Рефераты. Место и роль Алжира в установлении равноправного сотрудничества и безопасности в Средиземноморье

Так на западе региона завязался новый узел противоречий, возник новый источник напряженности, сохранявшийся всю последнюю четверть XX в. К тому же, помимо самой Западной Сахары, Алжира и Марокко, в конфликт оказались вовлечены и другие страны: Испания – как бывшая метрополия, стремившаяся не ссориться с Марокко, США – оказывавшие Марокко военную, финансовую и политическую поддержку, Франция и Мавритания – как союзники Алжира.

Помимо общего ухудшения обстановки на западе Средиземноморья, западносахарский конфликт имел и другие негативные последствия. Он обострил социальную напряженность внутри Алжира в связи с необходимостью дополнительных военных и иных расходов, в том числе – на содержание сахарских партизан и беженцев. Алжир попал в трудное положение в середине 80-х годов, когда стал оформляться Союз Арабского Магриба (САМ) в составе Алжира, Марокко, Туниса, Ливии и Мавритании. Неурегулированность алжиро-марокканских отношений из-за Западной Сахары (несмотря на их восстановление после 12-летнего перерыва в 1988 году) мешала реализации договора 1989 г. о политико-экономической интеграции государств САМ, включая координацию их политики в сфере обороны и безопасности. К тому же в это время Алжир столкнулся и с другими, более тяжелыми для разрешения проблемами.

Наступили сроки погашения внешнего долга и одновременно снизились доходы от нефти (вследствие падения в 1981-1988 гг. цен на нее на мировом рынке в 4 раза и уменьшения объемов добычи ввиду истощения ее запасов, ранее казавшихся неисчерпаемыми). Все это привело к сокращению социальных расходов, дотаций, закупок продовольствия, к росту безработицы до 22 % трудоспособного населения. Новый президент ШадлиБенджедид не пользовался таким авторитетом, как Бумедьен, и вынужден был идти на уступки. Однако дальнейшее ухудшение положения (в 1989-1991 гг. цены на питание выросли в 5 раз, а число безработных – с 2,5 млн. до 4 млн. чел.) выдвинуло на авансцену исламских фундаменталистов».

Еще в 1980-1982 гг. в Алжире появились приверженцы идей исламской революции 1978-1979 гг. в Иране и ее вождя Хомейни, особенно в сфере городской бедноты и нетрудоустроенной молодежи. Они критиковали власти за искажение и «порчу» ислама, за забвение Корана и шариата. Частично эти идеи привнесли в Алжир прибывшие из Египта и Сирии, а также Иордании и Судана сторонники «братьев-мусульман». У себя на родине они подвергались преследованиям и поэтому воспользовались приглашением алжирских властей, искавших по всем странам ислама преподавателей классического арабского языка, которых в Алжире почти не готовили. Новоиспеченные «преподаватели» одновременно с выполнением прямых обязанностей занялись широкомасштабной пропагандой своих идей. Ситуация все усиливавшейся социальной напряженности, экономического и идейного кризиса в стране способствовала усвоению и быстрому распространению исламо-экстремизма, сторонники которого в Алжире получали также поддержку из Туниса и Судана. Их ряды, к тому же, стали пополнять представители интеллигенции, учащиеся, духовенство, политически активизировавшиеся в соответствии с новыми положениями февральской конституции 1989 г. Из 24 возникших тогда в Алжире политических партий 4 были исламистскими, в том числе – Исламский фронт спасения (ИФС), пользовавшийся поддержкой до 3 млн. чел.

Успех ИФС на парламентских выборах в декабре 1991 г. создал угрозу прихода исламистов к власти. Однако в Алжире, по мнению известного историка Мухаммеда Харби, не государство имело армию, а «армия имела свое государство». Поэтому армия, отстранив в январе 1992 г. заколебавшегося президента Ш. Бенджедида, отменила результаты выборов. Был образован Высший государственный совет (ВГС), начавший управлять страной в условиях чрезвычайного положения. ИФС, объявив, что армия «бросила вызов шариату, народному выбору и конституции», перешел к открытой вооруженной борьбе, образовав Исламскую армию спасения (ИАС). Кроме того, возникло еще множество различных исламо-экстремистских групп, нередко боровшихся не столько с властями, сколько друг с другом.

Январь 1992 г. явился, таким образом, началом жестокой гражданской войны, в которой, по разным данным, к началу 1998 г. погибло до 80-100 тыс. чел. В стране непрерывно происходили бои, стычки, партизанские налеты, засады, нападения на официальные учреждения, военные штабы, полицейские комиссариаты, банки, частные виллы. Бомбы и заряды динамита постоянно взрывались в магазинах, поездах, автомобилях, кинотеатрах, иностранных посольствах, на предприятиях и рынках. Уже почти 9 лет алжирцы не знают, что такое личная безопасность, ибо никто из них не защищен от террора, жертвой которого стали наряду с десятками тысяч простых людей многие известные писатели, журналисты, бизнесмены, министры, высокопоставленные служащие.

Представляется весьма вероятным дальнейшее затягивание войны ввиду давней укорененности в алжирском обществе привычки к насильственному разрешению всех конфликтов, а также вследствие многообразия противоречий между противоборствующими сторонами. ИФС, ИАС и другие группы исламистов были поддержаны прежде всего социальными низами города и деревни, широкими слоями безработных и молодежи, а также (менее явно и более осторожно) – частью торговой и аграрной буржуазии, некоторыми слоями чиновничества и молодой интеллигенции, получившими арабоязычное образование и сильно исламизировавшимися за последние 15-20 лет. Против исламо-экстремизма и угрозы установления в стране «теократического режима» выступила армия (большинство ее офицерства и генералитета учились во Франции, СССР и Египте и официально осуждало исламо-экстремизм). Армию поддержали бюрократия и технократия госаппарата и госсектора экономики, опасающиеся утраты власти и положения, большинство буржуазии, заинтересованной в займах, кредитах, товарах и технологии Запада, а также преобладающая часть интеллигенции, связанной преимущественно с франкоязычным образованием, культурой и образом жизни. Наконец, против исламо-экстремизма выступила основная часть берберов, среди которых немало военных, госслужащих, интеллектуалов и предпринимателей, но гораздо больше крестьян горных районов, без опоры на которых в Алжире не было долговечно ни одно революционное или партизанское движение.

Таким образом, тугой узел экономических, социальных, политических, идеологических и даже культурно-этнических противоречий в Алжире делает исключительно трудным прекращение гражданской войны в этой стране, особенно в условиях непрекращающегося вмешательства извне. С самого начала исламо-экстремистов Алжира поддержали Иран и Судан, что вызвало разрыв отношений с ними в 1992 г. Это не уменьшило финансовой помощи исламистам, шедшей до 1994 г. в основном из Саудовской Аравии, Бахрейна, Омана и некоторых других нефтедобывающих стран Арабского Востока. Однако, столкнувшись у себя с проблемой исламо-экстремизма, эти страны прекратили помощь. С тех пор главный спонсор алжирских экстремистов – различные мусульманские фонды и благотворительные организации в США, Великобритании и других странах Западной Европы. Когда алжирские экстремисты занялись в 1993-1995 гг. террором во Франции, по их подполью в этой стране были нанесены серьезные удары, во многом подорвавшие их влияние среди 3 млн. магрибинских иммигрантов во Франции. Позже была также раскрыта международная сеть их военно-технической и финансово-пропагандистской поддержки во Франции, Бельгии, Германии, Италии, Великобритании, Швеции и Польше.

Практически международный характер носит и самая непримиримая и беспощадная из экстремистских организаций Алжира – «Вооруженная исламская группировка» (ВИГ), провозгласившая своей целью «восстановление халифата» путем ликвидации в Алжире «евреев, христиан и всех неверующих». Особенно жестоко она расправлялась с интеллигенцией, иностранцами и женщинами с открытыми лицами. Основу ВИГ составили 2 тыс. алжирцев, в свое время долгие годы сражавшиеся в Афганистане и получавшие по 1,5 тыс. долларов в месяц (из отчислений США и Саудовской Аравии»на борьбу с коммунизмом»). После 1989 г. они, приняв участие в различных конфликтах в Афганистане, Пакистане (где в спецлагерях прошли военную подготовку), Йемене, Судане, на юге Ливана и в Палестине (в рядах известного «Движения исламского сопротивления», сокращенно – ХАМАС, от арабского «Харакат аль-мукавама аль-исламийя»), в Таджикистане, Боснии и Чечне, стали профессиональными боевиками. Те из них, кто вернулся в Алжир, образовали в 1993 г. ВИГ, быстро превзошедшую прочие группы экстремистов по жестокости совершаемых варварских актов (вплоть до сожжения заживо стариков, женщин и детей). Потери, понесенные ВИГ в боях с армией и спецслужбами Алжира, вынудили ее пополнять свои ряды за счет единомышленников из других стран (в основном из Туниса, Египта, Судана и Йемена, но также – из Ливана, Ирана и Афганистана), ранее воевавших в рядах афганских моджахедов. Известно, что сотни из них прошли дополнительную военную подготовку на базах проиранской группировки «Хезболлах» на юге Ливана и ею же были вооружены и оснащены. Весной 1995 г. алжирская армия впервые объявила о захвате ею в плен боевиков из Афганистана, Египта, Марокко, Туниса, Ливии и Судана. Задолго до этого в Алжире говорили о наличии среди исламо-экстремистов «неалжирцев» и «неарабов», а также – о поддержке их со стороны США. Впрочем, поступали также, особенно в 1994-1996 гг., сведения о том, что ВИГ объявила джихад своим основным конкурентам, в том числе ИАС, и что в самой ВИГ кипит ожесточенная междоусобная борьба.

Вмешательство извне в дела Алжира, стимулирующее продление войны, заставило его правящие круги пойти на большее, чем им хотелось, сближение с Францией. В 1992 г. Франция не одобрила военный переворот и отмену результатов выборов в Алжире. Однако реальная угроза захвата власти исламо-экстремистами заставила Париж изменить свою позицию. В 1993-1995 гг. Франция предоставляла Алжиру ежегодный кредит в 6 млрд. франков (т.е. примерно 1 млрд. долларов). Занимая 1-е место в импорте и 3-е место в экспорте Алжира, Франция содействовала (вместе с Италией) реструктуризации и отсрочке выплаты долга Алжира МВФ, а также – обновлению и укреплению связей Алжира с ЕС. Заинтересованность в этом проявила и Испания, являющаяся, наряду с Францией и Италией, крупнейшим импортером алжирской нефти и газа. На встречах в Риме, Тунисе и на острове Майорка еще в 1990 г. упомянутые выше три державы поддержали стремление Алжира участвовать в системе сотрудничества Западного Средиземноморья. Алжир поддержал в 1991 г. инициативу Египта по созданию «Средиземноморского клуба» и участвовал в 1994 г. в форуме 11 стран (от Португалии до Мальты и Турции) в Александрии. Наконец, в ноябре 1995 г. Алжир принял участие в Барселонской конференции министров иностранных дел 27 государств региона (были представлены 15 стран – членов ЕС, а также Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Кипр, Ливан, Мальта, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис и Турция).

Франция и раньше оказывала Алжиру достаточно серьезную поддержку, предоставив ему в 1985-1991 гг. 618 млн. долларов экономической помощи и посодействовав в получении 483 млн. от ФРГ, 426 млн. от Италии и 229 млн. из общей кассы ЕС. После же 1995 г. Алжир оказался подключенным к начатому в Барселоне «евросредиземноморскому процессу», хотя еще в начале 1995 г. Алжир обвинял Париж во «вмешательстве во внутренние дела своей бывшей колонии». Но это была лишь временная (как и в 1992 г.) размолвка, так как стратегические интересы сторон совпадают: ни в Алжире, ни в Париже не хотят ни прихода исламистов к власти, ни усиления позиций США в Средиземноморье. Франция стремится быть во главе всех акций ЕС по сближению с югом и востоком Средиземноморья, немало преуспев в этом плане за последние годы в Тунисе, Египте и Ливане. Алжир для нее значит экономически, стратегически и геополитически даже больше, чем эти страны. Поэтому она и намерена вовлечь его во все формы «евросредиземноморского сотрудничества», охватывающего сферы безопасности, экономики, социального развития, культуры и образования. Для Алжира это – шанс выйти из гражданской войны30.

Для России это тоже чрезвычайно важно. Алжир – наиболее тяготеющая к союзу с ней арабо-мусульманская страна Средиземноморья. Геополитически это обусловлено объективной заинтересованностью обеих стран в мирном и нейтральном статусе Средиземноморья, отсутствием здесь военных баз великих держав и их вооруженных сил, географической отдаленностью, исключающей какую-либо почву для территориальных или иных претензий (России) и опасений (Алжира). Отсутствует здесь и фактор Израиля, непосредственно воздействующий на позицию Египта или Сирии. Россия и Алжир, если исключить эпизодическое участие алжирских эскадр в составе воевавшего против России османского флота в XVIII-XIX вв., практически никогда не воевали друг с другом. Вместе с тем долгая история наших отношений, наработанный потенциал экономического, технического, культурного и военного сотрудничества, заинтересованность Алжира в опоре на великую державу, не имеющую гегемонистских замыслов или колониальных поползновений в регионе Средиземноморья, заинтересованность возрождающейся России в восстановлении своего исторического влияния в арабских странах, особенно – имеющих богатый опыт совместной деятельности с нами, объективно делают Алжир и Россию естественными союзниками. Собственно, пониманием этого и направлялась всегда политика России в отношении Алжира.



Литература

алжир средиземноморье сотрудничество безопасность

1.Алжир: (Справочник). – М., 1997. – С. 28-60; Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. – М., 1999. – С. 5-10.

2 Europe, the Mediterranean, Russia: perception of strategies. – М., 1998. – С. 89-95.

3 Омар А.А. Западноевропейское политико-культурное влияние на развитие стран Магриба в новейшее время и этнокультурный фактор. – М., 1994. – С. 24-25; Monlaü J. LesEtatsbarbaresoques. – P., 1973. – С. 37.

4 Аргентов В.А. Алжир на новом пути. – М., 1982. – С. 42; Eveno Р. L`Algérie. – P., 1994. – С. 92; ViratelleG. L'Algériealgérienne. – P., 1970. – С. 241.

5 Аргентов В.А. Указ.соч., с. 19; Ланда Р.Г. Указ. соч., с. 121; Bourdieu Р., SayadA. Ledéracinetxent. – P., 1964. – C. 13; L'èredesdécolonisations. Aix-en-Provence, 1995.– С. 65.

6 Time. Chicago. 20.09.1963, с. 4.

7 Merle R. Ahmed Ben Bella. – P., 1965. – С. 152.

8 Еuгоре, the Mediterranean, Russia…, с. 12-13.

9 Аргентов В.А. Указ.соч., с. 31, 37; Новейшая история арабских стран Африки, с. 239-240.

10 Аргентов В.А. Указ.соч., с. 37; Визит ШадлиБенджедида в Советский Союз. – М., 1981. – С. 10-11, 14-15; Шведов А.А., Подцероб А.Б. Советско-алжирские отношения. – М., 1986. – С. 81-85.

11 Азия и Африка сегодня. – 1991. – № 12. – С. 29; Восток. – 1993. – № 1. – С. 141; Maghreb-Machreq. – 1990. – № 1286. – С. 78; ElMoudjahid, 10.03.1991.

12 Аргентов В.А. Указ, соч., с. 31; ElMoudjahid, 09.07.1990.

13 Бабкин С.Э., Миронова Е.И. Алжир: три года на грани Гражданской войны. – М., 1995. – С. 24; BurgatF. L'islamismeenface. – P., 1995. – С. 150-159; LeMonde, 08.10.1988.

14 Компас. – М., 1999. – № 38-39. – С. 101; Русская мысль. Париж, 04-10.09 и 23-29.10.1997, 15.11.1998.

15 Ислам и исламизм. – М., 1999. – С. 149-150.

16 Аргентов В.А. Указ.соч., с. 3; Ланда Р.Г. Указ. соч., с. 217, 236.

17 Миронова Е.И., Бабкин С.Э. Алжир: поиск гражданского согласия. – М., 1999. – С. 8-9; LabatS. Lesislamistesalgériens, – P., 1995. – С. 332; LeMonde, 11.05.1996.

18 Миронова Е.И., Бабкин С.Э. Указ.соч., с. 24, 29-31, 40, 58-61; Азия и Африка сегодня. – 1993. – № 12. – С. 33-34; Известия, 24.08.-05.11.1995; CharefA. Algéria: autopsied'unmassacre. – P., 1998. – С. 231; LabatS. Op. cit., с. 90-94, 97, 227-231.

19 Европа и Россия: Проблемы южного направления. Средиземноморье – Черноморье – Каспий. – М., 1999. – С. 23-24; Europe, the Mediterranean, Russia…, с. 122.

20 АзияиАфрикасегодня. – 1998. – № 11.– С. 19; ЕвропаиРоссия…, с. 24-25; Russia: the Mediterranean and Black Sea Region. – Moscow. – 1996. – С. 74.


Размещено на


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.