет со временем только увеличиваться.

Очевидно, что сегодня не все арабские страны готовы встать на путь серьезных преобразований, которые позволят догнать ушедшие вперед промышленные развитые страны. Арабский мир широк и разнолик, его терзают противоречия как внутреннего характера, так и приносимые извне. Разногласия, имевшие место в ходе переговоров арабских стран по вопросу реформирования структурно-институциональной системы межарабских отношений, продемонстрировали, что за годы сложились противоречия, которые, если их не разрешить сейчас, в дальнейшем станут серьезным препятствием для эффективного межарабского взаимодействия. Вместе с тем, нельзя не отметить возрастающий интерес к данной проблеме не только в правительственных кругах, но и на уровне неправительственных организаций, арабской общественности.

В марте 2004 г. около 170 видных представителей общественности из различных арабских стран приняли участие в проходившей в египетском городе Александрия конференции «Арабская реформа – концепция и осуществление», посвященной различным аспектам реформирования арабского общества. Она была организована при активной роли ряда арабских неправительственных организаций, в том числе Александрийской библиотеки, Совета арабских предпринимателей, Арабской академии науки и техники, Организации арабских женщин и др.

В своем выступлении на открытии конференции президент Египта Хосни Мубарак подчеркнул, что стратегия построения лучшего будущего арабских стран имеет два главных направления – активизацию усилий по модернизации и развитию арабского общества и установлению всестороннего, прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке. Он заявил, что Египет уже на протяжении многих лет осуществляет реформу политической организации общества, в которой основное внимание уделяется двум важнейшим аспектам – закладке прочной основы институциональной структуры государства и созданию демократического климата в стране.

Президент Мубарак особо отметил, что при всей серьезности и настойчивости усилий по реформированию арабского общества достичь успеха в этой работе можно только при наличии сильной поддержки извне, но такая поддержка ни в коем случае не должна сопровождаться попытками внешних сил навязать чуждые рецепты или реализовать таким образом собственные корыстные цели. Одновременно он потребовал от международного сообщества перестать обращаться с мусульманской культурой, как с культурой насилия, а видеть в ней культуру сотрудничества и партнерства на основе диалога и равноправия. Говоря об успехах реформ в Египте, президент отметил, что страна продолжает совершенствовать свою систему образования, движется вперед по пути реформирования экономики в направлении развития рыночных отношений, борется с бюрократией и прилагает максимум усилий для привлечения новых инвестиций.

Мубарак особенно подчеркнул важность развития политических институтов общества и, в первую очередь, политических партий, которые должны стать трибуной для выражения устремлений и чаяний народа страны. «Истинным фундаментом для осуществления реформ является гражданское общество и его организации, а без глубокого уважения к правам человека, без защиты основных прав гражданина и сохранения его достоинства нет полноценной демократии», – сказал президент, подчеркнув тем самым необходимость внедрения в общественное сознание принципов соблюдения прав человека в самом широком смысле этого понятия.

Итогом работы конференции стало принятие «Александрийской декларации», в которой участники сформулировали основные направления дальнейшей работы для осуществления политических, социально-экономических, культурных реформ в регионе Арабского Востока. В этом документе, в частности, отмечается необходимость серьезных законодательных реформ для устранения положений, противоречащих демократическим ценностям, важность проведения свободных выборов, недопустимость заключения под стражу за те или иные взгляды, свобода организации политических партий. В экономической и социальной сфере отмечается важность стимулирования иностранных инвестиций, поддержки предпринимательства, борьбы с безработицей, поддержания реального экономического роста на уровне 6–7% ежегодно, поощрения приватизации, активного вовлечения женщин в различные сферы деятельности, развития высоких технологий, постоянного культурного обмена между народами арабских страна, в том числе посредством современных информационных технологий и многое другое.

Итоги Александрийской конференции продемонстрировали желание арабов двигаться в направлении реформ и подтвердили, что арабские страны способны сами выработать всесторонний план действий для модернизации своего сообщества.

арабский каир египет политический



Список литературы

1.Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Внешняя политика Саудовской Аравии. – М., 2003, с. 159.

2.Мамед-заде П.Н. Амр Муса – «старожил» ближневосточной политики // Мир Востока, 2003, № 2. С. 16.

3.Египетская инициатива по развитию системы межарабских отношений и реформированию Лиги арабских государств // Al-Siyassa al-dawliya. Cairo, October 2003, Issue № 154, с. 397–400

4.Ахмед Юсеф К. Египетская инициатива по реформированию системы межарабских отношений. // Al-Siyassa al-dawliya, Cairo, October 2003, Issue № 154, с. 179 (на арабском языке).

5.Исаев В., Филоник А., Шагаль В. Кувейт и кувейтцы в современном мире. – М., 2003, с. 109.


 



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.