Рефераты. Интеграционные процессы в Латинской Америке

Интеграционные процессы в Латинской Америке

Оглавление


Введение

1. Новые ориентиры Латинской Америки

2. Роль НАФТА в интеграционных процессах

3. Развитие внешнеэкономических связей стран Латинской Америки

Заключение

Литература


Введение


Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала "Инициатива для Америк", провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. "Инициатива для Америк" уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). С Мексикой с 1991 г. Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

Столь резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен следующими факторами. После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков - в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в выдвинутую Соединенными Штатами после распада СССР концепцию однополюсного мира. На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах.


1. Новые ориентиры Латинской Америки


Общие тенденции, характерные для эволюции развивающегося мира, с большой четкостью прослеживаются в Латинской Америке. Последние десятилетия отмечены значительным усилением экономических и политических позиций США в регионе и характеризуются определенным поворотом ведущих латиноамериканских государств в сторону сближения с США.

Эти изменения тесно связаны с активизацией латиноамериканской стратегии США, проведением политики так называемого нового регионализма. Латинская Америка традиционно рассматривалась США как регион особых военных, политических и экономических интересов, как сфера преобладающего американского влияния. С этой точки зрения "новый регионализм" в известной степени является продолжением указанных традиционных тенденций. Вместе с тем новую латиноамериканскую стратегию США отличает постановка беспрецедентных по своим масштабам задач, принципиальное изменение некоторых исходных позиций, значительное расширение арсенала средств, используемых для экономического взаимодействия со странами Латинской Америки.

Современный подход США исходит из необходимости налаживания с регионом партнерских отношений, учитывающих реально складывающуюся обстановку, которая определяется такими процессами, как стремление латиноамериканских стран к укреплению национального суверенитета, ускорению экономического и социального прогресса, упрочению мировых политических и экономических позиции. Соответственно, важнейшими элементами нового латиноамериканского курса США становятся существенная гибкость, готовность к компромиссам, активные поиски взаимоприемлемых основ сотрудничества.

Концепция нового регионализма осуществляется на двух уровнях: во-первых, на уровне предпринимательского сектора в форме резкой активизации деятельности транснациональных корпорации (ТНК) США в Латинской Америке, что уже привело к фундаментальным качественным изменениям в объемах и характере экономического сотрудничества; во-вторых, на межгосударственном уровне, где США предпринимают крупномасштабные шаги, направленные на образование экономической группировки, которая в перспективе должна охватить все Западное полушарие. В целом роль региона на шкале внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов США возрастает. Конечная цель данной стратегической линии состоит в том, чтобы создать в регионе новую систему экономических и политических отношений и использовать ее для консолидации мировых позиций США.

Поворот в сторону США в немалой степени определяется и внутренней обстановкой в регионе. Наиболее важным событием социально-экономической жизни стран Латинской Америки в последние два десятилетия стал переход к неолиберальной модели развития. Новая экономическая стратегия рассматривалась как действенный инструмент для преодоления хозяйственного застоя, охватившего регион в 80-е годы. Ее использование позволило стабилизировать обстановку: добиться повышения темпов хозяйственного роста (в 90-е годы они составили в среднем 3,3% против 1,2% в предыдущем десятилетии), обуздать инфляцию (ее темпы снизились примерно до 9 - 10% в год), обеспечить расширение экспорта (его объемы возросли в 2,5 раза), увеличение притока иностранного капитала (в 1997 - 2002 гг. прямые иностранные инвестиции превысили 250 млрд. долл. или в среднем более 60 млрд. долл. в год против 11,1 млрд. долл. в 1990 г).

Однако, оценивая в целом функционирование неолиберальной модели, нельзя не констатировать, что она принесла ограниченные результаты. Их обобщающим показателем является неутешительная динамика душевого ВВП региона. В 80-е годы он снизился на 0.9%, а в 90-е годы возрос примерно на 1,5%. Таким образом, к началу нового тысячелетия Латинская Америка пришла с уровнем душевого дохода почти 20-летней давности.

Больше того, в экономике региона возник ряд серьезных негативных явлений. Во многих странах обозначилось ослабление позиций национального капитала. Его поведение характеризует существенная пассивность и нежелание инвестировать финансовые ресурсы в производственную сферу. В то же время возросла зависимость ведущих латиноамериканских стран от мирового финансового рынка и других внешнеэкономических факторов. По-прежнему очень остро стоят внутренние социально-экономические проблемы, связанные с чрезмерной концентрацией доходов, обездоленностью беднейшего населения, узостью внутреннего рынка, ограниченностью внутренних накоплений и низкой инвестиционной квотой. В результате обострения этих проблем в Латинской Америке наметилась тенденция к усилению экономической неустойчивости, которая явственно проявилась в ходе недавнего азиатского финансового кризиса в виде нулевого роста производства в регионе в 1999 году, падения в ряде стран занятости, увеличения банкротств и при других неблагоприятных показателях.

Многие видные специалисты, анализируя складывающуюся обстановку, приходят к выводу о неадекватности неолиберальной модели современным условиям. Так, известный аргентинский экономист Альдо Ферер пишет: "Провал рецептов Вашингтонского консенсуса очевиден. Успехи, связанные с достижением финансового равновесия и низкими темпами инфляции, являются эфемерными, ибо они опираются на рост внешней задолженности, экономический застои и безработицу... В целом не удалось трансформировать производственную структуру для того, чтобы освоить технологическую революцию и интегрироваться в динамичные потоки мировой экономики".

Для ведущих стран Латинской Америки корректировка действующей экономической модели и выбор новых приоритетов, отвечающих современной обстановке, приобретают особую значимость, поскольку большинство стран региона по итогам последних десятилетий не только все дальше отстают в своем развитии от центров капитализма, по и значительно уступают по многим показателям передовым районам развивающегося мира (прежде всего Юго-Восточной Азии). Латинская Америка фактически не справляется с решением задач индустриального этапа, что делает малореальной в условиях сохранения действующей модели развития постановку новых стратегических задач.

Вполне естественными в этих условиях являются поиски внешней опоры, способной обеспечить поддержку в нынешней сложной социально-экономической ситуации. Непосредственная близость к главному центру постиндустриального мира - США и заметная эволюция латиноамериканской стратегии Вашингтона порождают в регионе надежды на возможность использовать экономическое взаимодействие с США для выработки подходов но преодолению имеющихся острых хозяйственных трудностей и решению новых стратегических задач, связанных с возможностью приобщения к постиндустриальной фазе развития.

Разумеется, ввиду новизны и большой сложности возникших проблем, в Латинской Америке пока нет единства относительно реализации наиболее эффективного курса, отвечающего национальным интересам. Эти проблемы стоят в центре острых дискуссий, которые ведутся в самых широких общественных и политических кругах. Однако нельзя не видеть и существенных практических шагов, предпринимаемых на национальном и субрегиональном уровнях для определения новой стратегии развития. Одним из таких шагов является налаживание сотрудничества с Россией. В последние годы ведущие латиноамериканские страны ведут налаживание дипломатических и экономических связей с нашей страной. Проходят совместные форумы и конференции по различным вопросам. Среди стран Латинской Америки на сегодняшний день наиболее плодотворно осуществляется сотрудничество с Бразилией и Аргентиной.


2. Роль НАФТА в интеграционных процессах


Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) вошло в силу в январе 1994 г., результатом чего стало создание одного из самых крупных торговых блоков на земле, объединившего все три государства Северной Америки. В известном смысле оно было продолжением более раннего соглашения о свободной торговле, существовавшего между США и Канадой.

Североамериканское соглашение о свободной торговле предусматривает регулярные консультации стран-участниц по проблемам взаимного интереса, включая регулирование в области здравоохранения (чтобы уменьшить разрыв в стоимости рабочей силы), субсидирование производства в ряде отраслей, стандартизацию правил установления происхождения товаров, установление стандартов качества, а также создание легальных процедур компетентных органов для разрешения коммерческих споров.

Возникнув как проявление объективных тенденций в региональной и мировой экономике и как равнодействующая устремлений различных экономических и политических сил трех стран, НАФТА превратилось в объективную реальность, оказывающую возрастающее воздействие на потоки региональной и мировой торговли и инвестиций. Начиная со вступления НАФТА в силу в 1994 г., положение Северной Америки как одного из самых процветающих и интегрированных регионов мира стало совершенно бесспорным, выражаясь в росте производства и внутрирегиональных связей. Сегодня одна треть всей внешней торговли трех стран группировки приходится на торговлю в пределах Североамериканского соглашения о свободной торговле. В 2000 г. трехсторонняя торговля достигла 659 млрд долл., что на 128,2% превышает ее объем в 1993 г. и на 16% - в 1999г. С января 1994 г. торговля между партнерами по НАФТА возрастала со среднегодовым темпом 11,8%, превосходя мировой показатель, который равен 7%. Еще более быстрыми темпами развивалась торговля между Мексикой и Соединенными Штатами. С 1994 по 2000 г. она более чем утроилась, демонстрируя ежегодный прирост в 16,7%. В результате Мексика превратилась во второго, после Канады, торгового партнера США, оттеснив Японию и Китай. В 2000 г. мексикано-американская торговля достигла 263,5 млрд долл., что означает рост по сравнению с 1993 г. на 209,2%.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.