Рефераты. Империализм и национализм как принципы внешней политики

Препятствие, мешающее объединению, очевидно. Если одна нация имеет n количество государств, то она имеет и n количество правителей, которые, естественно, не желают терять свою власть, отдавая ее одному правителю, даже если в целом для нации это было бы лучше. То есть объединение происходит успешно только в тех случаях, если недостатки раздробленность очень сильны, и те, кто страдает от них, способны противостоять тем, кто получает от этого выгоду.

Таким образом мы видим что для появления национализма, необходимо желание данной нации объединиться. То есть вовсе не национализм насаждает культурную однородность, а наоборот является выражением в объективной потребности в таковой.

Итак, мы описали причины возникновения национализма, среди которых одним из решающих является переход от разрозненного аграрного общества к индустриальному, с высокой степенью коммуникации и, как следствие, стандартизацией культуры, стремящейся обрести свое государство. Теперь нужно сказать о “пути”, которому следует нация для обретения своей политической крыши[17].

Первый этап, это мир, где политические идеи разделения этносов еще не развиты. В этой обстановке и границах, не обоснованных национальным принципом, зарождается националистическая идея. Здесь получает развитие националистическая агитация и пропаганда. Это второй этап. На третьем этапе происходит распад межнациональных империй. Их место занимает ряд государств, образованных по национальному принципу. Однако они сталкиваются с рядом проблем, таких как проблема национальных меньшинств. На следующем этапе национальный принцип требует, чтобы компактные этнические группы вписывались в общую систему территориального образования. Кроме ассимиляции используются гораздо более жестокие методы. Для обозначения этого этапа Эрнест Геллнер использует термин Nacht und Nebel, взятый из обозначения нацистами некоторых операций во время второй мировой войны.

Последний этап характеризуется высокой степенью насыщения общества результатами националистической политики, что ведет к уменьшению злокачественных последствий национализма.

Итак, от этапа, на котором находится государство, стремящееся стать национальным, напрямую зависит его внешняя и внутренняя политика.


ГЛАВА II. ПЕРЕХОД ОТ ИМПЕРИИ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ


2.1              ИСТОКИ


Национализм, существовавший на протяжении уже двух столетий, приобретает особое значение после первой мировой войны. Это связанно в первую очередь с колониальной системой, эксплуатировавшей слабо развитые государства, а также с развитием идеи национального суверенитета. Следуя этой национальной идее, совершенно недопустимо с точки зрения политических норм, если правители политической единицы принадлежат не к той нации, к какой относится большинство населения.

Поистине решающим событием являлся приход к власти большевиков в Петрограде. Советский Союз не рассматривал себя как национальное государство. Однако, снимая проблему национализма, формально признавая за отдельными территориями право на их собственную культуру, он, в то же время, подчинял их всеобщему плану, за который он и снискал себе преданность миллионов людей. Советский Союз противопоставлял себя империалистическому миру, что после второй мировой войны привело к противостоянию двух мировых “идей” - западной/демократической (бывшие империалистические страны) и восточной/коммунистической - в виде холодной войны.

Уже в начале XX века система прямого колониального подчинения исчерпала свои возможности. В межвоенный период и в годы второй мировой войны ряд государств Востока добились отмены неравноправных соглашений и признания их независимости (Афганистан, Иран, Турция, Китай). А к середине XX в. экономическая несостоятельность колониальной системы выявилась окончательно.

После войны распад колониальной системы резко ускорился. Первоначально он охватил Азию и Северную Африку. Здесь к концу 50-х годов образовалось 14 независимых государств. С 1960 года центром освободительного движения стала Африка, к середине 80-х годов здесь обрели независимость 50 стран. В 1990 году получила независимость Намибия, в 1997 году под юрисдикцию Китая вернулся Гонконг. Колониальные империи ушли в прошлое. [18]

В послевоенный период резкое увеличение числа националистических движений можно объяснить ростом налогов, ввозом иностранных товаров, вывозом продовольствия и сырья, дискриминацией местного населения в повседневной жизни, в сфере образования, при приеме на работу. Все это привело к формированию антиколониального союза основных социальных слоев: крестьянства, мелкобуржуазных слоев города, национальной буржуазии, рабочих, интеллигенции.

Важная роль в объединении всех антиколониальных сил под знаменем национального освобождения принадлежала местной интеллигенции. Дело в том, что интеллигенция и правящие слои зависимых стран понимали, что либо им придется принять “вестернизацию”, либо уйти с политической сцены. Часто представители этих слоев получали образование на западе и именно там восприняли западную идеологию. Представители национальных элит зависимых стран познакомились с такими лозунгами национализма, как независимость, самоопределение нации и образование суверенных государств и т.п. во время своих поездок на запад или в учебных заведениях западного типа. Ведь именно там они возникли. Так например, Махатма Ганди, родившийся в семье из касты торговцев, носивший самую простую национальную одежду и защищавший национальные ремесла, получил образование в Англии и не скрывал своих интеллектуальных связей с работами Льва Толстого и Джона Раскина.

Преимущественно деколонизация прошла сравнительно мирно (как в большинстве британских колоний и африканских владений Франции). Однако в ряде стран борьба за независимость приобрела вид либо быстро прекратившихся (Индонезия), либо продолжительных и кровавых (Индокитай, Алжир) боевых действий.

Это относительная легкость обретения независимости объяснялась изменением отношения к колониям со стороны метрополий. Сохранение колониальных порядков по мере усиления освободительного движения требовало все больших расходов, что лишало метрополии, и без того ослабленные войной, средств, необходимых для внутреннего развития. Колониальным державам не удалось получить поддержку США, стремящихся получить доступ на рынки колоний и привлечь на свою сторону освободившихеся страны, а потому активно выступавших за деколонизацию. Военно-политическое господство становилось все более бесполезным и дорогостоящим, сменяясь экономическим господством. Кроме того практика показывала, что в выигрыше оказываются страны, делающие упор на внутреннее развитие. Интеграция в Европе становилась более выгодной, чем сохранение связей с колониями.

Крупной внутренней проблемой многих молодых государств стало объединение в их составе народов с разными языками, культурой и религией, что, естественно, привело к внутренним противоречиям (Эфиопия, Нигерия, Судан, Чад). Как уже говорилось выше, одна из причин появления национализма - культурная и языковая неоднородность. В Индии такая неоднородность породила в 1947 году раскол страны на две части по религиозному признаку: мусульманский Пакистан и индуистский Индийский союз.

Обретение независимости позволило бывшим колониям стать субъектами мировой политики, вступить в ООН. Однако политическая независимость еще не гарантировала полную самостоятельность молодых государств. Низкий уровень экономического развития большинства освободившихся стран вынудил их идти на сотрудничество с развитыми державами, в том числе и с бывшими метрополиями, что в конечном итоге способствовало трансформации империализма в новый вид зависимости, при котором на смену прямому политическому подчинению приходят финансовые, экономические и другие средства подчинения. Такая внешняя политика капиталистических стран была названа неоколониализм.

Элементами неоколониальной политики стали кредиты и займы, предоставление различных видов помощи, контроль цен на сырье, промышленную и сельскохозяйственную продукцию на мировых рынках, создание филиалов крупнейших западных компаний и смешанных предприятий в бывших колониях, поставки вооружений и т. д.

Таким образом, с падением колониальной системы империалистическая идея управления сильных слабыми не исчезла, а лишь приобрела новые формы.


2.1          СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ


Однако уже с 80-ых годов исследователи начинают забывать о империализме и его последствиях. Жизнь показала, что экономическое сотрудничество молодых государств с мировыми лидерами имеет ряд положительных моментов: создание современных отраслей в бывших колониях, ускорение модернизации их промышленности, создание новых рабочих мест. Новые индустриальные страны показали, что далеко не всегда использование иностранной помощи ведет к усилению политической зависимости и отсталости.

В результате ликвидации колониальной системы покончено в основном с территориальным разделом мира. Неоколониализм развёртывает борьбу за экономический передел мира, за создание новых политических, экономических и военно-стратегических сфер и зон влияния. Это в свою очередь обостряет отношения не только между бывшими колониями и империалистическими государствами, но и вызывает усиление межимпериалистических конфликтов и противоречий.

В этой обстановке сильно меняется содержание понятия “национализм”. Его уже невозможно рассматривать иначе, чем в глобальном ключе и, в то же время, очень трудно анализировать его, не считаясь с его спецификой.

Начало эры, в которой мы сейчас живем, можно обозначить 60-ыми годами XX века. Она ознаменовалась глобальным эхом национализма в двух маленьких, нищих, периферийных государствах. Это героическая борьба Вьетнама против могущества США в 1968 году[19] и подавление восстания в Чехословакии, которое мешало планам СССР. Благодаря новым возможностям СМИ- телевидение, радио и др., эти события наглядно представили миру опыт периферийного национализма. Восток становится регионом, где национальный вопрос стоит на одном из первых мест по числу порождаемых им конфликтов. Против официально признанных правительств восстают националисты Бельгии, Шотландии, Каталонии, земли Басков и т.д. Это отчасти было связанно с распадом империй и, как следствие, с падением авторитета правительств и исчезновением возможности “выпускать национальный пар” в колониях империи.

В “старой” Европе развитие национальных идей не отставало от Востока.

С распадом СССР идеологическое деление мира уходит на второй план. На первое место, как утверждает Хантингтон, цивилизационные различия. И среди цивилизационных различий выделяется религия.

Таким образом в современном мире прослеживаются две основные тенденции- к внутригосударственной интеграции и к формированию наций, обеспеченных своей политической крышей. Причем последняя часто осложняется локальными конфликтами, что связанно с высокой популярностью националистических лидеров сегодня. Отчасти важную роль в этом сыграло установление прав и свобод человека, в том числе движения за гражданские права и феминистические движения, зародившиеся в США, но вскоре вышедшее за государственные границы.

Существует много примеров локальных конфликтов на почве национализма. Но трудно найти в мире более конфликтный регион, чем Восток. Об этом свидетельствует опыт Пакистана, единственной в мире страны, образовавшаяся по конфессиональному признаку. Первоначально в результате раздела индии по религиозному признаку к Пакистану отошла Восточная Бенгалия. Так была образована провинция Восточный Пакистан. Несмотря на религиозное единство, для Пакистана было затруднительно согласовывать политику двух частей своей территории, разделенных Индией. Именно здесь мы можем проследить один из решающий факторов в зарождении национализма – желание нации объединится, т.е выгоды от данных действий предполагаются больше, чем затраты на их проведение. В результате в 1970 во всеобщих выборах в Пакистане выиграла Народная лига,в программу которой входило предоставление автономии Восточному Пакистан. 26 марта 1971 года была провозглашена независимость Бангладеш, началась вооруженная борьба, в ходе которой Бангладеш получил военную поддержку со стороны Индии. И 16 декабря 1971 года борьба была завершена в пользу Бангладеш. Сепаратистские настроения в данном регионе основаны именно на национализме. Пакистан состоит из четырех провинций, каждая из которых населена представителями разных этносов – пенджабцами, синдхами, белуджами и пуштунами. Наиболее массовыми были выступления племен белуджей за широкую автономию Белуджистана, они переросли в настоящую войну с пакистанской армией в 1973-1977 гг[20].

В 2003 году обострилась ситуация в Белуджистане. Причиной явилась величина ренты, полагающейся провинции за добываемый на ее территории природный газ. В провинцию были введены войска для карательных операций[21]. В провинции имеют наибольшее влияние политические силы, выступающие за автономию и выступающие за активные действия для создания Свободного Белуджистана.

Однако, несмотря на существенную угрозу со стороны сепаратистов, тем не менее, возможность отделения Белуджистана невелика. Существует ряд факторов, препятствующий этому: это связующая всех пакистанцев общая религия – ислам и влияние других стран региона, таких как Китай и Индия, которым это не выгодно.

В Бангладеше национализм имеет большее значение. Сам факт возникновения независимого государства говорит о том, что бенгальцы выше поставили свои национальные интересы, чем религиозные.

Из опыта Пакистана можно заметить, что хотя решающую роль в националистических движениях играют внутренние процессы государства, но влияние других стран региона или мирового сообщества, имеющих весомые экономические или политические позиции на данную территорию, тоже оказывается существенным фактором. Самым ярким примером такого воздействия является опыт Югославии, где интересы США сыграли немаловажную роль. В основе Югославского конфликта лежит противостояние двух этнических групп, сербов, составляющих основное население СРЮ (федерацию Сербии и Черногории), и албанцев, составляющих большинство населения провинции Косово и Метохии и пользующихся поддержкой извне.

По официальной версии из-за того, что местным правительствам не удалось найти решение кризиса мирным путем, кризис перерос в военные действия НАТО (а значит США) против СРЮ. Вашингтон сумел доказать своим европейским партнерам, что они не смогут решить сложные международные вопросы без США. Операция НАТО “Союзническая сила” была начата 24 марта 1999 г., окончание операции – 20 июня 1999 г..[22] В качестве основания для применения силы названо стремление предотвратить гуманитарную катастрофу, вызванную политикой геноцида,

Регионы быстро разделились на “своих” и ”чужих”. Так, к примеру, вышедшая из состава СФРЮ православная Македония была зачислена в “свои”, поскольку ее руководство было настроено прозападнически и быстро согласилось на размещение на своей территории американских миротворцев под эгидой ООН.

Боснийцы тоже сразу же были зачислены в “свои”, а православные сербы в “чужие”. Такое разделение происходило по нескольким причинам. Во-первых, сербы исторически выступали союзником России на Балканах, поэтому их следовало максимально ослабить, что косвенно ослабляло влияние России в этом регионе. Во-первых, поддерживая мусульман,, американцы и в целом Запад думали об обеспечении своей энергетической безопасности, поскольку государства исламского мира контролируют наибольшую часть нефтяных мировых запасов. Поддерживая мусульман на Балканах, Запад косвенно завоевывал расположение богатых нефтью исламских государств. Другими словами политика на Балканах с самого начала строилась исходя из своих политических интересов, а не с позиций примирения сторон и урегулирования разгорающегося конфликта.

Данный конфликт, начавшись из-за националистических противоречий, перерос в достижение ведущими капиталистическими державами своих интересов. А ведь это и есть принцип внешней политики империалистических стран- достижение своих целей, использую слабые страны, как средство для этого.

Данные примеры наиболее ярко показывают основные тенденции международной политики современности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, можно заключить, что такие явления как национализм и империализм (а точнее его последствия) имеют большое значение в современной международной политике. Особенно это становится важным после распада СССР и становлением навой мировой системы, не разделенной больше по идеологическому принципу на две части. Однако сам по себе национализм не является проблемой. И нельзя его рассматривать только на примере локальных конфликтов, которые всегда имеют свою специфику и не подчиняются общему строгому сценарию. Так мы видим проявление националистических идей в литературе и музыке разных стран, в системе паспортного контроля и даже в подъеме национального духа в случае победы сборной команды государства на футбольном чемпионате.

Можно сделать вывод о ложности суждений, что национализм это проблема, требующая решения, которая рано или поздно навсегда уйдет в прошлое.

Появление национальных идей тесно связано с политикой империализма. Именно развитые европейские страны принесли в государства периферии идеи о национальной независимости, а также большое влияние оказало противопоставление нации колониальных стран своим угнетателям. Так как национализм связан именно с осознанием этноса себя как нации.

Однако с падением колониальной системы национализм не исчез. Его идеи развиты по всему миру, в том числе и в бывших империалистических государствах. Это связанно с языковыми, культурными, религиозными и др. различиями населения данных территорий.

Политика империализма, официально став частью истории, перешла в другую, более скрытую форму. Это явление обозначено исследователямиё как неоколониализм. Ввиду усиление глобализации и процессов МРТ, все большее значение имеют методы экономического контроля на мировом уровне. Ведущие капиталистические державы контролируют отсталые государства периферии с помощью кредитов и займов, через предоставление различных видов помощи, контроль цен на сырье и т.п. Таким образом можно сделать вывод, что империалистическая внешняя политика государств продолжает осуществляться и сегодня, но другими методами.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


I. Источники

1.                 В.И. Ленин Империализм, как высшая стадия капитализма- Полное собрание сочинений – Том 27

2.                 Конституция Республики Бангладеш // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Католический профессор истории в Оксфорде, уроженец Англии

[2] Ганс Кон (1891-1971)- уроженец Праги, находясь в Иерусалиме, исследовал ближневосточное националистическое движение, издал работу “Национализм” в 1922 г.

 Карлтон Хейес (1882-1964)- профессор Колумбийского университета, опубликовал в 1926 г “Очерки национализма”

[3] Э. Геллнер – “нации и национализм” – М.- 1991г.- С. 8

[4] Л.Г. Яковенко “от империи к национальному государству” - Полис 1996 №6- С. 36

[5] Всемирная история в 3-х частях, часть 3-я. О. А. Янковский и др. Минск,, 2002- С. 126

[6] Л. Г. Яковенко “от империи к национальному государству” - Полис 1996 №6 – С. 37

[7] Э. Хобсбаум “Век Империи 1875-1914” - М. 1999- С. 235

[8] Провозглашена в 1823г.

[9] Э. Хобсбаум – Век Империи- С. 243

[10] Э. Хобсбаум – Век Империи- С. 245


[11] В то время пользовалась спросом как научная литература, как произведения Луи Массиньона, специалиста по Востоку, так и развлекательная, например романы, написанные Карлом Мэем о юноше из Германии, путешествующем по Дикому Западу и Исламскому Востоку.

[12] Э. Хобсбаум – Век Империи 1875-1914 – С. 232

[13] И. В. Сталин “национальный вопрос и ленинизм”

[14] Л.Г Яковенко- “от империи к национальному государству”- Полис 1996 №6 – С. 36

[15] Гелнер Э.- Нация и Национализм- М. 1995- С.14

[16] Геллнер Э.- Нация и Национализм- М. 1995- С. 9


[17] Э. Геллнер – нации и национализм М.- 1991г- С. 95

[18] В.Н. Амбаров - Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., 2000- С. 54

[19] Б. Андерсон – Нации и национализм – М. 2002г – С.13

[20] Белокреницкий В., Москаленко В. Пакистан: испытание на прочность // МЭиМО, 2008. - №6 – С.79

[21] Там же – С.80

[22] Сокут С., Кедров И. Война НАТО против Югославии //Особая папка №2, 1999г.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.