Рефераты. Исследование войны в Ираке

Наконец, что касается стрельбы по вертолетам, показавшей наибольшую эффективность в тактическом плане, то такие обстрелы трудно проводить с достаточной частотой.

Поэтому подобные атаки влияют на действия коалиции в минимальной степени. Даже 20 ежедневных засад – это мало с учетом того, что каждый день по Ираку перемещается от 1500 до 2000 американских военных колонн.

В-третьих, партизанам не удалось использовать в столкновении с войсками коалиции свои преимущества в информационной войне. Хотя на 90% атаки совершались только в зоне "суннитского треугольника", повстанцам удалось создать впечатление, что они происходят по всей стране. Но даже самые громкие акции не возымели того эффекта, на который были рассчитаны.

К тому же повстанцы не поняли, что концепция "нулевых потерь" погибла вместе с башнями Всемирного торгового центра. В США не произошло корреляции между увеличением потерь и состоянием общественного мнения: опросы компании Gallup[11] показывают, что большинство американских граждан продолжали поддерживать операцию в Ираке и осенью, когда потери резко возросли. Более того, поимка Саддама Хусейна дала возможность продемонстрировать зримость успехов коалиции.

Таким образом, несмотря на дорогостоящую вербовку, ряды повстанцев не растут: их остается около 5 тысяч. Наиболее способные командиры и организаторы на местах убиты, захвачены или преданы своими же соратниками. Даже в суннитских "бастионах" шейхи призывают к сотрудничеству с коалицией, а имамы проповедуют терпение. Конечно, прибытие в Ирак необстрелянных войск дает повстанцам некоторые шансы, но уже сегодня безопасность в Ираке находится в руках иракских полицейских, жандармов и военных.


3 ПОВСТАНЧИСКИЕ ДВИЖЕНИЯ


 Отряды и группы, нападающие на гарнизоны коалиции, пока разрозненны и слабо координируют свои действия. Судя по данным радиоперехвата и докладам американских командиров, отряды сопротивления в суннитских районах Ирака насчитывают в среднем от 15 до 30 человек. Обычно это жители одного района или посёлка. Часто родственники. В составе группы обычно не менее трёх – пяти бойцов имеют боевой опыт прежних войн или профессиональное военное образование. Они служат «костяком» отряда, его планирующим и управляющим ядром. Вооружение стандартное для такой группы: РПГ, автоматы, ручные пулемёты, снайперские винтовки. По преимуществу всё вооружение советского образца. Тактика действий – огневой налёт, засады.

Шиитов отличает большая организованность. Их отряды более многочисленны - до 100 – 150 бойцов, (в «армии Махди» даже до 500 бойцов) и объединяются обычно вокруг местных религиозных авторитетов. На вооружении у шиитов кроме стрелкового оружия есть и более серьёзное вооружение – ЗУ, ПТУРы, миномёты, крупнокалиберные пулемёты, СПГ и некоторое количество ПЗРК. В основном это оружие было подобранно в Басре и Кербеле после ухода оттуда частей Иракской Армии и Республиканской Гвардии.

Шииты не удовлетворяются огневыми налётами и засадными действиями. Вступив в бой, они стремятся разгромить и вытеснить противника, установить свой полный контроль над обороняемым населённым пунктом и удерживать его до последней возможности.

Эта стойкость и решительность шиитов объясняется тем, что они более чем сунниты связаны с местом своего проживания. Шииты живут религиозными общинами, тяготея к религиозным и духовным центрам и святыням шиитского течения. Как следствие, решив сражаться, они всегда имеют широкую поддержку населения своего города или посёлка, духовную поддержку местного религиозного авторитета. Боевые действия для шиитов почти всегда имеют мощную религиозную подоплёку и проникнуты фанатизмом. Для шиита погибнуть, сражаясь с «неверными» в городе, где находится могила имама Али, это вершина духовной аскезы.

 Шииты - (араб., шиа - приверженцы, группировка, партия) - последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков. Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в "семье Пророка", считая незаконной присягу Абу Бекру. В начале второй половины VII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику Пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов. После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в "семью Пророка", имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью. Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али, Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и др.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.

Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически трактуя отдельные тексты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы шиитов к возвращению власти "семье Пророка" находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением халифов из династии Омейядов (661-750). Объясняя все беды "назаконостью" правления Омейядов, "узурпировавших" власть, шииты проповедовали, что только возвращение власти Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядов, но плодами победы воспользовались Аббасиды - другая родственная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат за тем или иным потомком Али. Уже в середине VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения - "крайнее" и "умеренное". К первому относились собственно "крайние" (гулат) и исмаилиты, ко второму - зейдиты и имамиты. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Однако, несмотря на догматические расхождения, они все сохранили приверженность роду Али.

На протяжении всей истории ислама шииты вели вооруженную борьбу за возвращение власти Алидам. Наибольший успех выпал на долю зейдитов и исмаилитов, которым удавалось в разное время и в разных частях Халифата создавать свои государства - имаматы.

В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.[12]

Операции по установлению контроля над шиитскими центрами всегда отличаются ожесточённостью и кровопролитностью.

И, тем не менее, сегодня можно констатировать, что выступления иракских партизан пока стихийны и не имеют единого плана.

Иракское сопротивление пока не выдвинуло единого лидера, способного возглавить борьбу против оккупантов. Оно пока не имеет собственного идеологического центра, способного сформировать идеологию и определить цели борьбы.

Но при этом совершенно очевидно, что сопротивление в Ираке уже носит не отрывочный случайный характер, а становится массовым явлением, реакцией на репрессии и экономический хаос, принесённый американцами.

Сегодня в боевые действия против войск коалиции вовлечено от 10 000 до 13 000 иракцев в разных районах страны. И пока численность партизан имеет тенденцию к возрастанию.

Сопротивление всё более структурируется и захватывает всё большие слои населения.

Образ сопротивления становится всё более притягательным. Сопротивление героизируется, романтизируется и постепенно становится цементирующей идеей Иракского общества.

Очень тревожным для США и их союзников является то, что в традиционно светском иракском обществе всё резче выходит на первый план религиозный аспект. Сегодня сопротивление всё сильнее кристаллизуется вокруг религиозных лидеров или командиров, открыто заявляющих о религиозном характере борьбы против США и их союзников. Для нищего, лишённого средств к существованию иракского населения, религиозные лозунги борьбы против захватчиков становятся простой и понятной всем платформой для объединения. Учитывая, что соседями Ирака является шиитский Иран и фундаменталистская Саудовская Аравия, можно сделать предположение, что эта «религиолизация» войны получит мощную поддержку извне.

Партизанская война под клич «Аллах Акбар!» в стране, где всего два года назад общество было по преимуществу светским, это более чем серьёзное поражение американцев.

Компания в Ираке теряет свою политическую привлекательность для сторонних участников. Экономические перспективы участия в войне становятся всё более эфемерными. Политические потери от участия в «неправедной войне» всё более очевидны. Перед США возникает перспектива остаться в Ираке лишь с «новой волной» НАТО – Польшей, Румынией, Болгарией, Эстонией, Латвией, Литвой и примкнувшей к ним Украиной. Сейчас администрация Буша прилагает все усилия, что бы убедить Южную Корею ввести свой воинский контингент в Ирак.

 

4 ПОТЕРИ

 

Наиболее болезненная для США тема иракской войны - потери. Так, по имеющимся теперь в распоряжении документам, удалось выяснить, что во время операции погибло не менее 28 военнослужащих войск специального назначения, гибель которых не оглашалась и в официальные сводки потерь не вошла.

При этом в ходе боевых действий американское командование тщательно скрывало потери. Так ежесуточный уровень потерь признаваемых штабом коалиции не превышал 1-3 человек, хотя в реальности коалиция теряла не менее 5-7 человек в сутки, а в некоторые дни (например 23.03.03) число погибших достигало 30 человек.

Ставка делалась на «быструю победу», которая должна была компенсировать моральные потери от утаивания и замалчивания информации.

Но почти сразу после окончания активной фазы США и их союзники столкнулись с вооружённым сопротивлением населения оккупированных территорий.

Пентагон был вынужден признать гибель в мае 2003 года 36 американских военнослужащих, в июне – 29, июле – 46, августе – 36, сентябре – 30, октябре – 42, ноябре – 82, декабре – 40. А к январю 2004 года потери США в Ираке после окончания активной фазы достигли уже 340 человек и это количество продолжает расти.

В этих условиях Пентагон и Объединённый Комитет Начальников Штабов под давлением администрации президента были вынуждены пойти на целый комплекс мероприятий по сокрытию реального уровня потерь.

Сегодня мы можем констатировать, что в Пентагон дезинформирует американское общество и пользуется изощрённой системой сокрытия потерь.

Официально с начала войны и по сегодняшний день США признали 706 военнослужащих убитыми и более 4 500 ранеными.

На самом деле и количество убитых и раненых существенно больше. В публикуемые Пентагоном сводки потерь не включаются военнослужащие, умершие от ран в госпиталях, покончившие с собой. Кроме этого традиционно не предаются огласке потери сил специального назначения.

Так, например, 14 апреля 2004 г . возле города Эль-Каим был сбит вертолёт сил специального назначения США UH-60A « Blackhawk» эвакуировавший подразделение специального назначения. Падение вертолёта было подтверждено данными радиоперехвата. Кроме этого было перехвачено сообщение командного пункта ВВС в Ираке о том, что на авиабазе в аэропорту Багдада объявлена тревога и в воздух подняты поисково-спасательные силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.