Рефераты. Информационная деятельность ЮНЕСКО в сфере образования

Информационная деятельность ЮНЕСКО в сфере образования

Введение


ЮНЕСКО (UNESCO, сокр. от англ. United Nations Educational Scientific and Cultural Organisation - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) - международная межправительственная организация; специализированное учреждение ООН. Устав ЮНЕСКО, утверждённый на Учредительной конференции представителей 44 стран в Лондоне в ноябре 1945 г., вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН. На 1 декабря 1975 г. в ЮНЕСКО входило 136 государств; на 1 января 1986 г. - 158. В настоящее время в составе ЮНЕСКО 161 государство. СССР - член ЮНЕСКО с 1954 г. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже.

Целями ЮНЕСКО, согласно ст. 1-й её Устава, являются: содействие миру и международной безопасности путём развития сотрудничества между государствами в области образования, науки и культуры; обеспечение всеобщего уважения основных прав и свобод человека без различия расы, пола, языка или религии; распространение культурной и научно-технической информации; защита национальных культур и др. Деятельность ЮНЕСКО охватывает широкий круг вопросов: ликвидация неграмотности и борьба с дискриминацией в области образования; воспитание молодёжи в духе мира и международного взаимопонимания; содействие в подготовке национальных кадров; изучение национальных культур; проблемы океанографии, биосферы, геологии, социальных наук, информации и др. В 60-начале 70-х гг. ЮНЕСКО приняла ряд решений, направленных на активизацию её роли в борьбе за мир, против расизма и колониализма.



Борьба ЮНЕСКО против информационной дискриминации


ЮНЕСКО в соответствии со своим Уставом призвана способствовать "сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации", добиваться "свободного распространения идей словесным и изобразительным путем", помогать "сохранению, увеличению и распространению знаний" и поощрять "развитие народного образования и распространение культуры".

С наступлением информационного века эти задачи не только сохранили свою актуальность, но и приобрели новую остроту. Конкретные пути их решения ЮНЕСКО адаптирует к новой технологической среде.

В концептуальном документе "Юнеско и информационное общество для всех", подготовленном в мае 1996 года к совместному заседанию Комиссии по программе на тему: "Проблемы в области образования, науки и культуры в связи с новыми коммуникационными и информационными технологиями", проводившемуся в ходе двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, стратегические позиции этой организации определены следующим образом:

"Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) уполномочена ее 185 государствами-членами, в частности, содействовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем и способствовать развитию международного сотрудничества в сфере коммуникации, информации и информатики в целях сокращения существующего разрыва между развитыми и развивающимися странами в этих сферах. В Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 1996-2001 годы предусматривается уделить особое внимание вопросам применения коммуникационных и информационных технологий в интересах развития, демократии и мира".

Серьезное внимание в документе уделено информатизации сферы культуры:

"В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечит каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии. Каждый сможет в любое время послушать концерт или посетить музей в виртуальном режиме без переездов и очередей. Более того, трехмерное изображение и интерактивные интерфейсы открывают широкие новые просторы для экспериментального искусства. В целом эти технологии обладают огромным потенциалом для укрепления культурной самобытности, содействия межкультурному диалогу и стимулирования художественного творчества".

По мнению ЮНЕСКО, в ближайшем будущем общество столкнется (и уже столкнулось) с целым рядом новых проблем.

Один из важнейших аспектов существования современного демократического общества — право на коммуникацию. Оно сопряжено с обеспечением доступа к телекоммуникационным средствам по низким ценам для "интеллектуальных секторов" (образование, наука, культура, средства информации, библиотеки и архивы), которые играют решающую роль в развитии национальных информационных инфраструктур.

Другой важной проблемой является поддержание в информационном обществе языкового и культурного многообразия. Глобализация, обусловливаемая технологией, воспринимается многими как угроза для местных обычаев, ценностей и верований.

Расширившийся доступ к взаимосвязанным сетям и базам данных порождает серьезные этические и правовые проблемы, такие, например, как конфиденциальность информации и право каждого проверять касающиеся его данные, регламентация содержания информации, распространяемой по информационным магистралям (информация нетерпимого, расистского, насильственного или порнографического характера и, особенно, ее доступность детям), компьютерное пиратство и другие преступления в области информатики, авторское право и пр.

Воздействие компьютерной технологии на личность и ее социальное поведение также носит противоречивый характер: уже сегодня перед человеком открыты огромные возможности для доступа к различным областям знаний. Это может неоправданно завысить значение связи "человек-машина" в ущерб осмыслению, самостоятельности и развитию способностей личности.

Информационные магистрали являются важным фактором крупных социальных преобразований — таких, как интернационализация торговли и развитие мирового экономического рынка, глобализация системы распространения новостей и личной коммуникации, изменение состава рабочей силы в связи с возрастающим использованием информационных технологий на рынке труда.

Связанные со многими из этих явлений опасности еще плохо изучены, и потребуется их более глубокий научный анализ, прежде чем они смогут адекватным образом учитываться в политике.

Концептуальные основы позиции ЮНЕСКО в области информатики нашли свое отражение в нынешней Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО (1996-2001), в которой предусматривается, что "Организация во взаимодействии со всей системой ООН и международным сообществом в целом будет:

1.       в рамках функции международного интеллектуального сотрудничества:

•        поощрять и развивать анализ социального воздействия коммуникационных и информационных технологий;

•        способствовать разработке и популяризации международной политики по развитию информационных магистралей, направленной на вовлечение развивающихся стран в информационное общество и на предотвращение новых форм отчуждения внутри стран из-за экономических или иных барьеров;

•        содействовать международной дискуссии по вопросам прав человека в грядущем информационном веке, включая права на доступ к информации и на конфиденциальность информации;

•        содействовать развитию международного анализа основных этических и культурных проблем в связи с информационными магистралями

•        участвовать в процессе пересмотра авторского права и конвенций об интеллектуальной собственности;

•        содействовать анализу проблем целостности художественного произведения и моральных прав, которым угрожают новые технологические возможности для искажения или распространения искаженных произведений;

•        поощрять создание и распространение методов обработки информации и обеспечения доступа к ней в сферах образования, науки, культуры и коммуникации;

•        утверждать миссию общественных средств информации по удовлетворению самых основных образовательных, научных и культурных потребностей человека в условиях новой технологической среды.

2.       в рамках функции технического содействия:

•        оказывать помощь государствам-членам ЮНЕСКО в разработке национальной политики и региональных стратегий в целях оптимального использования информации и обеспечения доступа к ней с помощью современных технологий, а также в создании условий, способствующих развитию электронных отраслей индустрии культуры;

•        содействовать (например, через экспериментальные проекты и подготовку специалистов) использованию информационных сетей и новаторских технологий мультимедиа для стимулирования развития по следующим направлениям:

свободное распространение информации в сферах образования, науки, культуры и коммуникации и повышение роли библиотек, особенно публичных, как пунктов доступа к электронной информации;

дистанционное образование и новаторские подходы к неформальному и непрерывному образованию и обучению;

виртуальные научные лаборатории, в которых исследователи из развивающихся и развитых стран могут с помощью средств телекоммуникации совместно работать над научными проектами;

выпуск и распространение разнообразной культурной продукции как вклад в укрепление взаимопонимания и диалога между культурами".

Таким образом, деятельность ЮНЕСКО направлена на то, чтобы повысить роль и значение нравственной и интеллектуальной составляющих в нарождающемся информационном обществе, способствовать удовлетворению образовательных, научных и культурных потребностей всех народов и каждого человека, содействовать подлинному симбиозу культур в духе взаимного уважения и взаимного обогащения.


ЮНЕСКО против дискриминации в сфере образования, расовой и других видов дискриминации


Следует указать на ряд документов императивного характера, подготовленных органами ЮНЕСКО и вступивших в силу в государствах-членах.6 Так, 14 декабря 1960 г. Генеральная ассамблея ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, вступившую в силу 22 мая 1962 г.

Статья 1 (1) Конвенции дает определение дискриминации в целях Конвенции, coгласно которому "выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности: а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; b) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; с) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо случаев, предусмотренных положением Статьи 2 настоящей Конвенции; или d) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц."

Одновременно Статья 2 излагает ряд положений, которые не рассматриваются как дискриминация:

"а) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;

b) создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени;

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.