Рефераты. Концептуальные основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке на современном этапе

1) Если сумеет найти в богатой событиями внешнеполитической динамике точки соприкосновения с арабами и доказать им, что хотя бы в отдельных принципиальных вопросах, важных для России и значимых для арабского мира, она может составить альтернативную Западу силу, и

2) если российские проекты смогут стать привлекательными для тех группировок в арабских кругах, что противятся однополярному устройству мира. В частности, Россия могла бы использовать положение члена Большой восьмерки для того, чтобы показать третьему миру, что его интересы не чужды ей самой и она готова формулировать соответствующие идеи и отстаивать их в промышленно развитом сообществе.

– Россия в настоящее время не ведет в арабском мире адресной работы с теми, кто так или иначе был связан с ней в прошлом. Речь идет об абсолютно незадействованном ресурсе в виде огромного числа арабских выпускников советских вузов (гражданских и военных), в части своей продвинувшихся на высокие должности в государстве и армии, немалого контингента российских женщин, вышедших замуж за арабов, членов многочисленных общин, состоящих из выходцев из кавказского региона, расселившихся на пространствах арабского мира достаточно компактно и в немалой части своей сочувствующих России. Активизация этого фактора по примеру того, как это делают западные страны, может принести России немалые политические дивиденды, усилить ее гуманитарное присутствие в соответствующих странах региона, всколыхнуть общественный интерес к ней, что объективно будет способствовать консолидации вокруг российского фактора на Ближнем Востоке приверженных России социальных элементов.

В этом плане целесообразно восстанавливать реально действующие структуры типа ССОД и АПН, реанимировать и интенсифицировать деятельность российских культурных центров и реализовывать любые другие проекты для пропаганды России в арабском мире – фестивали, дни культуры, выставки, гастроли, клубную деятельность, обмен делегациями городов-побратимов и предприятий, профсоюзов и учебных заведений, выделение стипендий и т.п. меры. Отсутствие средств не может служить оправданием бездеятельности, когда речь идет об обретении внешнеполитического веса.

Однако следует иметь в виду, что за минувшее десятилетие на поле российско-арабских контактов действительно возникло много объективных серьезных моментов, сдерживающих продвижение России навстречу арабскому миру:

– Длительный экономический спад в России и сокращение производства потребительских и инвестиционных товаров, необходимых арабским рынкам и тем отраслям, которые создавались с помощью СССР, существенно подрывают присутствие России не только на ближневосточных рынках, но и в политической жизни региона, «выдавливая» ее на периферию арабских внешнеполитических приоритетов.

– Длительно сохранявшаяся тенденция в российском политическом руководстве к самоустранению от проведения активной политики в отношении Арабского Востока привела к негативным результатам. В частности, к выводу этого направления на периферию российских интересов, к отсутствию конструктивных инициатив, последовавшему долговременному застою в этой сфере и к общему снижению эффективности российской ближневосточной дипломатии.

– Прослеживаемое отсутствие национально обоснованной ближневосточной политики, ныне предстающей преимущественно в виде действий, реализуемых в догоняющем режиме в русле мер, инициируемых западным сообществом.

– Общее падение авторитета России, утратившей влияние в третьем мире как силы, способной не только отстаивать разными средствами позиции слаборазвитых стран, но даже озвучивать их интересы перед лицом западного сообщества.

– Отказ России от роли СССР, выступавшего в качестве основного противовеса Западу, символа борьбы угнетенных народов, донора материальной и военно-технической помощи и союзника режимов, отличающихся неприятием западных ценностей в мировой политике.

– Отход России от идеологических приоритетов в сфере межгосударственных отношений и переход к рыночному регулированию внешнеэкономических и торговых связей с зарубежными странами, включая и традиционных арабских партнеров.

– Общее несовершенство российских условий и правил внешнеэкономической деятельности, мощные бюрократические барьеры в таможенной и налоговой сфере, усугубляемые односторонней ориентацией крупных предприятий-поставщиков стратегического сырья и материалов на западные рынки при криминализации транспортных путей, торговых и банковских каналов, что практически исключает не только для мелких негосударственных арабских экспортеров и импортеров, но и для государственных конкуренцию на равных с более могущественными структурами, функционирующими на рынках товарных групп, представляющих интерес для арабских стран.

– Явное отсутствие массового интереса или желания у российских государственных и иных внешнеторговых структур к систематическому сотрудничеству с арабскими партнерами.

– Вялая государственная политика в сфере финансовых отношений с арабским миром как таковым, неумение найти средства и инструменты урегулирования долговых обязательств, возникших в период существования СССР, нежелание урегулировать долги по кредитам, полученным от аравийских монархий в начале 90-х годов, что предметно указывает арабам на неперспективность отношений с Россией в данный период и подрывает веру в возможность установления полномерных финансовых связей с ней в будущем не только в аравийских государствах, но и в тех, что испытывают еще надежду на контакты во внешнеполитической сфере.

Серьезным препятствием на пути восстановления позиций России на Ближнем Востоке является деятельность западных государств. Преодоление ее последствий потребует серьезных усилий со стороны Российского государства, которые не могут быть мобилизованы одномоментно. Если утрата российских позиций на Арабском Востоке происходила в обвальном режиме, то восстановление их займет весьма протяженный промежуток времени, и при этом абсолютно нет уверенности в том, что деятельность на этом направлении принесет результаты, сопоставимые с достигнутым на пике отношений с арабскими странами в прошлом. Тем более, что государство не располагает готовыми средствами для реализации подобных проектов, да и сами эти программы на нынешнем этапе не являются объектом интенсивной проработки.

– Западные государства проводят динамичную ближневосточную политику на всех направлениях и по всему спектру отношений с арабским миром, подталкивая его к созданию новых типов инфраструктуры, активно снабжая его элементами информационных технологий, обеспечивая новыми разработками в сферах жизнеобеспечения, привлекая современными достижениями западной цивилизации, влияющими на комфортность жизни, и тем самым вовлекая его в новый мировой порядок, предлагая решения и выдвигая инициативы для преодоления болезненных проблем. Естественно, подобные процессы и явления не имеют всеохватного характера, доступны немногим и используются лишь в пределах возможностей некоторых арабских стран. Но даже в этом случае демонстрационный эффект присутствия Запада абсолютно превышает эффект присутствия России на Ближнем Востоке и создает мощную вестернизированную ауру, обволакивающую общественное мнение и ориентирующую его на преимущества западного образа жизни.

– Рост присутствия западных стран в тех нишах, которые ранее удерживал за собой СССР, воспринимается во многих странах в арабском мире как результат «выдавливания» российских интересов из региона. В итоге активно идет процесс замещения российского образовательного, научного, инвестиционного, технического, военного присутствия западными конкурентами.

– Информационная политика Запада сконструирована таким образом, чтобы дискредитировать Россию в масс-медиа, акцентировать российские проблемы, просчеты, недостатки, представляя в негативном виде процессы, развертывающиеся в сферах, связанных с бизнесом, управлением, менеджментом и т.п., что способствует созданию в глазах арабов стойкого в своей непривлекательности образа России.

– Соответственно этому политическое присутствие западных стран на Арабском Востоке обозначено более рельефно и весомо, чем российское. Обращения арабских лидеров к российской дипломатии на этом фоне могут расцениваться как отчаянные попытки найти противовес Западу и побудить Россию к действиям сообразно значимости событий.

По существу, западному давлению на общественное сознание в арабском мире в настоящее время противостоят три момента, способные действовать в интересах России, причем без участия самой России.

– Запад в определенной мере дискредитировал свое реноме в глазах арабского мира сотрудничеством с Израилем, поддержка которого в ближневосточном конфликте воспринимается арабами как проявление антиарабизма, который после терактов в США перешел на бытовой уровень не только в этих последних, но и в их сателлитах, особенно во вновь обращенных из числа бывших союзников СССР, что не способствует росту симпатий к Западу в арабской среде.

– Силовые методы, применяемые ныне США в Афганистане, и угроза применения их в отношении некоторых арабских стран также не способствует росту симпатий к Западу в арабском мире.

– Россию сближают с арабскими странами общие проблемы, связанные с длительным пребыванием в состоянии переходности, созданием предпосылок для последовательных реформ, разгосударствлением, приватизацией госсобственности и созданием анклавов частного предпринимательства как альтернативы ей, внедрением рыночных механизмов управления экономикой, формированием основ гражданского общества и изживанием основ авторитаризма.

Однако действенность этих факторов не следует преувеличивать. Активное их эксплуатация возможна только при целенаправленной политике, систематическом акцентировании этих моментов, превращении их в постоянный фактор влияния на общественное сознание в арабском мире.

Помимо отмеченных, имеются и другие весомые обстоятельства, влияние которых на политику России в ближневосточном регионе необходимо учитывать.

Это, во-первых, глобализация, которая к настоящему времени проявляется как стратегическое направление современного развития мирового экономического пространства. Это явление оформлено в организационную структуру в виде ВТО и охватывает подавляющее большинство стран мира, в число которых входят 12 арабских государств, из них восемь имеют статус полноправных членов этой структуры. Очевидно, что будущее – за этим процессом, и России следует ориентироваться на максимальное использование преимуществ международного разделения труда и интеграции в мировую торговую и финансовые системы, но не в ущерб экономической самостоятельности. В изоляции же от этих процессов Россия не сможет полноценно взаимодействовать с арабскими партнерами, функционирующими экономически в иной системе координат.

Во-вторых, энергоресурсы являются тем фактором, который имеет определяющее значение не только в мировой экономике, но и способен при некоторых обстоятельствах одновременно служить объединяющим и разъединяющим началом в отношениях России с арабскими нефтеэкспортирующими государствами. Известно, что прямой конфронтации в области сбыта нефтепродуктов между ними не отмечается. Однако благополучие России и перспективы добычи нефти в российских пределах во многом соотносятся с проблемами ценообразования на жидкие углеводороды в арабских нефтедобывающих государствах Персидского залива. В этих обстоятельствах со стороны России необходима тонкая и взвешенная линия поведения по отношению к этим последним в вопросах взаимодействия с ними на направлениях, связанных с конъюнктурой мирового рынка нефти. России выгоднее сохранять статус наблюдателя в ОПЕК, что позволяет ей формально участвовать в работе организации, одновременно не возлагая на себя обязательств по выполнению ее решений.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.