Рефераты. Исламская революция в Иране 1979 г.: последствия во взаимоотношениях Ирана и США

В Азербайджане несколько групп также пытались установить местную автономию. Одна из таких групп, "Пишгаман" ("Разведчики"), образовавшаяся в Тебризском университете и состоявшая из студентов и рабочих, была тесно связана с аятоллой Шариатмадари. Возражения, которые Шариатмадари выдвигал против включения в конституцию принципа "велаяте факих", вызвали все увеличивавшийся разлад между ним и Хомейни. В конце 1979 г. "Хезбе халке мосальман", Исламская народная партия (ИНП), захватила контроль над Тебризом и попросила поддержки у Шариатмадари. Губернатор Азербайджана Могаддам, член Национального фронта, принял сторону ИНП; ДПА, которая теперь равнялась на нейтралистскую Туде, встала на сторону центрального правительства. Мятеж был подавлен в течение нескольких дней. Остальные восстания этнических меньшинств происходили в основном на религиозной почве; сунниты-белуджи дрались с шиитами-систанцами и просили предоставить им автономию; в Хузестане арабы-сунниты и шииты сражались с персами-шиитами и центральным правительством: арабы, как и белуджи, требовали автономии. В Бендер-Ленге на Персидском заливе также происходили кровавые столкновения между суннитами и шиитами. Однако в северных провинциях многие бунты, хотя и носили этническую или религиозную окраску, имели одновременно отчетливое классовое содержание. В Курдистане, Мазендеране, Гиляне, восточном Азербайджане и прикаспийском Туркменистане крестьяне поднимались, требуя раздела земли. Движения в Гиляне и Мазендеране, организованные левыми студентами, именовались "дженгелийскими", в память о движении Кучек-хана. В суннитском Туркменистане крестьянские советы конфисковали землю вопреки желанию центрального правительства. Попыткам ОПФИН координировать действия участников туркменского восстания воспрепятствовали языковые, религиозные и культурные барьеры, подобно тому как это было в 1945 г. во время восстания в Хорасане.

На всем протяжении буйного периода двоевластия радикальные светские группировки, в том числе Туде, моджахеды и значительная часть ОПФИН, поддерживали Хомейни в борьбе против Национального фронта и других либеральных организаций. Централизм Хомейни и его антилиберальная и антизападная политика оказали влияние на левые группы. Туде классифицировала иранскую революцию как "демократическую антиимпериалистическую" и избрала политику единого фронта с революционными силами — исключая либералов, — в то время как революция еще не закрепила свои завоевания. По мнению Табари, эта политика восходила к тезисам Хайдар-хана во время гилянской революции. Антагонизм, который Туде и прочие левые группы питали к Национальному фронту, чрезвычайно облегчил Хомейни устранение либеральной оппозиции. В ноябре 1979 г. Базарган был вынужден уйти в отставку. Его соперник Банисадр наследовал ему, но вскоре оказался в таком же положении; клерикальная фракция лишила его контроля над вооруженными силами, когда его власть и популярность стали там возрастать.

Психология осажденных, выработанная двумя одновременными международными кризисами, увеличила влияние Революционного совета и связанных с ним организаций. Кризисы 1979 — 1980 гг. были вызваны удержанием американских заложников и иракским вторжением, которое привело к милитаризации общества. В этот период была принята исламская конституция, содержавшая пункт о "велаяте факих" и. не упоминавшая о местных законодательных собраниях. В июле 1981 г. Банисадр, попытавшийся бороться с всепроникающим доминированием ИРП в новых законодательных учреждениях, был снят со своего поста, причем таким образом, что это напоминало государственный переворот. Контроль над вооруженными силами позволил религиозной фракции убрать его.

После удаления Банисадра правительство стало, вне всякого сомнения, теократическим. Многие из тех, кто прежде поддерживал революцию, оказались его жертвами; в их числе были Готбзаде и Санджаби. Шариатмадари был посажен под домашний арест в Куме; все оппозиционные группы были разогнаны. После того как было покончено с либеральными элементами, власти нанесли удар по левым группам, включая ОПФИН и моджахедов, а в 1983 г. — по Туде и ДПА. Отныне страна находилась целиком во власти ИРП. Революционные трибуналы были интегрированы в систему правосудия. ИРП очистила бюрократию и университеты от идеологических противников и полностью исламизировала образование. Пасдары становились все более важной частью иранских вооруженных сил, отнимая влияние у регулярной армии. Исламские законы распространились на все стороны повседневной жизни — на моду, род занятий, брак, путешествия и коммерческую деятельность. В этот радикальный период исламская революция, подобно революциям в Гиляне и Азербайджане, обрела некоторое классовое содержание. Исламская республика укрепила свои позиции среди мостазефин, или эксплуатируемых, путем конфискации собственности таготи, т. е. класса эксплуататоров. Хомейни сумел добиться лояльности низших классов, в то время как левым партиям сделать это не удалось. Как объяснял бывший руководитель одной из ячеек "Пейкар", "марксистские группы жестоко спорили друг с другом и старались. доказать, что каждая из них в идеологическом отношении выше другой; по-настоящему они не понимали иранской религиозной культуры. После революции многие левые политические агитаторы столкнулись с враждебностью ,,эксплуатируемых" городских масс. Ho Хомейни и ИРП вели агитацию в такой манере, которая была понятна угнетенным религиозным массам".

2. Внешняя политика Ирана после революции


После революции внешняя политика Ирана основывалась преимущественно на принципе негативного равновесия. Все военные соглашения с Соединенными Штатами были аннулированы, я все американские военные базы и станции слежения в Иране были ликвидированы; кризис, вызванный захватом и удержанием заложников, свел до минимума влияние США в Иране. Отношения с Советским Союзом были корректные, но холодные. Исламская республика проводила в разных вариантах политику "третьей силы". Экономические и политические отношения с Китаем, Японией, Западной Европой, Северной и Южной Кореей укрепились; запасы нефти дали возможность Тегерану маневрировать между этими государствами. Иран пытался даже снова стать региональной державой. В это время краеугольным камнем региональной внешней политики была исламская идеология. Влияние улама на шиитскую общину в Ливане дало Ирану средство для достижения там своих целей; в ответ на сближение Ирака с консервативными арабскими режимами зоны Персидского залива был заключен союз с Сирией.

Война с Ираком была вызвана несколькими факторами, главным из которых был идеологический конфликт. Правительство баасистского Ирака защищало идею светской арабской ватан, отчизны; Исламская республика стремилась к созданию религиозной уммы, к единству всех мусульман, основанному на религиозных убеждениях. Ирак, как и Иран, пытался стать главной силой в Заливе и в арабском мире. Унижение, испытанное Ираком под ударами шахских вооруженных сил в короткой войне 1975 г., побудило его напасть на Иран. К моменту прекращения огня, в 1988 г., война превратилась в глобальную проблему; она в огромной степени воздействовала на отношения между сверхдержавами, а также на все сопредельные страны.

Оказавшаяся бесплодной попытка Соединенных Штатов завоевать влияние в Иране с помощью поставок оружия свидетельствовала об их желании установить равновесие с Советским Союзом и в самом Иране, я во всем регионе. Администрация Картера рассматривала идею об укреплении "исламского пояса" на южных границах Советского Союза и оказала Хомейни дипломатическую поддержку для этой цели; это не означало, что Соединенные Штаты разжигали исламскую революцию, просто администрация стремилась воспользоваться ситуацией. Политика "исламского пояса" была видоизменением американской политики "северного яруса", которая должна была воспрепятствовать действиям Советского Союза. Хашеми-Рафсанджани, следовавший умеренному экономическому и политическому курсу в исламских рамках, указал, что Иран хотел возобновить отношения с Соединенными Штатами. Администрация Рейгана, страстно желавшая восстановить равновесие в стратегически важном Иране, ухватилась за инициативу Рафсанджани.

Отношения Советского Союза с Исламской республикой были осторожны и отчасти неопределенны. На XXVI съезде в 1981 г. Коммунистическая партия Советского Союза предостерегала: "Знамя ислама может вести на борьбу за свободу. Это подтверждается историей, в том числе совсем недавней. Но она также показывает, что и реакция мамипулирует исламскими лозунгами, чтобы подстрекать к контрреволюционным мятежам". Поражает сходство с ленинским предостережением против панисламизма и вообще против буржуазного национализма. Отражение проблемы буржуазного национализма в коммунистической идеологии продолжает оказывать влияние на ирано-советские отношения. С одной стороны, Советы одобряли "антиимпериализм" религиозного национализма Исламской республики, с другой — их беспокоило противодействие, которое Хомейни оказывал социализму у себя дома и за рубежом. После разгрома Туде и других иранских левых групп отношения стали более напряженными.

Другая проблема, сохраняющаяся с гилянской эры, — это договор 1921 г. В то время как иранское правительство настаивает, что положения договора, позволяющие советским войскам вступить в Иран, больше не имеют силы, изучение советских источников, показывает, что они считают эти положения действующими в полной мере. По мнению советского государственного деятеля и ученого Георгия Арбатова, политика мирного сосуществования предотвращает продвижение СССР в зону Персидского залива„ которое неизбежно приведет к третьей мировой войне. Но поскольку защита социалистической базы подразумевает достижение не только стратегической, но и идеологической безопасности, СССР считают культурные движения такой интенсивности, как исламская революция, потенциально опасными факторами, когда они протекают на советской границе. Поэтому СССР были встревожены продолжением ирано-иракской войны и старались уговорить Иран прекратить ее. СССР рассматривали распространение политической гегемонии Ирана как идеологическую угрозу; в последние годы войны военные успехи Ирана и попытки США снова приобрести влияние в этой стране вызвали бурную советскую реакцию. B то время как вначале усилия Ирана, направленные на то, чтобы использовать напряженность, вызванную "холодной" войной между Москвой и Вашингтоном, сохранили ему свободу действий и дали возможность продолжать войну против Ирака, восстановление в 1988 г. дружественных отношений между сверхдержавами ликвидировало эту возможность маневра. Совместное противодействие сверхдержав продолжению войны и возникшие в Иране острые экономические и военные проблемы заставили его просить мира.

Как всегда бывало в иранской истории, фракции в государственном руководстве попытались установить контакт с великими державами, чтобы укрепить базу своей власти, связывая внутреннюю политику Ирана с внешней политикой Соединенных Штатов и Советского Союза. Смерть Бехешти, наступившая летом 1981 г., открыла дорогу для восстановления фракционной борьбы в Исламской республике. Новые фракция образовались вокруг двух личностей: ходжат оль-эслама Рафсанджани и министра внутренних дел Али Акбара Мохташеми. Рафсанджани возглавлял более прагматичную фракцию, связанную в общественном мнении с прозападными настроениями; Мохташеми был лидером более радикальной фракции и ассоциировался скорее с антизападными заявлениями и чувствами. В сфере государственного управления Рафсанджани поддерживал эффективную администрацию, в то время как Мохташеми делал упор на революционной преданности; в военной сфере Рафсанджани выступил за главенство армии над более идеологически ориентированными пасдарами и отнял у Мохташеми контроль над жандармерией; во внешней политике Рафсанджани был против распространения исламской революции на другие страны, защищая идею консолидации исламских сил в Иране. Он также стремился прекратить войну с Ираком и ратовал за более тесные связи с Западом, чему противились его оппоненты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.