Современное состояние безработицы при ее разных формах и продолжительности ставит государства перед необходимостью вести планомерную борьбу против социального отторжения определенной части общества и обеспечивать экономику рабочей силой нужного качества.
Первой реакцией западноевропейских правительств на резкий рост безработицы в начале 80-х годов стал курс на создание новых рабочих мест путем развития специальных экономических и социальных программ, ориентированных на наиболее страдающие от безработицы группы. Эти проекты были призваны помочь в трудоустройстве тем, чья квалификация предполагала востребованность, а остальных обучить дефицитным в данном регионе профессиям, чтобы сократить по возможности число людей, переходящих в разряд безработных. Весьма успешным примером такой деятельности можно назвать реализацию программ молодежной занятости. В результате действия специальных программ («Леонардо да Винчи», «Сократ», «Молодежь для Европы» и др.) удалось заметно снизить уровень молодежной безработицы. Очевидной стала также необходимость скоординированных и целенаправленных действий в области занятости.
Сессия Европейского совета в Эссене (1994 г.) определила пять приоритетных направлений деятельности, которые предусматривали:
· улучшение ситуации с занятостью через использование систем образования и профессиональной подготовки;
· более интенсивное использование результатов экономического роста для решения вопросов занятости;
· сокращение косвенной стоимости рабочей силы;
· совершенствование политики на рынке труда;
· принятие усиленных мер в интересах обеспечения занятости групп, особенно затронутых безработицей.
Совет в Эссене назвал главной задачей ЕС борьбу с безработицей и социальным отторжением как ее основным последствием. Для решения данной задачи институты сообщества сформировали сеть консультационных служб, которые предоставляли безработным информацию о ситуации на рынке труда и помогали вести поиск вакансий. Эти службы получали достаточную финансовую поддержку из бюджета ЕС.
Программа ЕURES (Европейская служба занятости) начала осуществляться в 1994 г. Тем самым в масштабе всего Евросоюза был создан эффективный механизм обмена информацией о спросе и предложении на рынке труда, условиях жизни и работы. Кроме того, целью сети ЕURES были систематизация данных о предлагаемых и заполняемых с ее помощью вакансиях и развитие транснационального сотрудничества между государственными службами занятости.
Европейская служба занятости в соответствии с регламентом №2434/92 была призвана действовать как агентство по занятости на европейском уровне, занимающееся информацией, консультациями и размещением лиц, нуждающихся в работе, и как орган, обязанный оперативно рассматривать любой вопрос, связанный с занятостью в Европе.
ЕURES в настоящее время представляет собой кооперированную сеть, организующую сотрудничество государственных служб занятости во всех регионах европейского экономического пространства и других региональных, национальных и международных органов, работающих в области занятости. Оперативная ветвь ЕURES представлена 400 евросоветниками, специально подготовленными и развернувшими свою деятельность на всей территории европейского экономического пространства. Данная сеть дает возможность человеку, ищущему работу, получить информацию о вакантных рабочих местах в любой стране по его выбору. Фирмы, заинтересованные в наборе персонала за пределами их национальной территории, могут получить доступ к информации о кандидатах, готовых к перемещению, а также распространять среди партнеров по ЕURES свою информацию о наличии вакансий.
Таким образом, данная сеть служит для трудящихся еще одним инструментом, позволяющим использовать свое право на перемещение при трудоустройстве, а для крупных предприятий и международных компаний – это источник полезной информации и средство, позволяющее отбирать наиболее подходящую рабочую силу. Система ЕURES включает также специфические структуры, имеющие дело с проблемами трудящихся, работа которых требует постоянного пересечения границ. Эти структуры сгруппированы под названием «ЕURES – пересечение границ» (АСROSS – ЕURES).
Система ЕURES позволяет использовать огромный потенциал европейского рынка труда и, в первую очередь, получать качественную информацию о вакантных рабочих местах и возможностях найма на международном уровне. Упрощая процесс транснационального найма и приобретение опыта в координации этого процесса, система помогает ликвидировать существующие на рынке труда структурные барьеры и способствует на коммунитарном уровне обеспечению людей работой, соответствующей профессиональной подготовке. Наконец, ЕURES – рамочная структура для транснационального обмена опытом во всех областях, связанных с занятостью. Она также призвана упростить взаимодействие других инициатив Европейского союза с миром труда.
Таким путем постепенно налаживались каналы обмена информацией. Консультационные программы не только предоставляют нужную информацию, но и помогают человеку правильно оценить свои возможности, развить личные положительные качества, а также подготовить резюме и оформить необходимые документы. Специальные чиновники способствуют подготовке к собеседованиям, проводимым при приеме на работу, оказывают моральную поддержку кандидатам, моделируя ситуации, возникающие при найме, дают практические советы по вопросам поиска вакансий, обучения, организации частного бизнеса и пр.
Осуществляются программы, предусматривающие предварительный анализ уровня подготовки безработных, исходя из которого проводится обучение профессиям прямо на предприятии. При прохождении таких курсов их участники получают статус работающих и стипендию, а после окончания – рабочие места на предприятии. Большинство программ, рассчитанных на обучение длительно безработных, а также безработной молодежи, получают поддержку через Европейский социальный фонд. Предпринимателям предоставляются субсидии, чтобы заинтересовать их в подобных программах. Создаются центры поддержки предпринимательских инициатив в отношении безработных, реализуются специальные программы содействия, в рамках которых проводятся бесплатные мероприятия по профессиональному обучению безработных, предлагаются услуги по защите прав безработных, предоставляются целевые ссуды.
В качестве примера можно назвать программу по обучению матерей-одиночек при Центре обучения рабочих в Бремене (Германия), проект возрождения народных промыслов в Терраш де Боуро (Португалия). В Нидерландах была принята поправка к закону Вермеерд-Моора, согласно которой были объединены в систему субсидии, выделяемые предпринимателям за трудоустройство безработных. Наниматель получает единовременную выплату в случае, если принимает на стажировку безработных сроком до года. Следующей единовременной выплатой компенсируются затраты на обучение лиц, не имевших работы в течение двух лет, при условии их последующего трудоустройства на данном предприятии.
В послевоенный период в странах Европейского Союза получило развитие программирование и прогнозирование социально-экономической сферы. Принимаемые программы сходны между собой и по методике составления, потому что орудием обеспечения их является государственная финансовая и денежно-кредитная политика.
Среди программ социальной помощи беднейшим слоям населения можно выделить две основные группы.
Первая группа – федерально-штатные программы денежных выплат четырем категориям нуждающихся: пожилым людям, не имеющим права на государственную пенсию или получающим ее в размере ниже границы бедности, инвалидам, слепым, семьям с детьми.
Вторая группа – это программы помощи в натуральной форме: предоставление бесплатно или по очень низким ценам продуктов питания, полная или частичная оплата государством лечения, жилья, коммунальных услуг, а также образования и профессионального обучения. В конце 80-х годов по основным программам денежную помощь получали свыше 16 млн. человек, а продовольственную помощь – 18,6 млн. человек.
Между тем бедность, малообеспеченность определенной категории населения часто связаны с отсутствием необходимого базового образования или профессионального обучения, болезнями, особенностями психофизического состояния и т.д., что затрудняет возможность быстрой интеграции в новую производственную среду. Среди стран ЕС только во Франции и Люксембурге по закону о минимальном гарантированном доходе условием выплаты пособия является согласие на предлагаемую работу или посещение курсов профессиональной подготовки.
В этих странах (а также в Норвегии) разрабатываются специальные программы обучения для получающих помощь, имеются службы социального действия, занимающиеся вопросами их профессиональной и социальной интеграции. Чтобы укрепить институт социальной помощи, приспособить его к экономическим и социальным изменениям, происходящим в обществе, ряд экономистов и социологов, экспертов МОТ, ОЭСР и ЕС считают необходимым пересмотреть размеры и условия выплаты минимальных страховых пенсий и пособий, ввести их по всем видам страхования, в первую очередь по болезни и безработице, так как нередко происходит ущемление прав лиц, занятых временно или неполную рабочую неделю; установить минимальный гарантированный доход для нетрудоспособных членов общества в размере половины среднего чистого дохода на душу населения.
Главное же направление намечаемых изменений состоит в том, чтобы трудоспособным, но плохо адаптирующимся к рынку труда людям выплачивать пособия по контракту, предусматривающему посещение курсов профессионального обучения, помощь в поисках работы, в организации мелкого бизнеса, лечение для тех, кто не находит работу по состоянию здоровья (в первую очередь страдающим алкоголизмом, наркоманией), предоставление возможности матерям, имеющим малолетних детей, отдавать их в ясли и детские сады и т.д.
Основными условиями реализации этих предложений являются: эффективные программы занятости, согласованные с системой страхования по безработице; помощь предприятиям в создании новых рабочих мест для тех, кому трудно быстро освоить новые технологии и виды производства; разработка проектов по расширению общественно полезных работ и др. В США в конце 80-х – начале 90-х годов 44 штата имели программы, предлагающие получателям пособий из фондов государственного вспомоществования те или иные виды обучения и профессионально-технической подготовки, рабочие места, консультации и финансовую помощь в организации собственного дела. Однако масштабы этих программ пока невелики. Упор на подобного рода программы делает и Комиссия ЕС, разрабатывая планы борьбы с бедностью.
Таким образом, страны ЕС могут быть охарактеризованы как социально ориентированные, но первое место среди них занимают страны Северной Европы, поэтому интересно рассмотреть их пример проведения социальной политики.
1.2 Направления и принципы реформирования социальной сферы в странах Северной Европы
Создав в свое время шведскую или, если смотреть шире, скандинавскую модель социально-экономического развития, Север Европы сделал, может быть, свой самый важный вклад в развитие европейской и мировой цивилизации; и в настоящее время, несмотря на давление неблагоприятных факторов, продолжает сохраняться все главные атрибуты социального государства. Относительная устойчивость его позиций объясняется тем, что основные направления реформирования системы социального обеспечения и рынка труда невозможны без одобрения социальных партнеров в ходе социального диалога – неотъемлемой части социально-политической системы этих стран, и одобрения избирателей в ходе очередных парламентских и муниципальных выборов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6