Рефераты. Кипрская проблема во внешней политике Турции

Кипрская проблема во внешней политике Турции

Реферат

Кипрская проблема во внешней политике Турции

Начиная с 50-х годов прошлого века, когда на Ближнем Востоке были открыты огромные запасы нефти, Кипр благодаря своему местоположению в непосредственной близости от данного региона приобрел важнейшее геостратегическое значение. Другим определяющим моментом заинтересованности в обладании островом была возможность вмешиваться с его территории в конфликты в регионе.

На основании Цюрихско-лондонских соглашений, подписанных в феврале 1959 г., Турция, Греция и Великобритания стали гарантами киприотской конституции и территориальной целостности острова. При этом турки-киприоты особенно настаивали на том, чтобы их рассматривали не как меньшинство, а как одну из двух равноправных общин-соучредительниц нового государства. Поэтому Великобритания во избежание конфликтов после провозглашения независимости попыталась разработать для будущей республики такую конституцию, которая позволила бы обеим общинам проживать на острове, создав систему юридических противовесов. С принятием конституции Кипра в августе 1960 г. остров был объявлен двухнациональной республикой. Энозис, т.е. присоединение к Греции, был запрещен. Кроме того, Кипру запрещалось вступать в любые союзы, куда не входили Турция и Греция. Президентом Республики Кипр стал грек, а вице-президентом турок. Оба они избирались населением на пять лет: президент – греческой общиной, вице-президент – турецкой. По всем решениям, касающимся вопросов внешней политики, обороны и безопасности, они оба имели право вето. Семь министров в кабинете из десяти человек были греками, и три – турками. Конституция предоставляла возможность греческим и турецким депутатам сепаратно принимать решения по вопросам, связанным с избирательным законодательством, введением пошлин и налогов. Обе общины сохраняли автономию в решении своих внутренних вопросов. В парламенте 35 депутатам-грекам противостояли 15 турецких парламентариев, а в формирующейся армии соотношение вообще должно было составлять 6 к 4 притом, что греки-киприоты составляли 77% населения острова, а турки – чуть больше 18%. Тот факт, что последние получили непропорциональное 30%-е представительство в государственных учреждениях, создал почву для новых конфликтов. Ситуация усугублялась тем, что между Турцией и Грецией отношения также были достаточно напряженные.

30 ноября 1963 г. президент Кипра Макариос при прямой поддержке Греции попытался изменить конституцию в тринадцати параграфах. Он пошел на это частично из-за давления греческих националистов. Большинство поправок было нацелено на уменьшение прав турок-киприотов. Эту политику турецкая сторона назвала «апартеидом», поскольку турецким киприотам было запрещено проживать в крупнейших городах острова, и большинство турок было перемещено в зоны своего компактного проживания, расположенные в северной части Кипра. Тогда же им было запрещено осуществлять многие доходные торговые операции, участвовать в туристическом бизнесе, а также создавать рынки и магазины рядом с греческими торговыми точками. Таким образом, политика греческих властей была направлена на полную изоляцию турецкой общины. Сразу после вспыхнувшего конфликта вице-президент, турецко-киприотские министры, члены палаты представителей и чиновники перебрались в турецкую часть Никосии и отказались участвовать в управлении страной. С тех пор Кипр управлялся правительством в неполном составе, при этом конституция 1960 г. оставалась в силе. Однако турецкая община лишилась всех источников государственной материальной поддержки. Фактически она вынуждена была находиться в экономическом и административном вакууме.

Спустя месяц начались переговоры госсекретаря США Ачесона с представителями Турции и Греции. Согласно плану Ачесона, в северо-восточной части острова, где проживали турки-киприоты, Турция имела право разместить свои войска. Однако Макариос отклонил эту идею, заявив, что это узаконит раздел острова, и соглашение достигнуто не было. 4 марта 1964 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о введении на остров Сил по поддержанию мира. Генеральный секретарь ООН в своем отчете от 10 сентября 1964 г. (С/5950) писал: «После вспышки насилия 21 декабря 1963 г. был введен ряд ограничений, ущемляющих права турок-киприотов. В результате ограничения свободы передвижения по дорогам турецкая община оказалась в изоляции. Это принесло лишения и нужду членам общины и серьезно сказалось на их экономической деятельности». В следующем отчете Генерального секретаря ООН от 8 декабря 1967 г. (С/8286) отмечалось: «126. В связи с беспорядками, которые начались в декабре 1963 г. и продолжались в первой половине 1964 г., тысячи турок-киприотов бежали из своих домов, унося с собой только то, что могли увезти в машине или унести в руках. Они искали убежища в турецких деревнях и районах, считая эти места более безопасными». Под давлением ООН, США и Великобритании Макариос согласился на неофициальные предварительные переговоры с представителями турецкой общины. Одновременно с этим он принял решение убрать заграждения и открыть дороги, ведущие в турецкие районы.

В 1968 г. начались переговоры между двумя общинами. Греки-киприоты выступали за сохранение государственного единства, тогда как турки-киприоты предпочитали федеративную систему и предоставление равного статуса с греческой общиной.

Существовала и небольшая группа греков-киприотов, требовавшая немедленного воссоединения с Грецией.

Ситуация на острове к 1974 г. резко обострилась, и на Кипр прибыл 20-тысячный греческий корпус. 15 июля 1974 г. в результате переворота архиепископ Макариос был свергнут с поста президента греческими националистами из организации ЭОКА при поддержке греческой военной хунты с целью присоединения острова к Греции. Премьер-министр Турции БюлентЭджевит прилетел 17 июля в Лондон с попыткой убедить британское правительство в том, что как два гаранта обе стороны должны совместно вмешаться в ход событий для предотвращения полного захвата Кипра Грецией. Однако Великобритания предпочла бездействовать.

20 июля Турция ввела свои войска в северо-восточную часть острова. По версии Анкары, это была миротворческая операция. Турция обосновала вторжение своим правом гаранта в соответствии со статьей 4(2) Договора о гарантии, чтобы отстоять независимость острова, восстановить конституционный порядок и положить конец страшному уничтожению людей и материальных ценностей. 23 июля обе хунты в Греции и на Кипре пали. Совет Безопасности ООН в соответствующих резолюциях призвал к выводу иностранных войск с Кипра. Министры иностранных дел Турции, Греции и Великобритании провели переговоры в Женеве с 25 по 30 июля, в результате которых была подписана совместная Мирная декларация по Кипру. На следующем саммите, который прошел в том же составе 8 августа, выяснилось, что ни одно из положений Женевской декларации не было выполнено. Как следствие этого началась вторая турецкая операция. 14 августа турецкая армия заняла 37% территории Кипра. Вслед за прекращением огня Турция пригласила Грецию и представителей греческой общины Кипра на новую конференцию по урегулированию кипрского вопроса с участием трех государств-гарантов и представителей обеих общин острова. Турки потребовали автономии в составе федеративного Кипра, состоящего из двух зон. Премьер-министр Турции Эджевит заверил, что его страна проявит понимание и гибкость в вопросе пересмотра демаркационной линии и ускорит поэтапное сокращение своих вооруженных сил. Тем не менее Греция и община греков-киприотов отвергли данное предложение. 21 июля было подписано перемирие между руководителями турецкой общины Кипра и Турцией, с одной стороны, и правительством Республики Кипр, в которое тогда входили только представители греческой общины острова, и Грецией – с другой. В результате с 1974 г. греческих и турецких киприотов разделяет «зеленая линия», контроль над которой осуществляет ООН.

На острове размещены более 30 тысяч турецких военных, а Никосия остается последней европейской столицей, разделенной на две части. 25–26 августа 1974 г. Генеральный секретарь ООН посетил остров и провел консультации с греческой и турецкой сторонами. Их результатом стало начало двусторонних переговоров в Никосии между Денкташем и Макариосом. Эти переговоры проводились еженедельно в присутствии специального представителя Генерального Секретаря ООН на Кипре и касались гуманитарных вопросов. Их итогом стал обмен населением – турки-киприоты переселились на оккупированную турецкими войсками часть Кипра, а греки-киприоты – на юг страны. Макариос сформировал на Кипре чисто греческую администрацию и представил ее как правительство Кипра. В свою очередь, Турция начала размещать поселенцев на острове, пытаясь увеличить турецкое население. В 1975 г. турецко-кипрская администрация провозгласила в северном регионе Турецкое федеративное государство Кипр.

После смерти Макариоса президентом Кипра в 1978 г. был избран СпиросКиприану. Он твердо проводил курс на сохранение единства страны. К тому же греки-киприоты время от времени устраивали демонстрации, требуя возвращения в родные деревни на севере Кипра. В результате переговоров Денкташа с Киприану в 1979 г. был обоюдно одобрен документ о создании федерации. Но данный договор Денкташ так и не подписал.

15 ноября 1983 г. была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), президентом которой стал РауфДенкташ. Однако в резолюции Совета Безопасности ООН № 541/83 это образование было объявлено незаконным и юридически не существующим. В документе заявлялось, что согласно принципам международного права, урегулирование должно основываться на существовании на острове кипрского государства в форме двухобщинной и двузональной федерации, включающей две политически равные общины – греческую и турецкую. Это государство должно обладать единым суверенитетом, гражданством и единой международной правосубъектностью. ООН рекомендовала всем своим членам не признавать ТРСК. В свою очередь, ЕЭС объявило о введении эмбарго против нового государства. Мировое сообщество рассматривало провозглашение ТРСК как опасный прецедент для многих стран, на территориальную целостность которых посягают сепаратисты национальных меньшинств. Премьер-министр Турции Тургут Озал совместно с МИДом первоначально выразил отрицательное отношение к созданию ТРСК. Однако с провозглашением нового государства конституция и избирательная система были изменены, что позволило Денкташу и его Национальной единой партии остаться у власти на многие годы. Впоследствии ТРСК была признана только Турцией. Связи между обеими частями Кипра фактически прервались. Отныне представители лишь греческой общины формируют правительство и представляют Кипр во всех международных организациях.

В 1984 г. ТРСК согласилась на вывод иностранных войск, открытие международного аэропорта в Никосии и обсуждение проблем свободы передвижения, свободы выбора местожительства и прав на собственность. Однако принятие этих принципов ТРСК поставила в зависимость от согласия Республики Кипр на трактовку термина «федерация» как образования, в котором каждая община будет располагать особыми правами, входящими доселе в компетенцию центрального правительства. В итоге переговоры зашли в тупик, и в 1985 г. турецкая община приняла свою конституцию.

В 1990 г. правительство Кипра заявило о своем стремлении вступить в Европейский Союз. В ЕС к этим планам отнеслись положительно. Но Анкара с самого начала заявила о своем неодобрительном отношении к стремлению правительства Кипра в Евросоюз. Власти Турции аргументировали свою позицию тем, что заявку в ЕС подало правительство, за которым турецкая община острова не признавала права представлять ее интересы.

В ноябре 1992 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали предложил создать на Кипре федеративную республику с президентом из греков-киприотов и вице-президентом из турок-киприотов. ТРСК отклонила ряд аспектов предложений ООН, потребовав, чтобы каждая из зон острова была суверенной, а возвращение беженцев в ТРСК сопровождалось такими жесткими условиями, которые сделали данный план практически неосуществимым. По итогам провалившихся переговоров Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 2.789, в которой указал, что на Турции лежит прямая ответственность за неурегулированность кипрской проблемы.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.