Рефераты. Кризис 1998 года. Кризис США 2007

Усиление конкуренции привело еще и к сокращению спреда между доходностью по низкорискованным 10-летним государственными облигациям и более рискованными 30-летнеми ипотечными ценными бумагами до 1,5 – 1,7 процентных пунктов. Это означает, что риски ипотечных бумаг стали недооцениваться.

· Отсутствие собственных средств у кредиторов для покрытия убытков

В отличие от традиционных банков у кредиторов, работающих на рынке нестандартных кредитов, как правило отсутствует возможность использовать средства депозитов для выдачи кредитов. Вместо этого кредиторы пользуются банковской кредитной линией. С другой стороны, все кредиты кредитор продает инвестору, который в случае просрочки платежей по кредиту имеет право вернуть его обратно первоначальному кредитору. Обратный выкуп просроченных кредитов осуществляется из средств кредитной линии. Все время пока просроченный кредит находится на балансе кредитора взимаются проценты за пользование кредитной линией, поэтому кредитор вынужден зафиксировать свои убытки, получив назад просроченный кредит, а не дожидаться окончания процедуры обращения взыскания на заложенное имущество.

В условиях растущего рынка привлекательность рынка нестандартных кредитов для инвесторов обеспечивалась за счет более высоких процентных ставок по кредитам и более низким по сравнению с ожидаемым уровнем дефолтов. Как следствие кредиторы могли сравнительно легко получить банковскую кредитную линию для финансирования своей деятельности. В условиях стагнирующего рынка привлекательность данного сегмента кредитования исчезла, соответственно у кредиторов возникли проблемы с получением кредитных линий, а текущая прибыль от операций оказалась недостаточной для покрытия возникших убытков от возросшего уровня дефолтов и просрочек платежей.

· Обострение проблемы кредитоспособности домохозяйств

В 2007 г., по оценкам некоторых экспертов, в США произошло замедление роста потребительских расходов населения. До 2006 г. рост потребительского спроса поддерживался за счет дешевых и все более доступных кредитов и постоянного роста цен на все активы, в том числе и на жилье. Только за 2005 г. рыночная стоимость активов населения выросла на 3,2 трлн. долларов.

Начиная с 2006 г. оба позитивных для потребителя фактора практически исчезли: стоимость денег поднялась, а цены на жилье стали снижаться, тогда как долги и финансовые обязательства никуда не делись. Уровень прямых расходов по обслуживанию ипотеки и потребительского кредита в используемом доходе семей поднялся на исторический максимум – 14,5%, а с учетом обязательств по оплате аренды, страхования и налогообложения жилья и аренды автомобилей эти выплаты приблизились к 20%. По оценкам американского Центра жилищной политики доля домохозяйств, тратящих на оплату жилья более половины своих доходов, выросло в США с 1997 по 2005 г. на 88% (с 2,4 млн. до 4,5 млн.).

Ряд экспертов отмечает появление первых признаков сокращения прироста занятости, что обострит проблему кредитоспособности всей экономической системы в результате возможно уже начавшегося снижения доходов населения.

Почему кризис стал глобальным?


В силу рассмотренной выше специфики деятельности нестандартных кредиторов практически все выданные ими кредиты продавались инвесторам, в роли которых выступали не только американские банки и другие организации, но и международные инвесторы. Рост доли проблемных кредитов, приведший к банкротству первичных кредиторов, отразился и на покупателях кредитов и ценных бумаг, обеспеченных ими, т.к. они уже не смогли передать все дефолтные кредиты их первоначальному кредитору и вынуждены были объявить об ожидаемых убытках.

Эксперты S&P отмечают, что произошедший кризис привел к широкой переоценке подходов, применяемых инвесторами для определения надбавки за кредитный риск. Результатом кризиса стала потеря доверия и к сектору рефинансирования кредитов в целом, т.к. инвесторы стали предпочитать наименее рискованные вложения средств, такие как наличные и государственные ценные бумаги, что вызвало проблемы ликвидности у многих компаний.

Свой вклад в более широкое распространение последствий кризиса внес и скандал с участием ведущих рейтинговых агентств, которые обвиняются в недооценке кредитных рисков нестандартных кредитов и присвоения ценным бумагам, обеспеченным такими кредитами, более высоких рейтингов.


Последствия кризиса


В настоящее время более 25 кредиторов, работавших на рынке нестандартных кредитов, прекратили свою деятельность и находятся в состоянии банкротства. Многие из оставшихся нестандартных кредиторов заявили о снижении ожидаемых прибылей и возможности возникновения чистых убытков.

При анализе последствий кризиса на ипотечном рынке следует учитывать, что он совпал с началом рецессии в экономике США, вызванной кризисом на рынке недвижимости.

На рынке акций индекс Доу Джонса, достигший 19 июля 2007 г. рекорда в 14000 пунктов, к 15 августа упал ниже 13000 пунктов. Падение индекса отразилось и на рынках акций в других странах, особенно сильно – в Бразилии и Корее. Международный валютный фонд уже объявил о том, что ему придется пересматривать в сторону понижения темпов экономического роста в США.

Инвестиционные банки и другие финансовые институты так же были серьезно затронуты кризисом: хеджевые и инвестиционные фонды крупнейших мировых банков серьезно пострадали в результате развернувшегося в США кризиса: рыночная стоимость их активов – ипотечных бумаг, обеспеченных нестандартными ипотечными кредитами, сильно упала и во многих случаях просто не могла быть определена. Mortgage Guaranty Insurance Corporation, крупнейшая американская компания в области страхования ипотечных кредитных рисков, объявила о миллиардных убытках и приостановке сделки в 4,9 млрд. долларов по приобретению другой компании. Крупнейший ипотечный кредитор Countrywide Financial, активно работавший на рынке нестандартных кредитов, объявил о своем банкротстве.

Эхо кризиса достигло и Австралии: компания, занимающаяся ипотечным кредитованием, объявила о невозможности привлечь краткосрочное финансирование из-за отсутствия спроса на ее ценные бумаги. Однако в целом, по мнению экспертов, экономики Европы и других стран достаточно изолированы от потрясений, происходящих в экономике США.

В середине 2007 г. ведущие компании розничной торговли США объявили о снижении своих прибылей во втором квартале 2007 г. и прогнозируют дальнейшее снижение выручки по итогам года. Тем не менее, по оценкам экспертов S&P, существенного падения уровня потребления, вызванного жилищным и ипотечным кризисами, не произошло. Единственной категорией товаров, продажи которых в середине 2007 г. снизились, была мебель и строительные материалы.

По данным Министерства труда США в августе в стране впервые за последние четыре года сократилась занятость. Больше всего рабочих мест было потеряно в строительстве, промышленности, на транспорте и в госучреждениях.

Сводная таблица банкротств американских банков

Год

До даты

Количество

2007


3

2008


25

2009

25 мая

36


25 июля

64


1 августа

69


29 августа

84


3 октября

98


23 октября

106


14 ноября

123


6 декабря

130

2010

23 января

5



Совместные действия финансовых и политических властей


8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; также на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского Центробанка (ЕЦБ). Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. На следующий день примеру последовали Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.

10 октября, собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран Клуба семи (представлявший Россию А. Кудрин был приглашён на рабочий ужин «восьмёрки») утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике, заявив, что они предпримут «неотложные и исключительные действия». Принятый «семёркой» план из 5 пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.

12 октября 2008 года лидеры 15 стран Евросоюза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств.

13 октября 2008 года Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой (ФРС) США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса».

14 октября 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Генри Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики.

14 ноября 2008 года лидеры стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие 12 месяцев (пункт 13 Декларации саммита). По мнению газеты «Ведомости» от 17 ноября 2008 года конкретные меры, содержащиеся в приложении к декларации и направленные на укрепление прозрачности финансовых систем и продуктов и унификацию регулирования в разных странах к 31 марта 2009 года, суть «высокоприоритетные пожелания, не имеющие прямого действия».

23 ноября 2008 года в Лиме завершился саммит лидеров стран-членов организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, которые признали, что в ближайшей перспективе снижение темпов роста мировой экономики является «неизбежным».

4 декабря 2008 года ЕЦБ и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки: руководство ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на 1 процентный пункт — ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции.

2 апреля 2009 г. состоялся саммит большой двадцатки в Лондоне, на котором был принят План действий по выходу из глобального финансового кризиса. В частности, одной из наиболее серьёзных мер стало решение о значительном увеличение ресурсов МВФ — до 750 млрд. долларов США, поддержка новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд. долларов США.

Когда цены на недвижимость в США упали, компании купившие эти закладные, понести огромные убытки, так как цена недвижимости была намного ниже цены закладных. Американский ипотечный пузырь сдулся – пострадала вся мировая экономика. По сути, американские ипотечные компании набрали недобросовестных, малообеспеченных спекулятивных клиентов, а когда долги перестали отдавать, перепродали закладные другим компаниям по всему миру, которые понесли на себе гигантские убытки.


Последствия финансового кризиса в США


При этом, если в случае с внутренними кризисами может быть разработана национальная программа экономической политики по выходу из них, то возможность воздействия мерами национальной экономической политики на действия иностранных инвесторов крайне ограничена, особенно при резком падении доверия с их стороны к вложениям в данную страну. В такой ситуации меры, направленные на удержание иностранных инвесторов, могут , наоборот, усилить глубину кризиса .Например, при кризисах на развивающихся рынках Международный валютный фонд (МВФ) рекомендовал поддерживать курсы национальных валют с помощью повышения процентных ставок, что в результате крайне негативно сказывалось на динамике экономического развития.

С позиций проведения денежно-кредитной политики финансовые кризисы создают новые вызовы. Центральные банки зачастую сталкиваются с двойственной целью: поддержания стабильности денежно-кредитной сферы и финансовой системы. Вторая цель в условиях кризиса, как правило, вступает в противоречие с первой, так как требует дополнительной поддержки отдельных финансовых институтов и, как следствие, может быть сопряжена с увеличением денежной массы и инфляции.


Современный мировой экономический финансовый кризис как вызов для денежно-кредитной политики


Текущий кризис привнес качественные изменения с точки зрения осмысления природы финансовых кризисов в условиях глобализации и методов борьбы с ними. Все чаще высказываются сомнения в отношении правомерности использования гипотезы эффективного рынка, рациональности действия экономических агентов на финансовом рынке и ряда других положений «стандартного» направления экономической теории.

Среди основных причин кризиса называют искажения в ценообразовании на финансовом рынке (неверные ценовые сигналы), приводившие к существенному завышению цен финансовых активов перед кризисом («мания» по Ч. Киндлбергеру, которая сменилась «паникой» и резким падением цен активов); провалы в регулировании, которые отчасти носили объективный характер, поскольку глобальные финансовые холдинги невозможно регулировать на национальном уровне; дисбалансы в мировых потоках капитала, фундаментальной причиной которой являлись различия в соотношении сбережений и потребления в разных группах стран и др. Одно из наиболее радикальных объяснений связано с тем, что лопнул «финансовый пузырь», который «надувался» на глобальных финансовых ранках на протяжениях последних 20 лет и до сих пор лишь перетекал из одного сектора или одной группы стран в другую, порождая относительно «локальные» кризисы (например, в развивающихся странах или в секторе «новой экономики»).

Эволюция кризиса выглядела следующим образом. Сначала он представлял собой финансовой кризис и затрагивал главным образом финансовые институты развитых стран, распространяясь через сложные финансовые инструменты, в которые были, в том числе заложены риски, связанные с ипотечным кредитованием в США. Таким образом, текущий кризис стал первой значительной демонстрацией системных рисков, связанных с развитием рынка производных ценных бумаг. Результатом первой стадии кризиса стали значительные потери ведущих стран США и Европы. Однако, в отличие от кризиса на фондовых рынках 2000-х гг., данный кризис вызвал значительный эффект заражения.

На первом этапе кризис наиболее существенно затронул те страны с развивающимися рынками, в которых имели место «пузыри» в секторе недвижимости, значительный дефицит текущего счета платежного баланса и/или значительный объем внешнего долга. Вторая волна кризиса «накрыла» практически все развивающиеся страны по каналам, связанным с внешней торговлей (через влияние сокращения спроса на импорт в развитых странах) и оттоком капитала (вызванным «бегством в качество» со стороны структур, осуществлявших портфельные трансграничные инвестиции).

Первоначальная реакция на кризис со стороны экономической политики в развитых странах заключалась в активной поддержке финансовых институтов, как мерами денежно-кредитной политики, так и посредством бюджетных влияний. Во время первой волны кризиса осенью 2007г., затронувшей межбанковский рынок развитых и ряда развивающихся стран и вызвавшей проблемы с ликвидностью в банковском секторе, центральные банки пошли на такой шаг, как разовое предоставление ликвидных средств в рамках стандартных инструментов денежно-кредитной политики, но в большем, чем обычно, масштабе.

В силу проблем с реализацией стандартных подходов стали применяться нетрадиционные решения в области проведения денежно-кредитной политики. Помимо увеличения объемов ликвидности, предоставляемой в рамках традиционных инструментов денежно-кредитной политики, центральные банки развитых стран проводили изменения и в самих этих инструментах. Так, во время своей первой операции по «точной настройке» (fine-tuning) рынка ЕЦБ предпринял необычный для себя шаг по удовлетворению всего спроса на ликвидность по фиксированной ставке 4% (ключевая ставка центрального банка на тот момент), а не в рамках тендера с плавающей процентной ставкой, как это делалось раньше. Впоследствии, с октября 2008г., он перешёл на предоставление ликвидности в рамках основных операций рефинансирования по фиксированной ставке, объявляя в качестве ключевой ставки центрального банка. ФРС увеличила срок доступных кредитов с овернайт до одного месяца. Кроме того, в условиях трудностей, возникших на межбанковском рынке, с целью более равномерного распределения ликвидности в экономике центральные банки развитых стран либо расширили набор бумаг, принимаемых ими в обеспечение выдаваемых кредитов, либо число контрагентов, с которыми они осуществляли операции по предоставлению ликвидности. Так, для стран с финансовыми системами, основанными на финансовых рынках (прежде всего для США), крайне важным стало обеспечение доступа к ликвидности центрального банка со стороны инвестиционных банков.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.