Рефераты. Кредит во внешнеэкономической деятельности

В договоре на предоставление межгосударственных кредитов должны быть указаны сроки, и течение которых можно пользоваться данной кредитной линией. Это делается одним из следующих двух способов: либо определяется календарный срок, до которого можно под данную линию заключать контракты, либо устанавливается число лет от начала вступления в силу кредитной линии, на протяжении которых контракты попадают в эту кредитную линию. По обоюдному согласию сторон (правительств) эти сроки могут быть пролонгированы.

Поскольку государственный кредит предоставляется не экспортером непосредственно, а правительством страны-экспортера, постольку и переговоры о возможностях и условиях его предоставления могут вестись только с разрешения правительственных структур (обычно в качестве последних выступает Министерство внешнеэкономических связей). Обращаясь . к данной структуре за получением разрешения, экспортер должен сообщить все существенные условия предполагаемой сделки. Разрешение не ведение переговоров о заключении сделки по государственной кредитной линии выдается в письменной форме, и оно действительно на определенный период времени: в пределах последнего договор с импортером должен быть подписан. Зачастую на заключение самой сделки требуется специальное (отдельное от вышеупомянутого) правительственное разрешение. После заключения внешнеторговой сделки экспортер обязан представить договор для утверждения соответствующей правительственной структуре.

Есть и другой порядок участия в данном государственном кредите: после открытия кредитной линии. В этом случае внешнеторговый контракт должен удовлетворять всем требованиям данной кредитной линии. Если это так, контракт утверждается правительством и центральный банк включает его в список финансирования по данной кредитной линии. Во многом схожую процедуру проходит импортер с тем, чтобы войти в число участников поданной кредитной линии.

В промышленно развитых странах система государственной поддержки экспортных кредитов получила широкое развитие еще в начале 50-х. Сегодня на долю пяти ведущих стран (Великобритании, США, Франции, Германии и Японии) приходится около 75% средне- и долгосрочных кредитов, предоставляемых сообществом стран ОЭСР, причем 70% всех экспортных кредитов предоставляется развивающимся странам.

Начиная с середины 80-х гг. роль государственных кредитов заметно снизилась во всем мире. По группе социалистических стран это было вызвано начавшимися центробежными процессами, завершившимися полным демонтажом системы. По группе промышленно развитых стран свертывание этого вида кредитования было вызвано несколькими причинами. Во-первых, исчезновение с политической арены главных соперников — стран социалистического лагеря — открыло новые рынки сбыта и политика экспансии стала реализовываться ими более «дешевыми» способами. Во-вторых, существенно возросло число стран-неплательщиков (среди них оказались и страны, ранее считавшиеся хорошими заемщиками). В результате та область кредитования, которая раньше считалась сферой государственных кредитов, перешла и сферу банковского и фирменного кредитования. Наконец, в-третьих, существенно возросла роль Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в финансировании отдельных национальных проектов. Кредиты этого банка имеют высокий рейтинг для дополнительного участия в их финансировании национальных коммерческих банков.

Все же государственное кредитование экспорта сохранило свою значимость и в наши дни, хотя и стало более «жестко» регулироваться международными нормами и соглашениями. После почти десятилетнего периода «демонтажа» унаследованной от СССР системы государственного финансирования экспорта первые шаги по созданию попой, современной системы государственной поддержки экспорта сделаны и в России. Особые надежды с ней связывают СНГ, в частности, по поддержке интеграционного производства, сохранению общего экономического пространства и рынка.

Исторически сложились довольно существенные обязанности государственного кредитования экспорта в отдельных странах.

В Великобритании с 1919 г. функционирует специальное управление (при Министерстве промышленности и торговли) по обслуживанию экспортных кредитов. Данное управление гарантирует (путем выдачи поручительства) кредитоспособность английских экспортеров. В последующем государственные гарантии были распространены и на кредиты импортеров английских товаров, полученных в зарубежных филиалах английских банков.


Банковское кредитование


Это наиболее распространенная форма кредитования внешнеэкономической деятельности, причем и прежде рассмотренные две формы кредитования (государственное и фирменное) в той или иной мере включают банковские критерии.

Следует различать три вида банковского кредитования ВЭД:

•   первый — это покупка банками кредитных обязательств (векселей, банковских гарантий) у экспортеров. Он, в сущности, представляет собой форму рефинансирования фирменных кредитов, а механизм его реализации предполагает факторинг форфейтинг),

•   второй — выписка импортером (или его банком) долговых обязательств непосредственно на имя кредитора. Банки в этом случае предоставляют кредит непосредственно импортеру;

•   третий — акцепт банками векселей (тратт), выставленных на них экспортерами или импортерами. Обычно банки-акцептанты в этом случае кредита не предоставляют, а привлекают для этого временно свободные средства участников национальных валютных (или денежных) рынков. Для привлекательности акцепт должен быть надежным, то есть принимается только акцепт первоклассных банков.

Следует отметить, что второй вид банковского кредитования стал широко применяться в международной практике еще в начале 60-х гг., тогда как первый вид считается сравнительно новой и нетрадиционной формой кредитования ВЭД.

Банковское финансирование во многом базируется на выпуске и учете векселей, а также на различного рода гарантиях. Учет векселей — это продажа их держателем банку. Посредством учета векселя экспортер может получить от банка расчет за поставку товаров на экспорт. Важное условие — чтобы вексель был первоклассным, то есть содержал обязательства солидных банков или фирм. Заинтересованность банка в учете векселей реализуется в той марже, которую банки удерживают из суммы, на которую выписан вексель.

Размер маржи зависит от качества и срока векселей и при прочих равных условиях определяется ставкой на межбанковский кредит (или ставкой на ссудный капитал). При наличии на вексель гарантии (аваля) крупных банков и финансовых учреждений он учитывается по низкой ставке (марже), а при более слабых гарантиях маржа резко возрастает.

Сама процедура предоставления вексельного кредита и его погашения такова. Банки-акцептанты открывают для экспортера особый аккредитив, который представляет своего рода обязательство акцептовать тратту, которая будет выставлена экспортером с приложением товарных документов. На основе тратты и этого аккредитива банк экспортера производит учет переводного векселя (до его акцепта) и выдает экспортеру сумму, указанную в аккредитиве. До наступления срока платежа импортер вносит указанную в векселе сумму в свой банк, который оплачивает тратту векселедержателю.

Вексельное обращение в сфере ВЭД контролируется государством таким образом, что центральные национальные банки периодически переучитывают экспортные векселя, которые отвечают определенным требованиям. К последним следует отнести уже упомянутую первоклассную банковскую гарантию, а также краткосрочность векселя (обычно не более трех месяцев) и совершившийся факт открытия аккредитива дли экспортера на величину вексельного обязательства. Как говорилось при рассмотрении вопросов государственного кредитования экспорта, переучет экспортных векселей Центробанком следует также рассматривать в качестве участия государства в финансировании экспорта.

Факторинг и форфейтинг являются сравнительно новыми, нетрадиционными формами кредитования ВЭД. Вместе с тем их можно рассматривать и как средство превращения (или рефинансирования) фирменного (коммерческого) кредита в банковский. Факторинг обычно применяется при экспорте товаров массового производства и спроса, с рассрочкой платежа от 1 до 6 месяцев (краткосрочный кредит). В отличие от этого форфейтинговое обслуживание ВЭД считается средне- (от 6 месяцев) или долгосрочным (до 5 лет) кредитованием экспортных операций. Эта форма чаще всего применяется при торговле инвестиционными товарами, строительстве, монтаже и оборудовании объектов за границей. Факторинг предполагает многократные экспортные операции, то есть постоянные связи между сторонами. Хотя кредитные суммы здесь обычно небольшие, однако постоянные контакты требуют развитой и комплексной системы банковского обслуживания. Форфейтинг обычно представляет собой разовую операцию (правда, на крупную сумму), но се реализация может затянуться на несколько лет. Важная особенность форфейтинговых операций — подключение вторичного фондового рынка, на котором экспортные векселя продаются. Факторинг и форфейтинг «пришли» во ВЭД из национальных банковских систем.

Факторинг — это покупка банком (или специальной факторинговой компанией) требований экспортера к импортеру на условиях предоставления коммерческого кредита. По договору экспортного факторинга банк (компания) выкупает у экспортера все права на платежи по экспорту. Последний «взамен» получает (сразу после отгрузки товара) от 60 до 90% суммы долговых обязательств. Остальная сумма выплачивается банком (компанией) лишь после поступления полного платежа от покупателя. К факторинговому обслуживанию обычно прибегают фирмы небольшие, специализированные на экспорт и имеющие хорошие перспективы расширения экспорта, но не располагающие достаточным собственным капиталом для полного самофинансирования своего экспорта.

Факторинг в России применяется с конца 1989 г. в следующих двух формах: 1) выкуп задолженности банком по акцептованному (плательщиком) платежеспособному документу, когда поставщик получил извещение об отсутствии средств; 2) выкуп задолженности на стадии представления платежных документов на инкассо в банк поставщика. В последнем случае поставщик в качестве получателя средств заранее указывает в платежных документах реквизиты банка, оказывающего факторинговые услуги.

При факторинге экспортер полностью освобождается от обработки внешнеторговой документации, валютных проблем, получения экспортной выручки (инкассации задолженности). Все это принимает на себя банк, равно как и все виды риска (и прежде всего риск неплатежа), связанные с данной внешнеторговой операцией.

Это так называемый факторинг без права регресса, который наиболее часто практикуется за рубежом. Российские банки чаще всего не принимают на себя риск неплатежа и соответственно заключают с экспортером договор факторинга с правом регресса. В этом случае (то есть в случае неплатежей) банк возвращает экспортеру платежные требования на неоплаченную сумму и требует возврата части выданного кредита.

Таким образом, факторинг включает: а) инкассацию дебиторской задолженности покупателя; б) предоставление краткосрочного кредита; в) освобождение клиента от кредитных рисков, связанных с экспортными операциями.

Стоимость факторинговых услуг зависит от степени риска, связанного с данной внешнеторговой операцией, от того, в какой мере этот риск берет на себя банк, от комплексности предоставляемых факторинговых услуг. В общей сложности в эту стоимость включаются: комиссионные за инкассацию долга, за бухгалтерское обслуживание, проценты за кредит, маржа за риск и др.2 В обшей сложности факторинговые услуги довольно дороги для клиента и выгодны для банка. Но экспортер посредством факторинга получает сразу после отгрузки товара большую часть валютной выручки и за счет ускорения оборачиваемости средств во внешнеторговых операциях может с лихвой окупить стоимость факторинговых услуг.

Форфейтинг - это покупка банком (форфейтором) у экспортера векселей или других платежных требований, акцептованных импортером, «без оборота на продавца». Это означает, что на банк ложатся все риски, связанные с инкассацией долга, и потому форфейтинг можно считать одной из форм прямого банковского финансирования экспортных операций, которые (вследствие величины кредитной суммы, длительной рассрочки платежа) не могут быть профинансированы другими способами. Обычно по форфейтингу покупаются векселя только в трех наиболее устойчивых валютах: в марках ФРГ, долларах США и франках Швейцарии. Кроме того, нужна гарантия первоклассного банка страны импортера.

Стоимость форфейтинга превышает стоимость всех других форм экспортного кредитования, а его ставка выше ставки процента, взимаемого с импортера. Поэтому разницу экспортер обычно включает в цену товара.



Литература


1. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов СВ. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2000. — 320 с.

2. Багрова І.В., Редіна Н.І, Власюк В.Е., Гетьман О.О. Зовнішньоекономічна діяльність підприємств. - К.: «Центр навчальної літератури», 2004 - 580с.

3. Кравченко М.И., Макагон Ю.В., Миронов В.С. Международная экономика. Учебное пособие//Под ред.проф. Ю.В. Макагона.- Донецк: ИД «Родник» - 128с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.