Рефераты. История взаимоотношений Турции с Европейским Союзом

Особо острый характер отношения Турции с ЕС приобрели в конце 1997 г. в связи с обнародованием планов Евросоюза о начале переговоров о полноправном членстве с Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией, Эстонией и Кипром. В Анкаре то обстоятельство, что ни в этом, ни в "перспективном" списке кандидатов на вступление в ЕС Турция вообще не была обозначена, было воспринято весьма болезненно. Таким образом, после состоявшегося в декабре 1997 г. саммита ЕС в Люксембурге отношения Турции и Европейского Союза отмечены нарастающей степенью охлаждения. Причина состоит в том, что ЕС до сих пор не разработал ясной и удовлетворительной концепции своих отношений с Турцией, так как в турецко-европейских отношениях того времени преобладала большей частью неопределенность по поводу путей выхода из возникшего тупика. Но ее геостратегическое положение, особое место в мусульманском и тюркском мире, а также ее прочные связи с западными странами позволили Турции, несмотря на все недостатки, продолжать добиваться полноправного членства в ЕС.

В декабре 1999 г. на саммите Европейского союза в Хельсинки Турция официально была включена в список претендентов в члены Евросоюза.

Сейчас страна с большим трудом выбирается из недавнего финансового кризиса. Для этого в прошлом году ей пришлось взять в долг у Международного валютного фонда 15 миллиардов долларов.

Жители городов с населением менее 20 тыс. человек в 1999 г. заработали в среднем 1966 американских долларов. С 2000 г. их доход из-за кризиса снизился на 34,9%, составив 1280 долларов. В крупных городах с населением более 20 тыс. этот показатель уменьшился на 34,5% с 7753 долларов до 5105 долларов.

Об этом в эфире экономического телеканала CNBC-e заявил руководитель Фонда исследования данных д-р Сезгин Тюзюн.

Также по его данным, в связи со снижением доверия населения из-за экономического кризиса вырос удельный вес текущих расходов в структуре доходов населения. С 2000 г. этот показатель вырос на 7%. Европейский Союз незамедлительно отреагировал на сложившуюся ситуацию.11 декабря 2000 г. на конференции в Ницце страны-члены ЕС фактически отодвинули Турцию на последнее место в списке кандидатов на присоединение к этой организации. Во всяком случае, их лидеры не упомянули Турцию, когда планировали пересмотр методов работы ЕС, связанной с расширением группы в восточном направлении.

В настоящее время турецкое руководство считает вступление в Европейский Союз главным приоритетом своей внешней политики.

На встрече на высшем уровне в Laeken в декабре 2001 года ЕС определила Турцию как "страну, чьи перспективы вхождения в союз очень велики". Однако саммит ЕС, который прошел в Копенгагене 12-13 декабря 2002 года, оставил Турцию в числе претендентов на полноправное членство в Союзе до 2005 г.

В то же время перспективы экономического развития Турции, с одной стороны, весьма благоприятны. Экономика страны является самой быстро растущей в Европе, Турция - лидер в производстве бытовой техники и продукции автомобильной промышленности. Средний ежегодный показатель роста ВВП в течение ближайшего десятилетия, как планируется, составит 5,5%, это вдвое превышает темпы планируемого роста экономики Европейского Союза. Турция имеет частный сектор, который и обеспечивает указанную динамику экономического развития. Конгломераты Коч, Сабанджи, Доган, Зорлу, Чукурова являются крупными холдингами не только в стране, но и в мировом масштабе. Благоприятное будущее турецкой экономике должны обеспечить пять факторов:

самый низкий средний возраст населения в Европе;

непрерывный рост уровня образования;

стоимость рабочей силы (ниже, чем во многих других европейских странах);

возможность экспортировать товары в страны Евросоюза без уплаты таможенных пошлин благодаря соглашению о таможенном союзе;

стратегическое положение на стыке азиатского, европейского и ближневосточного рынков.

В настоящее время Турция осуществляет напряженную, поддерживаемую МВФ экономическую программу, которая привела к макроэкономической стабилизации. Особое место в турецкой экономике занимает экспорт промышленных товаров.

Стремительный рост показывает экспорт Турции в Великобританию. За первые 9 месяцев 2003 г. экспорт на туманный Альбион возрос на 30%.

По данным Государственного института статистики Турции, за этот период Турция экспортировала в Великобританию товаров на 2 млрд.68,5 млн. долл. Это на 30% больше показателя за аналогичный период 2002 г. - 1 млрд.591 млн. долл. Таким образом, Великобритания заняла третью строчку в экспорте Турции после Германии и США, потеснив Италию на четвертую позицию. Крупнейший внешнеторговый партнер Турции Германия показал рост лишь в 2,9%, купив товаров на 4 млрд.144,2 млн. долл. Торговля с США даже сократилась на 3,8%. Экспорт в Италию вырос на 9,4%, во Францию - на 6,6%. Таким образом, удельный вес 6 крупнейших внешнеторговых партнеров Турции - Германии, США, Великобритании, Италии, Франции и России - составил 50,4% всего экспорта Турции. Общий объем экспортных поставок в эти страны за первые 9 месяцев 2002 г. составил 12 млрд.565,5 млн. долларов, что на 6,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Весьма успешно действуют за рубежом турецкие строительные компании. Проекты с участием турецкого капитала связаны с модернизацией аэропортов, энергетикой, металлообработкой, строительством газо- и нефтепроводов, поиском и добычей нефти, инвестициями в текстильную промышленность, обработку кожи и производство аппаратуры.

Турецкие строительные компании также начали инвестирование в Германии и восточноевропейских странах.

Однако, с другой стороны, из-за финансового кризиса экономическое положение Турции остается нестабильным. Сейчас правительство проводит ряд преобразований в турецкой экономике (банковская реформа и среднесрочная реформа налоговой политики и государственных расходов). Но несмотря на успешное проведение реформ, перспективы экономического роста в Турции остаются довольно неясными. Так, после более чем 9% -ного спада ВВП в 2001 г., в 2002 году рост валового продукта страны планировался на уровне только 3%. Пока что последние данные говорят о росте промышленного производства, где уровень использования производственных отраслей вырос с 74% в апреле до 75,7% в мае. Кроме того, о возрождении турецкой экономики говорит и значительный рост импорта (более 32% роста в апреле 2002 г. по сравнению с апрелем 2001), главную часть которого составляют сырье и полуфабрикаты. Рост же импорта в Турции, как правило, тесно связан с ростом ВВП. Согласно результатам последнего майского опроса, в промышленности более 68% руководителей компаний заявили о росте производства, тогда как только 19% опрошенных заявили о спаде.

Куда большие опасения вызывают у аналитиков состояние государственного долга и валютный курс турецкой лиры. Так, после ухода в 2002 г. ряда министров из правительства два ведущих рейтинговых агентства мира - Standard&Poor's и Moody's почти одновременно (10 и 11 июля) сменили прогноз своих рейтингов для госдолга страны и прогноз стабильности турецкой лиры со "стабильного" на "негативный". Снижение кредитных рейтингов может серьезно повлиять на настроение иностранных инвесторов, которые еще остались в стране после кризиса 2001 г. В своем комментарии аналитики агентства Moody's главной причиной ухудшения прогноза называют распад трехлетней политической коалиции, что может привести к замедлению экономических преобразований в стране и ухудшению ситуации на финансовых рынках в условиях мировой экономической нестабильности. Аналитики также отметили успехи правительства за последний год, особенно возобновление экономического роста, снижение темпов инфляции и процентных ставок.

Таким образом, чтобы стать полноправным членом ЕС, Турции необходима огромная работа в экономической области. ЕС явно не рискнет принять в свои ряды страну с 50% -ной инфляцией, высоким уровнем безработицы, огромным дефицитом бюджета, значительным вмешательством государства в экономику, диспропорцией территориального социально-экономического развития, характеризующейся тем, что 90% промышленного производства сосредоточено в Стамбуле, Измире и Бурсе. Высокие военные расходы, низкий уровень обеспечения медицинского обслуживания и образования, ряд других проблем, отраженных в соответствующих документах ЕС, ждут своего решения. Требования ЕС включают в себя реализацию одобренной МВФ и ВБ программы структурных реформ, борьбу с инфляцией, прозрачность налоговой политики государства, реформирование аграрного сектора, снижение доли участия государства в экономике, контроль за государственными дотациями.

Итак, на этом этапе своего развития Турция не вписывается в рамки, приемлемые для страны-члена Евросоюза ни по достигнутому уровню социально-экономического развития, ни с точки зрения показателей эффективности экономики. Стране предстоит проделать еще весьма значительное расстояние на пути к полному членству в ЕС.

Еще до начала саммита в Копенгагене, который прошел 12-13 декабря 2002 г., страны-члены Евросоюза по-разному рассматривали требование Турции здесь же на саммите назначить дату начала официальных переговоров о ее вступлении в ЕС. Это требование поддержали Соединенные Штаты, а также Великобритания и Греция, к которой в январе переходит пост коллективного председателя ЕС. США настаивают на том, чтобы Европейский Союз начал переговоры с Турцией о вступлении в ЕС как можно быстрее. (Турция имеет довольно тесные военные связи с США, часть американских воздушных сил расположена на воздушной базе Инджирлик (Incirlic), и сотрудничество с ней будет существенно важным в случае нападения США на Ирак).

По словам Сезера, поддержку Анкаре при определении сроков переговоров о вступлении в ЕС обещали руководители правительств Испании, Португалии, Италии и Великобритании.

Британский дипломат заявил: "Многое зависит от следующего шага Турции. Турция достигла значительного прогресса, и это не следует оставлять без внимания."

Однако далеко не все европейские страны готовы поддержать Турцию в ее стремлении скорейшего вступления в ЕС в качестве полноправного члена. Довольно неожиданным стало для Турции заявление бывшего французского президента, а ныне председателя Конвенции о будущем Европы Валери Жискара д'Эстена. Он заявил, что нельзя принимать Турцию в ЕС потому, что "это важная, близкая к Европе, но не европейская страна. Наши законы и наша система управления привычны для европейцев. Турция же - страна с другой культурой и другим стилем жизни. Принятие такой страны в союз неизбежно породит внутренние проблемы, а наша задача сейчас - интеграция, а не решение внутренних проблем. Кроме того, в случае принятия в ЕС Турция станет самым большим государством - членом ЕС, а это значит, что у нее будет больше всего мест в Европарламенте и мы снова придем к противостоянию Востока и Запада".

Вхождение Турции в Евросоюз было бы "концом Европы", по заявлению Валери Жискара д'Эстена. По его словам, люди, поддерживающие принятие Турции, - "антагонисты Европейского союза": "Ее столица не в Европе, 95% ее населения живет вне Европы, это не европейская страна".

Жискара д'Эстена тревожит, что Турция, насчитывая сейчас 66 миллионов человек (а к 2015 г. население Турции при сохранении нынешних темпов прироста превысит 80 млн. человек), может стать самой населенной страной Евросоюза, что позволит ей иметь больше всех депутатов в Европарламенте и, соответственно, она окажется в состоянии эффективно влиять на решения организации, хотя по уровню дохода на душу населения скорее всего останется на последней позиции. По его мнению, если ЕС начнет переговоры с Турцией о вступлении, сразу же поступят аналогичные заявления от Марокко и других неевропейских стран. И хотя на Валери Жискара д'Эстена обрушилась лавина критики от "политкорректных" политиков, он сказал то, о чем многие думают, но не решаются произнести вслух. Эту же точку зрения разделяют, например, Финляндия и Швеция.

Эти жесткие слова прозвучали на фоне непрекращающихся споров о том, совместима ли Турция с Европой культурно и географически. Европейские правые утверждают, что Турция не является частью Старого Света, и как заявил один видный функционер ЕС, способны вновь оживить опасения Анкары о том, что Европейский союз пытается сохранить себя в качестве христианского клуба. Официальный Брюссель, правда, сразу же опроверг слова о том, что принятие Турции в ЕС стало бы катастрофой.

Таким образом, большинство европейских лидеров считает, что пока рано вести разговоры об интеграции Турции в состав Европейского Союза. По мнению некоторых европейских специалистов, во многих сферах Турция еще не соответствует стандартам, предъявляемым к членам этого европейского альянса. Европейские политики считают, что турецкому руководству необходимо дальше продвинуться в проведении демократических реформ в своей стране. Однако основными аргументами против вступления Анкары в Евросоюз являются все-таки экономические причины, которые, подводя итоги, можно охарактеризовать следующим образом: это сохраняющаяся низкая степень ее совместимости с членами ЕС по целому ряду экономических параметров: разрыв в уровнях социально-экономического развития, неблагоприятные финансово-экономические показатели Турции по сравнению со странами-членами ЕС, в особенности на фоне недавнего глубочайшего кризиса, конкуренция на вступление в ЕС со стороны более развитых стран. Это и объясняет то, что европейское сообщество не спешит начинать переговорный процесс с Анкарой о ее членстве. Хотя, по сообщениям анонимных источников в германском руководстве, ключевые страны ЕС - Франция и Германия - выработали общую позицию в вопросе о членстве Турции в Европейском Союзе. Эти страны предлагают начать переговоры о вступлении Турции в ЕС 1 июля 2005 года. Но это заявление можно расценивать как очередное обещание, к которым Турция уже привыкла, получая их на протяжении длительного процесса взаимоотношений с Европейским Союзом.

Но если посмотреть с другой стороны, возможно, именно статус "вечного кандидата" на вступление в ЕС помог Турции достичь высокого уровня экономического развития по сравнению с другими мусульманскими странами. Ведь Турция, стремясь выполнить все рекомендации Комиссии, постоянно совершенствует свою экономику, модернизируя ее и добиваясь все нового прогресса в той или иной сфере. Быть может, именно такое не совсем определенное положение Турции в ее отношениях с ЕС в какой-то степени приносит положительные результаты для дальнейшего развития страны. Итак, подводя итоги, можно предположить лишь следующее: предстоящие годы должны дать ответ на принципиальный вопрос, который стоит не один десяток лет: быть ли Турции в ЕС? Но это во многом зависит и от самой Турции, от того, какие она предпримет шаги на пути к полноправному членству в ЕС.

турция европейский союз интеграция


Список источников и литературы


1.                Терехов А. Анкара кует свой имидж // Независимая газета, 19.11.2002.

2.                Кунаков В.В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции / Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - М., 1999, с.4.

3.                Турция между Европой и Азией. - М.: Институт востоковедения РАН - Крафт+, 2001, с.344.

4.                Ганкин Л. Конец Европы. http://www.poleznaya.com, 15.11.2002.

5.                Переговоры о вступлении Турции в ЕС начнутся в 2005 году, 6.12.2002. http://www.utro.ru/news/20021206051218115162. shtml

 A


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.