Рефераты. Кавказские конфликты: мирное урегулирование под эгидой ООН

 

Нагорно-Карабахский конфликт


Армяно-азербайджанский конфликт, как все этнополитические конфликты, имеет свои исторические корни, но основные события, приведшие к кровопролитным столкновениям начали разворачиваться в начале 1988 г. В январе этого года все районные советы Нагорно-Карабахской области, за исключением населенного азербайджанцами Шушинского района, приняли резолюции, призывающие к переходу региона от Азербайджана к Армении.20 февраля 1988 года областной совет Нагорного Карабаха направил обращения к парламентам (Верховным Советам) Армении, Азербайджана и Советского Союза с просьбой о присоединении области к Армении (азербайджанское меньшинство в Совете не принимало участия в голосовании).

Обращение Нагорного Карабаха в Азербайджане было, конечно, встречено негативно. Конфликт был сильно отягощен антиармянским погромом, организованным в азербайджанском городе Сумгаите в конце февраля 1988 года - первым взрывом этнического насилия в новейшей советской истории. Соответственно уровень насилия в споре о Нагорном Карабахе вырос.

В июле 1988 года Президиум Верховного Совета СССР недвусмысленно отклонил просьбу Нагорного Карабаха о присоединении к Армении (месяцем раньше обращение было поддержано парламентом Армении под сильным давлением народа и, конечно, отклонено азербайджанским парламентом).

В начальной фазе конфликта обе стороны редко или даже ни разу не обращались к международным правовым нормам, полагаясь главным образом на все еще господствующую марксистско-ленинскую идеологию и советскую конституцию.

Весной и летом 1991 года советские войска, поддерживаемые милицией и войсками МВД Азербайджана, атаковали прилегающие к Нагорному Карабаху армянские деревни с целью силового решения назревавшего конфликта. Так называемая операция "Кольцо" была прекращена только после провала августовского (1991 г) путча в Москве[47].

К этому времени ситуация в Нагорном Карабахе претерпела существенные изменения. Местная политическая элита, отличающаяся по своей политической ориентации от руководства Армении, больше не настаивала на объединении с Арменией, явно предпочитая независимость. Сессия областного Совета провозгласила 2 сентября бывшую автономную область Республикой Нагорного Карабаха (РНК), включив в нее также населенный армянами Шаумянский район Азербайджана.26 ноября Азербайджан ответил на это аннулированием автономного статуса Нагорного Карабаха. Самопровозглашенная республика провела 10 декабря 1991 г. референдум о независимости и после парламентских выборов в конце декабря приняла (6 января 1992 г) Декларацию независимости.

Враждебные действия между Карабахом и Азербайджаном усилилась после того, как противники получили (легально, а чаще нелегально) тяжелое вооружение из бывших советских войсковых частей, а также от Турции. Небольшое количество турецких военных советников обучали азербайджанских призывников, а около 2000 афганских моджахедов были наняты азербайджанской армией. С обеих сторон использовались российские и украинские наемники. Однако объективные преимущества Азербайджана в людском и экономическом потенциале компенсировались превосходством военной выучки и дисциплиной, проявляемыми карабахскими силами. После ряда наступлений, отходов и контрнаступлений Нагорный Карабах взял под контроль теперь весь юго-западный угол Азербайджана вплоть до границы с Ираном, что составляет около 20 процентов всей территории бывшей Азербайджанской ССР; сюда также входят все земли, отделявшие республику от Армении. Население занятых территорий теперь стало беженцами в других частях Азербайджана. Древняя столица страны - Шуша 9 мая 1992 года была занята карабахскими войсками, и с этого дня этот день празднуется в Карабахе как День победы.

Все это привело к возникновению и постепенной, но неуклонной эскалации карабахскою конфликта и образованию фактически независимой, тесными узами связанной с Арменией Нагорно-Карабахской республики. Отметим лишь то, что, по имеющимся данным, в ходе карабахского конфликта погибло около 10 тыс. человек. Число покинувших Армению беженцев азербайджанские авторы оценивают в 165 тыс., хотя армянские источники оспаривают эти данные[48]. После бегства азербайджанского населения Армения стала практически однородной в этническом, культурном и конфессиональном отношении страной. Лозунг присоединения Карабаха к Армении пользуется широкой поддержкой населения страны, хотя руководство самой Армении отказалось (по-видимому, из тактических соображений) от планов присоединения Карабаха к Армении и выступило за предоставление народу Карабаха права самому решать свою судьбу.

К настоящему времени НКР установила и удерживает контроль практически над всей территорией бывшей автономии, за исключением части Мардакертского района, а также удерживает так называемый "лачинский коридор", Шушу, Кельбаджар. Несмотря на подписанное 12 мая 1994 г. Соглашение о прекращении огня, которое в целом соблюдается, противоречия между конфликтующими сторонами по ключевым вопросам сохраняются и вряд ли последует их удовлетворительное разрешение в обозримой перспективе.


Литература


1.                 Резолюции Совета Безопасности ООН // #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Резолюция Совета Безопасности ООН №849 (1993) от 9 июля 1993 года//#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Резолюция Совета Безопасности ООН №858 (1993) от 24 августа 1993 года//#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Резолюция Совета Безопасности ООН №858 (1993) от 24 августа 1993 года//#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4]  Резолюция Совета Безопасности ООН №876 (1993) от 19 октября 1993 года//#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Резолюция Совета Безопасности ООН №881 (1993) от 4 ноября 1993 года//#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Резолюция Совета Безопасности ООН №892 (1993) от 22 декабря 1993 года//#"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Документы ООН, посвященные грузино-абхазскому конфликту//#"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Отаров П. Степин Н. Абхазия и Грузия. Вместе или рядом? //#"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Цит по Алаев Э.Б. Региональные этнические конфликты // Федерализм, 1996. №1 с. 17

[10] Резолюция Совета Безопасности ООН №993 (1995) от 12 мая 1993 года//#"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Документ Бодена//#"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Цит. по Документ Бодена//#"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Алексидзе Л. Абхазский вопрос //#"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Документы ООН S/24542 (10 сентября 1992), S/24637 (8 октября 1992), S/25198 (29 января 1993) и S/26032 (2 июля 1993) //#"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Резолюции СБ ООН 849 (8 июля 1993), 858 (24 августа 1993) и 876 (19 октября 1993). //#"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Резолюции СБ ООН 876 (19 октября 1993), параграф 2, и 884 (12 ноября 1993), параграф 1//#"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Резолюция СБ ООН 896 (31 января 1994), параграф 12. //#"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Там же, параграф 11

[19] Резолюция СБ ООН 876 (19 октября 1993), параграф 2. //#"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Там же, параграф 4.

[21] Резолюции СБ ООН 822 (29 апреля 1993), параграф 2; //#"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Устав ООН, ст. 2, параграф 4.

[23] Резолюции СБ ООН 876 (19 октября 1993), параграф 7, //#"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] Там же параграф 8

[25] Резолюции СБ ООН 849 (8 июля 1993), параграф 4; 876 (19 октября 1993), параграф 9; 881 (3 ноября 1993), параграф 2//#"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Резолюция СБ ООН 858 (24 августа 1993), параграф 6. //#"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Резолюции СБ ООН 892 (22 декабря 1993), параграф 5; //#"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] United Nations Inter-Agency Consolidated Appeal for Emergency Humanitarian Assistance for the Most Vulnerable Among the Conflict — Affected Population in Georgia. // Department of Humanitarian Affairs. February 1993. UN Document DHA/93/37.

[29] Резолюция СБ ООН 776 (14 сентября 1992) //#"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] Резолюция СБ ООН 777 (19 сентября 1992), параграф 1. //#"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31] Рекомендация резолюции СБ ООН 763 (6 июля 1992). //#"#_ftnref32" name="_ftn32" title="">[32] Резолюция СБ ООН 876 (19 октября 1993), параграф 8//#"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">[33] Документ ООН S/26023 (1 июля 1993), параграфы 8 — 11//#"#_ftnref34" name="_ftn34" title="">[34] Там же

[35] Резолюция СБ ООН 881 (3 ноября 1993), 4-я преамбула и параграф 4//#"#_ftnref36" name="_ftn36" title="">[36] См. документы ООН S/1994/253 (3 марта 1994) и S/1994/312 (18 марта 1994).

[37] Резолюция СБ ООН 896 (31 января 1994), 5-я преамбула//#"#_ftnref38" name="_ftn38" title="">[38] Документ ООН S/1994/80 (25 января 1994), параграф 22

[39] Документ ООН S/1994/583, приложение I

[40] Цит. по Борисов И. Грузино-осетинский конфликт Процесс урегулирования и его перспективы//Азия и Африка сегодня 2001 N4.- С.2

[41] Thirteenth Meeting of the CSO. Journal N 5. Annex 1. Helsinki. 3 July 1992

[42] Helsinki Additional Meeting of the CSCE Council. Summary of Conclusions, Helsinki. 24 March 1992. Para. 2.

[43] Александров Г. С Россией навсегда, с Грузией никогда //#"#_ftnref44" name="_ftn44" title="">[44] Thirty-First Meeting of the Vienna Group of the CSO. Text on the Situation in Georgia. Journal. Annex 2. Vienna. 7 October 1993

[45] Twenty-Sixth Plenary Meeting of the Vienna Group of the CSO. Journal. Vienna. 26 August 1993. P. 1 — 2

[46] Fourth Meeting of the CSCE Council. Decisions. Rome. 30 November — 1 December 1993. chapter I, point 3.4.

[47] Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. "Международные отношения", М., 2001. с. 176

[48] Спорные границы на Кавказе – М., 1996


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.