Рефераты. Исключительная экономическая зона

Ширина территориального моря у подавляющего большинства  государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального  моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от  друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными  договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство  над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2  Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается  право мирного прохода иностранных военных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от  берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых  исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки  берега и островов;

Внешней границей территориального моря является линия, каж-

дая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной  линии на расстоянии, равном ширине территориального моря  (12 миль).

Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем  суверенных прав прибрежного государства в территориальном море  несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий  государства устанавливается исключение – право мирного прохода.  Цевоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода  через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:  пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь  на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;  или  пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде  или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир,  добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19  Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:  а) угроз силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

Ь) любые маневры или учения с оружием любого вида;  с) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;  е~) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на  оборону или безопасность прибрежного государства;  е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

Г) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного  устройства;  д) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или  высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

дарства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил. По Конвенции о территориальном море  и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре  вышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и  территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону  имеют те государства, территориальное море которых меньше  12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль.

Цель установления прилежащей зоны – предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в  пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих  законов и правил, совершенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.


Континентальный шельф

 

Континентальный шельф – это затопленная морем часть материковой территории. Согласно  Конвенции о континентальном  шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское  дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы  территориального моря до установленных международным правом  пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого  места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку  естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра  подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата – линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают  минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов –  организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы  и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право  государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а  при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина  территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении  континентального шельфа рассматривались Международным Судом  ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:  морское дно и недра подводных районов, простирающихся за  пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от  исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального  моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;  если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя  граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных  линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или  не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей  глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не  затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем  установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до  500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно  ущемлять прав судоходства и дружки прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

 

Открытое море

 

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств,  все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов,  научных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в то!!  числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:  свободу судоходства;  свободу полетов;  свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;  свободу рыболовства;  свободу возводить искусственные острова и другие установки,  допускаемые международным правом;  свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части  открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как  часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное  торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:  что судно занимается пиратством или работорговлей;  что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же  национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей  национальности судам, правила регистрации судов на его территории  и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:  ведет регистр судов;  принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его  флагом, и его экипажем;  обеспечивает контроль годности судов к плаванию;  обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.  Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в  открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага  судна.

Существует право преследования по «горячим следам». Данное  правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23  Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного  судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это  судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование  должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его  шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или  в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны  только при условии, если оно не прерывается. Право преследования  прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного  или светового сигнала. Преследование может осуществляться только  военными кораблями или военными летательными аппаратами, или  судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе  (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными.  Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).


Прилежащая зона

 

Прилежащая зона – это зона открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства не более 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от  которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет:  суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения  природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне,  в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления  этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;  сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг  них зоны безопасности;  определять время и места лова, устанавливать допустимый улов  живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;  осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных  островов, установок и сооружений;  разрешать морские научные исследования;  принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и а трубопроводов  и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать  суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.


Международный район морского дна

 

Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и  образует международный район морского дна (далее – Район)'. Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможностей разработки глубоководных залежей природных  ресурсов.

Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресурсов Района урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву  1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство  не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные  права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов. Район был объявлен «общим наследием человечества». Это означает,  что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от  имени которого действует Международный орган по морскому дну.  Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии  с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми  Международным органом по морскому праву, создаваемым на осноВании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность  разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа – Предприятием, так и отдельными государствами  по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет  леятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.

Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные  Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для  его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и  Секретариат

Международные проливы

Проливы играют важную роль в международном мореплавании,  создании единой системы морских путей. Пролив – это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря  или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:  проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода  или пролета через пролив;  проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода как  для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;  проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного  прохода;  проливы, правовой режим в которых регулируется специальными  международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).

Граничащие с международным проливом государства вправе в  пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.