Рефераты. Интеграционные процессы в Союзе Арабского Магриба

Можно выделить несколько особенностей, характерных для вновь формирующихся или активизирующих свою деятельность региональных интеграционных группировок:

1.     Новые группировки нацелены на реализацию далеко идущих целей гармонизацию нетарифных ограничений (НТО), торговли услугами, инвестиционную либерализацию и определение общего инвестиционного режима в рамках стран–участниц, более глубокие формы интеграционного взаимодействия в рамках конкурентной политики.

2.     Они носят внешнеориентированный характер в отличие от внутриориентированных блоков 1960–1970-х гг. Многие ранее созданные блоки (с участием развивающихся государств) исходили из экономической модели импортозамещения, отличались жесткой национальной политикой протекционизма в отношении третьих стран, т. е. в условиях высоких таможенных барьеров проводили взаимную таможенную либерализацию (главным образом, путем введения преференциальных пошлин). Напротив, современные блоки практикуют принципы открытого регионализма, когда налицо – интеграция вглубь, а не только по традиционным направлениям торговой политики.

3.   Если ранее интеграционные группировки создавались в основном строго с учетом уровней экономического развития стран-членов (развитые страны – развитые страны, развивающиеся страны – развивающиеся страны, социалистические страны – социалистические страны), то нынешние группировки включают страны с разным уровнем развития: НАФТА, ЗСТ ЕС–Мексика, АТЭС. Во второй половине 1990-х гг. растет количество межблоковых соглашений о ЗСТ, в том числе с вовлечением стран разных континентов, когда принцип географической близости играет все меньшую роль (а традиционно именно он лежит в основе регионализации).

4.   Этот процесс имеет две формы проявления: количественную (поток новых региональных соглашений, перезаключение ранее существовавших договоров на новых условиях и т. п.) и качественную (растет глубина регионального хозяйственного взаимодействия, использование комплексных, более развитых форм интеграции).

5. Новые черты интеграционных соглашений в 1980–1990-х гг.
включают также: широкое участие США в различных региональных
инициативах; переход развивающихся стран к более открытой
экономической политике; углубление и институционализация интеграции;
развитие валютно-финансовой интеграции.

Указанные характеристики связаны с особенностями осуществления экономической интеграции в условиях глобализации. Если в 1950–1980-х гг. лидирующая роль в формировании интеграционных объединений принадлежала государствам, то второй этап регионализма отличается более значительной ролью внешнего фактора – глобализации мировой экономики.[5]

На современном этапе развития мировой экономики именно вызовы глобализации – и прежде всего формирование и рост влияния и соперничества трех основных блоков – инициируют создание региональных интеграционных объединений развивающихся стран, так как только в рамках подобного сотрудничества для последних появляется возможность усиления своей конкурентоспособности и противостояния этим вызовам. Одновременно появляется потенциальная возможность воспользоваться позитивными последствиями глобализации. В противном случае национальные государства и их экономики останутся уязвимыми. Другими словами, внешние (по отношению к национальному государству) факторы развития МЭ и МЭО вызывают необходимость формирования региональных интеграционных группировок стран развивающегося мира и их можно поставить в ряд основных в этом формировании.

В то же время внутренние социально-экономические и политические факторы и особенности участия этих стран в международном разделении труда пока не позволяют активизировать деятельность интеграционных блоков развивающихся стран. Более того, в подавляющем большинстве случаев взаимодействие в рамках этих блоков, как правило, находится на доинтеграционном уровне. Однако с учетом влияния глобализации («внешнего фактора»), а также применения понятия «интеграция» в качестве процесса (длительного) можно говорить о региональной экономической интеграции развивающихся стран как тенденции.


1.2           Предпосылки и условия региональной экономической интеграции арабских стран


Вторая половина ХХ в. стала временем проявления новых тенденций в процессе экономического сближения стран Северной Африки и Ближнего Востока. Этому объективно способствует ряд объединяющих факторов и тенденций общемирового характера – интернационализация и глобализация мирового хозяйства, а также и специфических, присущих именно этому региону (исторических, этно-демографических, культурно-религиозных, геополитических и экономических) особенностей.

Географическая близость арабских государств, наличие общих границ и исторически сложившихся экономических связей содействует развитию и укреплению внутрирегиональных хозяйственных связей.

Условия экономического развития этой группы стран (как внутренние, так и внешние) также ставят их перед необходимостью усиления хозяйственного взаимодействия и интенсификации процессов региональной экономической интеграции, что представляется жизненно необходимым для решения сохраняющихся и возникающих социально-экономических задач.

Программы экономической реорганизации в этих странах широко осуществляются на протяжении последних 30 лет (многие – совместными усилиями) и имеют ряд положительных последствий, в частности, имеет место рост объемов производства обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, развитие туризма, увеличение частного сектора, притока прямых иностранных инвестиций и т. д.

Однако сравнительный анализ уровней, динамики, пропорций и важнейших факторов развития стран САБВ в контексте глобальных изменений в мировой экономике показывает, что они переживают немалые трудности.

В этой связи на базе принимаемых межправительственных решений представляется возможным определить основные задачи региональной экономической интеграции арабских стран, т. е. теоретического (и прагматического) подхода к решению актуальных задач национального развития.[6]

1.     Необходимость укрепления политического единства и создания взаимоувязанных отраслей национальных хозяйств. При этом подчеркиваются совместные внутри- и внешнеэкономические интересы, а также общие опасности (например, угроза внешней агрессии);

2.     Необходимость постоянной модернизации национальной экономики, перехода от традиционного к современному производству, использования доходов от нефти для закупок современных машин и технологий государствами региона. Для этого использовать инвестиции частных предприятий и государства и государственные планы развития. Поощрять импорт иностранной рабочей силы.

3.     На стыке 1980-х и 1990-х гг. произошла смена концепции развития: государственная монополия постепенно уступала место режиму открытой, либеральной экономики.[7] Например, в ОАЭ была проведена частичная приватизация, в национальное хозяйство были допущены частный местный и иностранный капиталы, созданы СЭЗ, ограничено вмешательство государства в ценообразование и установление таможенного режима, повсеместно внедрены рыночные отношения.

4.     Правительствами ряда стран (Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) перед государственными, частными и иностранными компаниями были поставлены задачи: интенсифицировать строительство современных промышленных предприятий, продукция которых должна соответствовать мировым стандартам, перейти от импортозамещения к экспортоориентированию (при формировании конкурентных преимуществ в ведущих экспортных отраслях), диверсифицировать номенклатуру экспортных товаров и торговых партнеров и, таким образом, снизить уровень зависимости стран от экспорта нефти.

Содействовать созданию сети государственных, частных (в том числе, исламских) и иностранных банков в целях финансирования национального и зарубежного строительства, а также в целях продвижения национальных интересов за национальные границы.

5.     Оказать помощь национальному предпринимательству в создании рекреационных объектов для иностранных туристов, повысить качество услуг до мировых стандартов и обеспечить национальному государству дополнительные источники получения иностранной валюты.

6.     Повысить культурно-образовательный и информационно-технический уровень населения.

В целом можно утверждать, что концепция экономического развития и задачи, стоящие перед государствами региона, предусматривают мощный социально-экономический рывок на рубеже веков и создают новые перспективы на XXI в. Как показывают исследования экономических преобразований 1990-х гг., арабские страны, ориентированные на региональную интеграцию, смогли реализовать большую часть своих концептуальных замыслов, но, несмотря на все положительные аспекты, арабские страны отличаются недостаточно высоким уровнем экономической интеграции.[8]

Появление региональных организаций отражает степень понимания странами определенных геополитических, геоэкономических и военных императивов, то есть рост их национально-политического сознания. Кроме того, возникновение региональных организаций обычно отражает сознание настоятельной потребности в единстве как одном из условий прогресса.

Концепции создания единой региональной организации государств Персидского залива стали возникать на рубеже 1950–1960-х гг. Процесс их создания имеет свою историю. Он представлял собой попытки экономического сотрудничества, взаимодействие в политической и военной сферах, и их симбиоз.

И хотя разногласия между странами затрудняли налаживание регионального сотрудничества между ними, тенденция к усилению внутрирегионального взаимодействия проявилась, прежде всего, в создании Лиги Арабских Государств (ЛАГ), которая является одной из старейших, и в то же время одной из наиболее «проблемных» региональных организаций современного мира, а также субрегиональных блоков, прежде всего Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) и Союза арабского Магриба.[9]

Факторы, объединяющие арабские государства, все-таки преобладают над существующими разногласиями, ведущими к взаимному отторжению. В ближайшем будущем именно эта проблема будет находиться в эпицентре политических и теоретических дискуссий, более того – международной практики.

В этой связи представляется, что необходим пересмотр концепций организационного подхода к сотрудничеству стран как в Персидском заливе, так и в Северной Африке, основанный на изменившихся за полвека реалиях в мировой экономике и политике.

Представляется также, что перспективы и возможности развития региональной экономической интеграции стран САБВ в значительной степени будут зависеть от реализации их рыночных реформ и диверсификации экономики, так как для усиления взаимосвязей между ними необходим определенный (и пока отсутствующий) уровень их экономического развития и взаимодополняемость национальных хозяйств. Немаловажную роль в этом призваны играть также эволюция их внешнеторговых условий и снижение взаимной конкуренции на внешних рынках на основе развития взаимовыгодного разделения труда, а также политические аспекты развития.


1.3           Приоритеты и перспективы развития региональной экономической интеграции стран Ближнего Востока и Северной Африки

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.