Содержание
Введение
1. Причины кризиса
2. Искусственные причины кризиса
3. Специфические российские кризисные проблемы
4. Оценка «антикризисных» налоговых законодательств
5. Начало кризиса в Швейцарии6. Швейцарский франк
6. Швейцарский франк
Выводы
Список литературы
Уже больше полугода кризис оказывает значительное влияние на экономику России и всего мира. Под его воздействием сильно изменилась реальность, многим пришлось пересмотреть устоявшиеся правила и стратегии. Одна из наиболее пострадавших отраслей – недвижимость : падение рыночных цен, отсутствие спроса и сделок, кризис аренды, заморозка строек. Вызван кризис длительным отрывом финансовой системы от реального сектора экономики. Только 2 процента финансовых операций в мире были связаны с обслуживанием производства товаров и услуг, остальные 98 процентов операций были в сущности вертуальными. Последствия мирового экономического кризиса особенно остро начали появляться с начала 2009 года. Кризис нанес ощутимый удар по всем отраслям экономики. Его прямыми последствиями стали сокращение инвестиций, а также спроса и сбыта продукции , прежде всего в строительной отрасли, обрабатывающей промышленности, автоперевозках. Отток денежных ресурсов, снижение курса национальной валюты, падение спроса на энергоносители оказывают серьезное негативное влияние на экономику столицы, в связи с чем возникла необходимость пересмотреть городской бюджет с целью сокращения расходов. Кризис на рынке недвижимого имущества, влияет и на ситуацию в банковском секторе. Риски не возврата кредитов по уже выданным договорам обусловлены как ухудшением финансового состояния заемщиков, так и падением цен на рынке недвижимости – все это негативно влияет на возможность организации полноценного кредитования реального сектора экономики. Основными усилиями банка России по-прежнему сосредоточены на борьбе с инфляцией. Давая оценку кризисным явлениям в экономике можно сказать, что в некоторых банках имели место задержки платежей. Действия ЦБ РФ сумели предотвратить массовое банкротство банков, ЦБ РФ дважды снижал резервные требования, был расширен спектр инструментов рефинансирования банков. Также Банк России предложил рынку такой инструмент, как кредиты без обеспечения, которые доступны сегодня 190 банкам. Этот инструмент имеет уникальный характер и не используется центральными банками других стран, однако ЦБ РФ берет не себя соответствующие риски. Для поддержки рынка МБК Банк России принимает такие меры как возможность заключения с его участниками соглашения о компенсации до 90 процентов убытков, возникших при кредитовании на рынке межбанковских кредитов.
Кризис обусловлен циклическим характером рыночного производства, поэтому его появление было вполне прогнозируемым. В предшествующие годы благоприятная экономическая конъюнктура вовлекала в хозяйственный оборот дополнительные ресурсы, создавала новые источники доходов и увеличивала спрос. Вследствие несовершенства рыночного регулирования нарушались пропорции в структуре хозяйства. Происходило быстрое развитие одних отраслей, отставание и старение других, то же самое можно сказать и о регионах. В результате накапливающиеся диспропорции привели к спаду производственной деятельности. Увеличение инвестиционной активности носит инерционный характер. В момент нарастания кризиса продолжается расширение производства во всех отраслях, в т.ч. в тех, чья продукция уже не пользуется спросом. Поэтому для отдельного инвестора начавшийся спад оказывается неожиданным. Кризис возникает из-за резкого нарушения существовавшего экономического равновесия в результате нараставших диспропорций. При избытке предложения происходит значительное сокращение спроса. Сокращение спроса порождает трудности со сбытом товаров и услуг. Трудности со сбытом приводят к снижению объемов производства и росту безработицы. Рост безработицы снижает покупательскую способность населения. Сбыт еще больше осложняется. Снижаются все макро- и микроэкономические показатели. Происходит падение объемов инвестиций, прибыли, заработной платы. Нереализованные товары превращаются в омертвленный капитал. Недостаток денежных средств приводит к тому, что растет плата за кредит - ставка ссудного процента. Снижаются курсы ценных бумаг. Цены, которые теоретически должны снижаться вместе с другими финансовыми показателями, фактически ведут себя неоднозначно. Наряду со снижением проявляется и спекулятивный рост цен на необходимые товары. В результате развивается инфляция. Экономические кризисы последней четверти XX - начала XXI в. развиваются под воздействием таких явлений, как продолжающаяся концентрация производства и капитала, международная интеграция, глобализация, антикризисная политика государств. Причем в последнее время государства пытаются согласовать друг с другом свои антикризисные меры. Как последствия глобализации можно рассматривать возникновение региональных (европейского, азиатского) или всеобщего кризисов. Появляется так называемый экспорт кризиса. В 2008 г. мы наблюдали именно экспорт кризиса из США в Европу, Азию, Латинскую Америку. Для смягчения кризисов современные государства широко используют кредитно-денежные, бюджетные и налоговые механизмы.
Конкретные причины современного кризиса заключаются в преобладании в последние годы финансового капитала по сравнению с капиталом предпринимательским. Рост фиктивного рынка финансовых инструментов позволяет увеличивать уровень капитализации компаний без реального роста производства и производительности труда, и даже вопреки ему. Так создается еще одна диспропорция, ведущая к кризису. Реальный сектор экономики постепенно сужался, а финансовый капитал все больше расширялся и в результате породил фиктивный финансовый капитал. А потом просто произошло крушение этого виртуального капитала. К сожалению, российские предприниматели в момент перехода нашей экономики к рыночным отношениям не ощутили этой опасности, не уловили главного - того, что ценные бумаги какой-либо самостоятельной стоимости не имеют, капитал, выраженный в ценных бумагах, является фиктивным. Произошло парадоксальное явление: за 18 - 19 лет строительства рыночной системы хозяйства в России не были созданы внутренний рынок и промышленная основа экономики, хотя возможности (и потребности) нашей страны в этом отношении огромны. Все эти годы развивались отрасли, работающие на экспорт. Кредиты, которые легко было получить, направлялись не на производство, а на потребление. За первые восемь лет переходного периода (1991 - 1998 гг.) реальное производство в России снизилось почти на 50%. Деньги, полученные от сырьевой экономики и в виде займов, вкладывались не в реальное производство, а в ценные бумаги. Попытка российских предпринимателей работать на рынке фиктивного финансового капитала не удалась, а зависимость от состояния этого рынка осталась. В результате Россия, имея огромные природные богатства, мощный промышленный потенциал, трудовые ресурсы, оказалась в кризисной ситуации.
Почвой для зарождения кризиса стали многозвенность экономики, наличие большого количества посредников между производителем и потребителем. Особенно характерно это для современной России. Посредники, не производя ничего, получают львиную долю денежных средств, находящихся в обороте, вздувают розничные цены. Результатом указанных и некоторых других факторов и стало постепенное накопление фиктивного финансового капитала. Количество стало переходить в качество, и финансовые "пузыри" лопнули один за другим. Кроме того, в России финансы прекратили выполнять функцию средств обеспечения экономического роста страны и превратились в самоцель. Так, до кризиса российские банки кредитовали в основном потребительский сектор экономики, а в период кризиса переключились на валютные спекуляции, не встречая никакого противодействия со стороны Центробанка. В эту игру были вовлечены даже бюджетные деньги, выделенные банкам на кредитование реального сектора экономики. Не получая кредитов, предприятия стали сокращать производство, увольнять персонал. Этому процессу способствует и сокращение государственных расходов. Сегодня, казалось бы, положение стабилизируется, растут цены на нефть, что должно поддержать доходную часть нашего бюджета. Однако, учитывая отсутствие внутреннего рынка, неготовность промышленности к производству качественных импортозамещающих товаров, мы не можем рассчитывать на значительное улучшение дел в ближайшее время.
4.Оценка "антикризисных" налоговых законопроектов
Для выхода из кризиса надо использовать все возможности, в т.ч. административные рычаги, регулирование банковской деятельности и т.д. Налоговые инструменты должны сыграть сейчас двоякую роль: с одной стороны, обеспечить доходы государства, а с другой - стимулировать отечественного производителя. Основными инструментами государственного регулирования служат налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству (налогообложения, кредитования, инвестирования), государство побуждает принимать желательные варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие: бюджетное субсидирование, например на закупку излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен; государственные инвестиции в экономику; прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика; введение при необходимости денежно-кредитных ограничений (регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль); лицензирование; законодательство о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство, ценообразование; финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; налоговая политика.
Практически все антикризисные меры требуют государственных расходов, источником которых служат преимущественно налоги. Вследствие этого налоговую политику в условиях кризиса нужно ставить во главу угла мероприятий по оздоровлению экономики. Налог на добавленную стоимость. В последние предкризисные годы НДС занимал все более заметную роль в налоговых доходах. В 2006 г. поступления НДС в бюджет составили 924,2 млрд. руб., а его удельный вес в налоговых доходах - 17%. В 2007 г. поступления НДС возросли в полтора раза и составили 1390,4 млрд. руб., или 20% всех налоговых доходов. В 2008 г. за счет второго (уже кризисного) полугодия поступления НДС снизились на 28% и составили 998,4 млрд. руб. Удельный вес уменьшился до 12,5%, поскольку общие налоговые доходы еще продолжали расти. Но уже в январе 2009 г. удельный вес НДС при его общем снижении поднялся до одной трети всех налоговых поступлений. Одним из главных вопросов реформирования НДС является налоговая ставка. Вскоре после снижения НДС с 20 до 18% в 2004 г. с сохранением льготной налоговой ставки на социально значимые товары в размере 10% Правительством РФ был поставлен вопрос о дальнейшем снижении налога. И вот уже несколько лет идут дебаты о том, как это сделать. Минфин России предлагал умеренное снижение НДС с установлением единой ставки на уровне 16 или 15%. На первый взгляд вариант кажется приемлемым. Но только на первый взгляд, без анализа его последствий. Установление единой ставки приведет к повышению налога на товары, которые в настоящее время облагаются по льготной ставке 10%. Эта пониженная ставка применяется при реализации основных продовольственных товаров, основных товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, лекарственных средств, изделий медицинского назначения. Увеличение налога на реализацию указанных товаров с 10 до 15 или 16% моментально приведет к росту розничных цен на них. В итоге страна получит новый дополнительный виток инфляции, от чего пострадает все население, а в большей мере - его наименее социально защищенные слои. В 2010 г. можно безболезненно перейти от ставок 18 и 10% к ставкам 16 и 8%, сохранив и даже снизив ставку на социально значимые товары. Постепенность не приведет к резкому выпадению доходов. К тому же доходы будут частично возмещены немедленно за счет роста поступлений налога на прибыль организаций. А в будущем - и за счет активизации предпринимательской деятельности.
Страницы: 1, 2