Также активно развивались связи Пакистана с арабскими государствами. Этому в немалой степени содействовала твердая линия Пакистана на ликвидацию остатков колониальной системы, признание завоевавших независимость государств, поддержка их на международной арене. Пакистан признал временное правительство Алжирской Республики, республиканский режим в Северном Йемене, выступил против сохранения на тунисской территории французской военной базы. Через несколько дней после революции в Ливии в 1969 г. Пакистан признал новое республиканское правительство страны. В 1966 г. Пакистан снял свою кандидатуру в пользу Сирии во время выборов непостоянных членов Совета Безопасности. Пакистан неоднократно выступал в миротворческой роли, содействовал нормализации отношений между мусульманскими странами (так, в 1968 г. он выступил в роли посредника между Ираном и ОАР).
Начальный период пребывания Пакистана в ОИК совпал с резкой активизацией его деятельности на Ближнем и Среднем Востоке. В 1971 г. в Восточном Пакистане в результате победы национального движения местного населения – бенгальцев – при поддержке Индии возникло независимое государство Народная Республика Бангладеш. Пакистан потерял больше половины своего населения. Оказались разорванными все торгово-экономические связи между двумя частямибывшего единого государства, потеряны источники сырья и рынки сбыта. В кратчайшие сроки под руководством энергичного руководителя З.А.Бхутто внешнеэкономические связи Пакистана были переориентированы на мусульманские страны Западной Азии. Между ними вскоре развились широкие финансово-торговые отношения, культурные и военные связи. В этом регионе Пакистан нашел новые рынки сбыта для своих традиционных и промышленных товаров, источники получения финансовых средств от неожиданно разбогатевших стран, которые только в 1971–1972 гг. предоставили Пакистану займов на сумму в 1196 млн. долл. (четверть всех средств по иностранным займам). Ежегодно из Пакистана выезжали на заработки в ближневосточный регион десятки тысяч человек, результатом чего было резкое увеличение валютных переводов в страну. В этом же направлении, помимо военно-политического эффекта, действовала и посылка в некоторые арабские страны военных советников и целых военных подразделений.
Одновременно Пакистан активно действовал в рамках ОИК. Особенно значительной в этом плане была подготовка и проведение в Лахоре в 1974 г. второй встречи глав государств и правительств исламских стран. Пакистан выступил с рядом инициатив, которые были одобрены участниками встречи. По его предложению был создан Исламский банк развития. Представитель Пакистана стал одним из его директоров, а также членом руководства Исламского фонда солидарности, созданного по решению Лахорской конференции, для финансирования пропаганды исламской идеологии. Пакистан участвовал вработе важных межгосударственных органов мусульманских стран, прежде всего в ежегодно проводившихся конференциях министров иностранных дел. Первое заседание созданной в 1976 г. Исламской конференции по экономическим, социальным и культурным вопросам было проведено в Карачи в январе 1977 г. З.А.Бхутто выступил с предложением о заключении мусульманскими государствами договора об обороне7.
Но своей высшей точки деятельность Пакистана в ОИК достигла во время известных событий в Афганистане. Пакистан в этот период представлял собой «прифронтовое государство», основной плацдарм для ведения подрывных действий против ДРА. В начале января 1980 г. пакистанское правительство потребовало срочного созыва Совета Безопасности для обсуждения «афганского вопроса». По инициативе Пакистана и Саудовской Аравии в январе 1980 г. была созвана чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН для обсуждения «положения в Афганистане»; принятая на сессии резолюция была подготовлена Пакистаном.
Исламабад максимально использовал афганские события и свою роль в мире для укрепления собственных позиций в мусульманском мире как в рамках ОИК, так и вне их. Вместе с Саудовской Аравией Пакистан был главным инициатором созыва чрезвычайной конференции министров иностранных дел стран-членов ОИК, которая состоялась в Исламабаде в январе 1980 г. В принятой конференцией резолюциисодержался призыв к членам ОИК прекратить все виды отношений с ДРА; членство Афганистана в этой организации было приостановлено. В мае того же года в Исламабаде состоялась очередная XI конференция министров иностранных дел стран-членов ОИК. На ней был создан комитет ОИК для «решения афганского кризиса». Ведущую роль в комитете играл глава внешнеполитического ведомства Пакистана. На III конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Эт-Таифе (Саудовская Аравия) в январе 1981 г.пакистанский руководитель генерал М.Зия-уль-Хак всячески стремился активизировать «афганский вопрос», призывал к «постоянному вниманию» к нему исламских государств8. В Пакистане располагался офис спецпредставителя генерального секретаря ОИК по Афганистану. В 1984–88 гг. генеральным секретарем ОИК был пакистанский министр иностранных дел С.Пирзада. Пакистанские лидеры постоянно подчеркивали, что решение афганского вопроса – это «восстановление исламского характера Афганистана». Такая постановка вопроса содействовала повышению роли и престижа Пакистана в мусульманском мире.
Афганская ситуация позволила Пакистану расширить сферу своего влияния в ОИК, активизировать свою деятельность и на других направлениях. На XXXV сессии генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1980 г. Зия-уль-Хак выступил в качестве представителя всех мусульманских стран – членов ОИК. Президент Пакистана был включен в посредническую миссию ОИК для урегулирования ирано-иракского конфликта. Пакистан вошел в состав комитета, созданного в 1981 г. для наблюдения за осуществлением принимаемых ОИК решений. Пакистанский представитель возглавил комиссию ОИК по научному и техническому сотрудничеству. Используя обстановку в Афганистане, пакистанские руководители настойчиво выступали за создание «коллективной безопасности исламского сообщества», надеясь таким образом еще больше поднять свою значимость. Эта идея была выдвинута генералом Зия-уль-Хаком в январе 1980 г. на чрезвычайной сессии ОИК и затем регулярно повторялась на различных международных форумах представителей мусульманских стран. Пакистан выступал также за создание «единого исламского рынка».
В подобных условиях Пакистан успешно развивал экономические, торговые, военные и другие двусторонние связи с богатыми ближневосточными странами. Увеличились финансовые поступления из Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Исламского банка развития, фондаОПЕК. С начала 80-х годов на первое место в торговом обороте Пакистана вышла Саудовская Аравия, Кувейт занял четвертое, а ОАЭ – пятое место9. Умножились переводы иностранной валюты от работающих в странах Ближнего Востока пакистанцев, число которых в середине 1983 г. достигло 2 млн. человек, а поступления составили 2,5 млрд. долл.10
Ближневосточные страны предоставляли Пакистану значительные средства и на военные нужды. Понимая временный характер этих благодеяний, Пакистан стремился к осуществлению совместных проектов в области энергетики, разведки и эксплуатации нефтяных месторождений, промышленного производства. Пакистанские руководители настойчиво призывали к созданию совместно с государствами Персидского залива предприятий по производству оружия.
Ослабление остроты афганской проблемы означало и понижение роли Пакистана в ОИК. Он по своей значимости вернулся на прежнее место обычного члена этой организации, правда, активно выступающего по проблемам, затрагивающим мусульманский мир. В сентябре 1994 г. в Исламабаде проходила чрезвычайная сессия ОИК, на которой основное внимание было уделено ситуации в Боснии и Герцеговине. В марте 1997 г. состоялась внеочередная сессия ОИК в Исламабаде под девизом «Подготовка исламских государств к вступлению в XXI век».
Энергично выступая по проблемам, касающимся исламского мира, Пакистан действовал очень осторожно и взвешенно, когда события выходили за рамки этого мира. Далее во время антииракской кампании в 1991 г., когда немало мусульманских стран поддерживало борьбу с агрессией против Кувейта, Пакистан держался весьма отстраненно. Выступая публично против агрессивных действий вообще, он воздержался от какого-либо участия в подобных акциях. Единственно, что он сделал, это была посылка воинского подразделения, но не в зону боевых действий, а в Саудовскую Аравию для «защиты святых мест», которым никто не угрожал. Это была демонстрацияподдержки Пакистаномобщеисламских ценностей, независимо от конкретной ситуации. Во время антитеррористической кампании в Афганистане Пакистан поддержал коалицию во главе с США. Но, во-первых, сделал он это не сразу, постепенно, довольно осторожно, во-вторых, Пакистану пришлось выступать не против мусульман всей страны, а только их части, и поддерживать другую часть «единоверцев». В-третьих, ему благоприятствовала довольно вялая реакция мусульманских государств на эти события. Действия США в Ираке вызвали в Пакистане реакцию, характерную для многих стран: осуждение действий государств вне рамок ООН, без ее одобрения. Несмотря на давление США, Пакистан не послал свои войска в Ирак. Хотя полностью исключить этого шага в будущем нельзя – он может быть сделан в условиях значительного расширения круга иностранных участников и желания закрепить свои позиции в этой богатой стране, а также в ожидании больших финансовых вливаний со стороны США, особенно при принятии ООН решений, в какой-то степени оправдывающих подобный шаг.
И еще одно, что хотелось бы подчеркнуть. Для Пакистана ОИК является тем практически единственным международным форумом, где можно «отвести душу» для нападок на Индию, что непозволительно делать в других международных организациях. В ОИК такие заявления не только выслушиваются, но и получают одобрение. В периоды обострения пакистано-индийских отношений, во время конфликтов между ними (как, например, было в 1971 г.) ОИК стояла на стороне Пакистана, официально заявляла о его поддержке. Эта организация одобряет требования Пакистана о проведении референдума в Кашмире, об интернационализации этой проблемы, против чего резко выступает Индия. ОИК считает необходимым назначение представителя Генерального секретаря ООН по Кашмиру, а также создание специальной миссии по мониторингу ситуации в конфликтном регионе. На упомянутой выше сессии ОИК «Подготовка исламских государств к вступлению в XXI век» была принята Декларация поКашмиру, в которой зафиксирована поддержка усилий правительства Пакистана по урегулированию кашмирской проблемы. На саммите ОИК в 2002 г. обсуждался вопрос о нарушении прав человека в Кашмире. Было подтверждено право кашмирского народа на самоопределение и принято обращение ко всем странам-членам Организации оказать в этом плане давление на правительство Индии. В связи с резким обострением с конца 2001 г. пакистано-индийских отношений и взрывоопасной ситуацией на «линии контроля», разделяющей «индийскую» и «пакистанскую» части Кашмира, конференция ОИК приветствовала сдержанность, проявленную Исламабадом перед лицом «индийских провокаций» и призвала Нью-Дели и Исламабад предпринять шаги для скорейшего отвода войск от линии их соприкосновения. Однако вся поддержка Пакистана со стороны ОИК в его споре с Индией носила исключительно моральный или морально-политический характер. Никаких практических действий не предпринималось. Никто не хотел столкновений с великой Индией, руководителем Движения неприсоединения, которое, кстати, входит в ОИК на правах наблюдателя.
5 августа 2003 г. в Куала-Лумпуре на встрече с вице-премьером Малайзии А.Бадави президент России В.Путин заявил о желании России – страны с большим мусульманским населением вступить в Организацию Исламская Конференция и выразил надежду на то, что Малайзия после того, как займет пост председателя в ОИК, поддержит Россию в этом стремлении. По его словам, «Россия должна быть представлена в Организации Исламская Конференция, на первом этапе – хотя бы на уровне наблюдателя»11.
Напомним, что в соответствии с Уставом ОИК для принятия решения о вступлении или получении статуса наблюдателя любой мусульманской стране необходима поддержка двух третей государств-членов Организации. В связи с этим следует представить себе позиции по этому вопросу основных участников ОИК, среди которых, несомненно, находитсяПакистан, крупная мусульманская страна, авторитетный член Организации12.
Спустя чуть больше недели после заявления В.Путина в Куала-Лумпуре официальный представитель министерства иностранных дел Пакистана заявил, что Исламабад будет открыто выступать против предоставления членства в ОИК какому-либо немусульманскому государству, в том числе и России13.
По мнению официальных властей, предоставление России членства в ОИК создаст опасный прецедент. Заявление руководства России о том, что в стране проживает более 20 миллионов мусульман и ислам является одной из государственных религий, не может служить поводом для вступления в ОИК. По словам представителя МИД Пакистана, практически в каждой стране есть определенный процент мусульман, и если Организация станет на основании этого условия принимать новых членов, завтра многие государства с мусульманским меньшинством заявят о намерении вступить в ОИК14.
Главное беспокойство Пакистана в связи с желанием России вступить в Организацию Исламская Конференция или даже получить статус наблюдателя связано, конечно, с тем, что это откроет туда путь для Индии, чего Исламабад никогда не допустит.
В индийских политических кругах отмечают, что с момента основания ОИК Пакистан активно противодействует участию Индии в этой организации. По словам бывшего индийского посла в Марокко Гурбаччана Сингха, еще в 1969 г. на конференции в Рабате Индии – третьей в мире по численности мусульманского населения – было отказано в праве вступить в ОИК в связи с тем, что она не отвечает необходимым критериям и прежде всего требованию, что в стране должно быть мусульманское большинство15.
За последние два года Индия несколько раз пыталась войти в ОИК либо на правах полноправного члена, либо в качестве наблюдателя. Однакоключевые страны-члены ОИК, в том числе Пакистан, накладывали свое вето на решение по этому вопросу. После очередной индийской попытки в июне 2002 г. в ходе встречи министров иностранных дел государств-членов ОИК в Хартуме президент Пакистана генерал Первез Мушарраф пригрозил, что выведет Пакистан из состава ОИК, если Индия получит право на вступление в нее16.
Таким образом, позиция Пакистана по поводу приема России в ОИК представляется жесткой и непреодолимой. Но это только с первого взгляда, с точки зрения приведенных официальных заявлений, носящих непреклонно-идеологический характер. Здесь, как и по другим глобальным вопросам, подход Пакистана определяется, как уже указывалось, его конфронтацией с Индией. Вступление России в ОИК не так уж сильно волнует Исламабад, но для него будет трагедией, если по единожды проложенной дороге устремится и Индия. Поэтому если какими-либо средствами добиться исключительности факта приема России в мусульманское содружество (сделав, например, упор на евразийство России; на активную деятельность ее мусульман и в Азии, и в Европе; на значимость той роли, которую в течение длительного времени мусульмане играют в экономической, политической, культурной и духовной сферах российского общества и др.), то с учетом этих усилий можно добиться эксклюзивности вступления России в ОИК, и негативная ныне позиция Пакистана по этому вопросу может значительно изменится.
Пакистан крайне заинтересован в развитии многостороннего сотрудничества с нашей страной, в ее поддержке на мировой арене. Главное здесь для Исламабада – некоторое уменьшение крена России в сторону Индии. Конечно, для России это будет очень непростое решение и действие. Но в нынешних международных условиях оно представляется возможным. И пример Китая, а теперь и США, которые поддерживают хорошие отношения с обеими конфликтующими странами, подтверждает такое предположение.
Таким образом, ныне неприступная пакистанская позиция – защита ОИК от вступления в нее России – может в результате определенных усилий смягчиться и допустить исключение из общего правила. Однако надо иметь в виду, что Пакистан – хотя и важный, но далеко не единственный защитник нынешней «чистоты» ОИК. И в каждом отдельном случае с учетом особенностей отношений между Россией и другими мусульманскими странами придется проводить буквально титаническую работу для достижения поставленной цели. Конечно, вступление в ОИК будет огромным достижением нашей страны. Даст ей новые возможности для воздействия на ход мировых событий. Но при этом возникает вопрос, на который надо ответить прежде всего: будут ли соответствовать результаты достигнутой цели той гигантской работе, которую придется провести, включая шаги к сложнейшим компромиссам, уступкам, неизбежным потерям и т.д. Другими словами, в самом широком смысле понимания проблемы возникает весьма банальный вопрос: стоит ли игра свеч?
Список источников и литературы
1. Москаленко В.Н. Внешняя политика Пакистана (формирование и основные этапы эволюции). – М., 1984, с. 210–220.
2. Pakistan Economic Survey 1982–83. Statistical Annexure. Islamabad, 1983, с. 168–169, 173, 195.
3. www.ln.mid.ru/va_sob.n…/f73d430a9d535ce643256d7a004d8e4a?OpenDocumen
4. www.oic-oci.org/english/main/main-documents.htm
5. www.dawn.com/2003/08/18/top4.htm
6. www.thehindu.com/2002/11/17/stories/2002111703830800.htm
7. www.hinduonnet.com/thehindu/thscrip/print.pl?file=2…/&prd=th
Страницы: 1, 2