Суть арабского государства. Большинство современных арабских государств были созданы искусственно (во многих случаях даже их государственные границы были установлены европейскими колонизаторами) и управляются произвольно – главную роль играет не закон, а личность лидера. Это неизбежно приводит к уменьшению легитимности и суверенности арабских государств.
Кроме того, жители арабских государств считают себя частью единой арабской нации. Их «привязка» к определенному государству намного ниже, чем у жителей большинства иных государств мира (за исключением центральной Африки). Идеалы панарабизма и панисламизма ослабляют авторитет и значение местных властей.
Арабо-израильские трения. Арабские государства выступили против существования еврейского государства и начали ряд войн, ставивших целью уничтожение Израиля. Поражения арабских армий привели к тому, что в арабских государствах восторжествовали идеи создания военных режимов и государств, сконцентрированных прежде всего на обеспечении собственной безопасности. В результате, в арабском мире появилось множество диктаторов.
География. Арабский мир расположен в геополитически важном регионе. Кроме того, здесь находится более половины всех мировых запасов нефти. Ближний Восток в 19–20 веках был объектом европейского колониализма. Столкновения между арабскими государствами и колониальными силами за контроль над нефтяными запасами часто приводили к военным интервенциям западных держав. Это, а также продолжающиеся региональные трения, не способствует построению демократии.
Долговременная поддержка Западом «дружественных тиранов» на Ближнем Востоке. Этот феномен появился во время Холодной войны и служил причиной систематического ослабления демократических сил. Однако и после окончания Холодной войны, страх перед международным терроризмом привел к тому, что Запад продолжает поддерживать «дружественные» авторитарные режимы. Администрация США призывает к демократизации Ближнего Востока, в тоже время, толерантно относится к диктаторам, которые поддерживают Соединенные Штаты в войне с терроризмом.
Исламизм. За последние десятилетия выросло влияние исламистских движений, которые стали оппозицией ближневосточным автократиям. Арабские диктаторские режимы, сталкивающиеся с растущей оппозицией в лице собственного населения, регулярно шантажируют Запад тем, что победа исламистов будет означать возникновение новых угроз для мировой стабильности. В результате, страны Запада опасаются оказывать дополнительное давление на арабских правителей.
Ни одно из 18 арабских государств не может квалифицироваться как демократическое. Демократические институты были успешно созданы в неарабских мусульманских государствах – Турции, Индонезии, Малайзии, частично в Пакистане, Бангладеш и даже Иране. Однако в последние годы демократические реформы проводились в Иордании, Кувейте, Марокко и Йемене.
Ни в одной арабской стране высшие органы власти не избираются населением в ходе честных выборов. Законодательные органы власти, как правило, обладают намного меньшими полномочиями, чем исполнительная власть. Политические партии, за исключением правящих, как правило очень слабы и не представляют реальной оппозиции существующей власти. Значительная часть населения арабских стран вообще лишена избирательных прав. Женщины составляют более 50% населения этих государств, однако они занимают не более 3% мест в законодательных органах власти. Во многих государствах они полностью лишены права голоса.
Одним из направлений совершенствования интеграционных процессов в арабских странах видится создание в 2005 году Большой Арабской Зоны Свободной Торговли на Ближнем Востоке (БАЗСТ). Это событие полностью укладывается в логику и масштаб интеграционных процессов, создаваемых экономических союзов и единых таможенных зон, которые непрерывно и интенсивно нарастают во всем мире.
При создании Большой Арабской Зоны Свободной Торговли упор делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.
Помимо названных целей и причин создание Большой Арабской Зоны Свободной Торговли можно увязать с тремя основными задачами:
– стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
– ростом занятости;
– превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
Существует расхожее мнение, что страна или страны, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.
Общей характерной чертой БАЗСТ должно стать наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
Первым этапом межарабской и арабо-европейской интеграции стало заключение преференциальных торговых соглашений на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются в качестве временных, подготовительных соглашений, направленных на углубление интеграционного процесса. Преференциальные торговые соглашения возникают в результате развития международного переговорного процесса в области торговых соглашений.
Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран – участниц соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского хозяйства. На этом уровне также возможно создание небольшого координационного совета.
Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.
К четвертому уровню интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав государств.
В сентябре 2001 г. Общественно-Экономический Совет при ЛАГ, которому поручено отслеживать прогресс в области реализации этого Соглашения, собрался в Эр-Рияде, отметил заметный успех на пути создания Большой Зоны и передвинул планку на начало 2005 г. БАЗСТ (GAFTA) должна дать толчок экономикам стран-участниц по нескольким направления:
– создать более объёмный и однородный рынок для привлечения прямых иностранных инвестиций (региональных, европейских и международных);
– нарастить торговый обмен между странами-участниками, и это не смотря на то, что часто выпускаемая ими продукция является конкурентной для друг друга, она в какой-то степени дополняет друг друга. Так Тунис, Марокко и Египет могли бы экспортировать текстиль и сельскохозяйственную продукцию в страны Персидского залива, Алжир и Ливию;
– уменьшить объёмы контрабанды, которая не облагается налогами и наносит ущерб местным производителям;
– усилить общий потенциал на переговорах с такими мощными экономическими блоками, как ЕС, или на международной арене на сессиях ВТО: шесть арабских стран являются членами ВТО: Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Оман и Кувейт;
– упрочить экономическую взаимозависимость арабских стран друг от друга и тем самым – стабильность и безопасность в регионе.
Интеграцией пятого уровня является экономический союз. При экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения ресурсов проводится координация макроэкономической политики в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам.
При организации БАЗСТ необходимо в первую очередь устранить административные и фискальные препятствия, затрудняющие нормальное функционирование ЗСТ, а также создать важнейшие правовые составляющие. Среди них, в частности, сближение таможенных законодательств, установление четкого порядка транзита товаров, правил лицензирования импорта, унификация применения санитарных и ветеринарных мер, проведения экспертизы и радиационного контроля перемещаемых через границы товаров, согласование перечней изъятий из режима свободной торговли в двусторонних отношениях и графиков их постепенной отмены. Должны предусматриваться и серьезные корректировки совместной деятельности партнеров по БАЗСТ в сфере финансов, в частности, планироваться создание действенной платежно-расчетной системы, вытеснение денежных суррогатов из временной торговли, устранение множественных курсов национальных валют по текущим операциям платежного баланса.
Из последних инициатив на пути экономической интеграции арабских стран следует отметить заявление премьер-министра Ливана Рафика Харири, которое он сделал, открывая в Бейруте 10-ую конференцию по арабским инвестициям и рынкам капиталов: «Арабский Общий Рынок создан не был. Европейский Общий рынок стал Союзом». Далее он предложил 20-летнюю программу к 2025 г. добиться того же, чего добилась Европа.
Межарабская торговля не превышает 8% от объёма торговли арабских стран с другими странами, а арабская доля в мировой торговле составляет всего лишь 2,5%. Нужно добиваться, чтобы объём торговли между арабскими странами достиг хотя бы 50% от всего внешнеторгового оборота, что соответствует реалиям Евросоюза. Объём взаимной торговли между азиатскими странами превышает 30% от всемирного. Дальнейшей интеграции и сближению мешают пограничные спорные вопросы неурегулированные десятилетиями. Пограничные споры есть между Катаром и Бахрейном, Ираком и Кувейтом, Саудовской Аравией и Йеменом, Оманом и ОАЭ и т.д.
Рассмотрим динамику внешней и межарабской торговли.
Таблица. Межарабская торговля (МАТ)/Вся внешняя торговля (ВТ), млн. долл.
Страна
1990
1995
2000
Всего
МАТ
ВсегоВТ
ВМАТ\ВВТ
пропорция
Иордания
1.056
3.504
30,13%
1.496
5.467
27.37%
1.081
6.496
16,65%
ОАЭ
2.236
33.389
6,7%
3.291
52.389
6,28%
6.682
82.879
8,6%
Бахрейн
2.203
7.547
29,19%
2.169
7.830
27,7%
1.967
10.312
19,08%
Тунис
775
9.684
8%
991
13.676
7,25%
1.151
14.229
8,09%
Алжир
469
20.689
2,27%
560
21.042
2,66%
553
29.223
1,89%
СаудовскаяАравия
5.772
68.498
8,43%
6.473
78.128
8,29%
9.249
109.055
8,48%
Судан
535
1.819
29,41%
537
1.789
30,02%
3.359
15,93%
Сирия
937
6.602
14,19%
1.298
8.595
15,10%
1.357
9.072
14,96%
Сомали
111
545
20,37%
185
447
41,38%
146
576
25,39%
Ирак
1.578
16.839
9,37%
714
1.089
65,56%
1.050
16.843
6,23%
Оман
3.581
8.235
43,49%
2.142
10.313
20,77%
16.694
20,12%
Катар
386
4.988
7,75%
572
5.609
10,19%
1.269
14.779
8,59%
Кувейт
12.231
4,37%
1.263
20.616
6,12%
1.440
27.193
5,30%
Ливан
643
2.972
21,62%
733
7.376
9,94%
1.058
6.944
15,24%
Ливия
792
19.541
4,06%
1.135
13.697
1.040
16.095
6,46%
Египет
481
11.801
4,07%
924
15.180
6,09%
1.919
18.469
10,39%
Марокко
1.405
12.142
11,57%
1.145
13.245
8,64%
1.008
20.375
4,95%
Мавритания
27
857
3,15%
37
1.214
3,05%
35
1.095
3,22%
Йемен
552
3.946
14%
738
3.521
20,97%
1.045
6.418
16,28%
Итого:
24.073
245.829
9,79%
26.404
281.225
9,39%
34.107
410.106
8,32%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11