В легальной иммиграции в США можно выделить четыре важнейших потока, соответствующих четырем целенаправленно осуществляемым программам (направлениям) иммиграционной политики: воссоединение семей, трудовая и гуманитарная иммиграция, а также иммиграция с целью поддержания этнокультурного разнообразия.
Наиболее значительный канал легального иммиграционного притока - воссоединение семей, в его рамках в страну ежегодно приезжают 550-600 тысяч родственников постоянных резидентов или граждан США. Для ближайших родственников американских граждан (несовершеннолетних детей, супругов, а также родителей граждан США, не достигших 21 года) не существует количественных ограничений на получение визы, и ежегодно выдается около 300 тысяч "greencards". Так как количество людей, получивших американское гражданство, в последние годы значительно увеличилось, вполне вероятно, что число их ближайших родственников, имеющих право приехать в страну, в ближайшее время возрастет. В дополнение к этой категории иммиграционное законодательство США предусматривает ограниченное, хотя достаточно значительное число "greencards" для других членов семьи: для совершеннолетних детей граждан США, не состоящих в браке, для супругов и детей постоянных резидентов, для состоящих в браке детей граждан США, а также для братьев и сестер американских граждан. Как минимум 226 тысяч виз ежегодно предоставляется для этих категорий лиц, и любое число неиспользованных виз прибавляется к количеству, запланированному на следующий год. Визы выделяются в соответствии со сложной формулой, которая учитывает и категорию, и страну. Так как претендентов гораздо больше, чем соответствующих виз, некоторые из них вынуждены дожидаться своей очереди годами. Например, брат иммигранта с Филиппин, ставшего гражданином США, может ждать визы 15-20 лет. Существуют и ограничительные меры для иммигрантов (например, порог бедности), препятствующие воссоединению бедных семей[15].
Второй по численности поток легальных иммигрантов состоит из тех, чей приезд в США спонсируется работодателем. При этом работодатель должен доказать, что среди граждан или постоянных резидентов США невозможно найти подобного специалиста. Ежегодно выдается 140 тысяч разрешений, и большинство тех, кто попадает в США через этот канал, - либо высококвалифицированные специалисты в области технических наук, либо врачи, программисты, переводчики и т.д. В прошлые годы установленное количество виз превышало спрос, но в последние два года ситуация резко изменилась. Частично из-за быстрого развития информационных технологий, частично из-за компьютерной проблемы 2000 года спрос на высокопрофессиональных программистов и других специалистов в области технических наук резко возрос. В 1998 году годовая квота на эту категорию виз, известную как Н1(b), была выполнена к апрелю (финансовый год начинается в июне), и представители индустрии информационных технологий начали активную кампанию за увеличение их количества. Однако они натолкнулись на сопротивление тех, кто не желал роста иммиграции в США. Возникла проблема и с профсоюзами, считавшими, что подобных специалистов в стране достаточно, просто работодатели предпочитают нанимать иммигрантов за меньшую заработную плату. Эта ситуация стала причиной острых политических дискуссий и не разрешена по сей день.
Третий поток иммиграции связан с гуманитарными причинами. Сюда следует отнести программу США по переселению беженцев, некоторые другие гуманитарные программы, а также лиц, ищущих убежища, хотя они попадают и в некоторые другие категории. В 70-е годы был принят действующий и ныне закон о беженцах, в котором определены их основные категории.
В соответствии с программой переселения беженцев в США попадают беженцы из других стран, отвечающие международному определению беженца как лица, которое обоснованно боится преследования или не может быть защищено в своей стране и которое США принимают по "особым гуманитарным соображениям". Четкого определения "особых гуманитарных соображений" не существует, но подразумевается, что речь идет о лице, которое тесно связано с Соединенными Штатами - либо имеет постоянно проживающих родственников, либо приглашено работодателем, особенно если работодателем является американское правительство. Правительство США также принимает беженцев, нуждающихся в срочном переселении, по направлению УВКБ ООН. Американские посольства в других странах также могут рассматривать возможность предоставления статуса беженца в случаях, когда человек находится в острой опасности, но это делается довольно редко.
Количество людей, которые могут быть приняты посредством официальной программы переселения беженцев, определяется на ежегодных консультациях Госдепартамента США и Конгресса, и оно сильно сократилось с 1992 года, хотя это была единственная категория иммигрантов, за увеличение приема которой выступал Конгресс - в отличие от администрации. Пик переселения беженцев приходится на 1980 год (так называемые "вьетнамцы, прибывшие на лодках"), когда более 200 тысяч беженцев были переселены из лагерей в Индокитае. Тогда резко возросло количество разрешений на въезд для этой категории, но затем оно медленно снизилось в конце 80-х годов, частично из-за того, что увеличилось количество приезжающих из Советского Союза. В 1992 году была санкционирована выдача 142 тысяч виз, из которых более 50 тысяч приходилось на выходцев из бывшего Советского Союза. Однако фактическое число прибывших составило только 132 тысяч в 1992 году, поэтому в 1993 году "потолок" был снижен до 132 тысяч разрешений. Фактически же было принято только 119 тысяч беженцев. В следующем году этот процесс повторился, число разрешений упало до количества прибывших в предыдущем году, и т.д. В 1997 году "потолок" достиг 78 тысяч разрешений на въезд для беженцев в год, и лишь 70 тысяч были приняты. В связи с этим защитники беженцев и их сторонники в Конгрессе выступили за то, чтобы остановить этот процесс, и количество разрешений увеличилось до 83 тысяч.
Сокращение программы переселения беженцев привело к урезанию некоторых основных программ, отражавших приоритеты США в период "холодной войны", например, прием беженцев из бывшего Советского Союза, Индокитая и Кубы. Так как поток беженцев из этих стран уменьшился, Госдепартамент не проявил особой активности в определении новых групп беженцев, попадающих под программу переселения. Поэтому неправительственным организациям пришлось приложить значительные усилия, способствуя началу серьезной программы переселения беженцев из Боснии.
Четвертый поток легальной иммиграции - уникальный - принимается в рамках программы поддержания этнокультурного разнообразия. В отличие от многих стран, стремящихся к мононациональному государству, Соединенные Штаты заботятся о том, чтобы в населении страны было представлено как можно больше разнообразных этнических, культурных и конфессиональных групп. Поэтому для стран, не имеющих предыстории миграционных отношений с США, проводятся специальные лотереи "greencard", а для представителей подобных категорий существует приоритет в получении въездных виз[16].
После распада СССР в США появились потоки иммигрантов из новых независимых государств. В 1996 году 44% всех беженцев в США составили прибывшие из бывшего Советского Союза, что в два раза больше, чем из Боснии. В целом наибольшее количество иммигрантов прибыло с Украины. В США существует сильное лобби, выступающее за предоставление специальной защиты евреям, евангелистам, протестантам и другим религиозным активистам из Украины. Российские иммигранты составили лишь 15% и въезжали в основном по каналам воссоединения семей и трудоустройства. 88% иммигрантов из Узбекистана, примерно столько же из Молдавии и Белоруссии приезжают в страну в качестве беженцев, а иммигранты из Армении и Литвы - по большей части в соответствии с программой этнокультурного разнообразия.
Трудовые мигранты образуют важную составляющую общей иммиграции на американский континент и обеспечивают значительную часть рабочей силы в национальной экономике США. Существуют две основные схемы, обеспечивающие приток в США трудовых мигрантов:
- при получении статуса трудового иммигранта, то есть лица, въезжающего в страну по приглашению американской компании-работодателя на постоянную работу (ежегодно в соответствии со ст. 201 Закона об Иммиграция и натурализация американским правительством выдается 140.000 разрешений на трудовую иммиграцию);
- при получении не иммиграционного статуса в качестве временного работника, срок пребывания которого в США ограничен и заранее оговаривается американскими властями (для въезжающих иностранных граждан на временную работу количественные ограничения не установлены).
Государственная политика США в отношении трудовых мигрантов вырабатывалась постепенно. Однако важнейшие принципы ее проведения были определены уже в 1952 г., когда Конгресс США принял закон Уолтера-Маккарена, установивший правила трудовой иммиграции в США. К этим принципам относятся[17]:
- обеспечение допуска иностранных работников в таких масштабах, которые обеспечивают большую сбалансированность на внутреннем рынке труда и исключают нанесение ущерба занятости и заработкам граждан США и прочих лиц, постоянно проживающих в стране;
- стимулирование путем установления визовых квот въезда в Америку специалистов высшей квалификации, иностранцев с исключительными способностями, а также лиц редких профессий;
- противодействие неконтролируемому притоку иностранной рабочей силы. Трудовая миграция в США осуществляется под строгим правительственным контролем. Она допускается в пределах, необходимых для поддержания требуемого баланса на национальном рынке рабочей силы.
Иммиграционное законодательство США четко определяет группы иностранных граждан, в труде которых в наибольшей мере заинтересовано американское общество. В соответствии с Законом об иммиграции и натурализации 1952 г. с дополнениями в редакции 1997 г. (ст. 203), к ним относятся:
a) приоритетные специалисты (иностранцы, обладающие выдающимися способностями в науке, искусстве, образовании, спорте, известные профессора, ученые и специалисты, менеджеры и руководители работающие в международных компаниях (28,6% от общей квоты на трудовую иммиграцию);
b) иностранцы, имеющие ученую степень или исключительные способности (28,6% от общего количества трудовых иммигрантов);
c) квалифицированные рабочие, специалисты и другие категории трудовых мигрантов на те виды работ, для выполнения которых в Соединенных Штатах нет соответствующих работников (28,6% от общего числа виз на трудовую иммиграцию)[18].
Иммиграционным законодательством США предусмотрено, что въезжающие на временную работу в США "неиммигранты" квалифицируются по следующим основным группам:
- работники, обладающие выдающимися способностями и исключительными заслугами (прежде всего в области науки, искусства и религии);
- лица, въезжающие на временную работу по контрактам с американскими предпринимателями; они подразделяется на две подгруппы - временные сельскохозяйственные работники и работники других специальностей;
- стажеры, приезжающие по приглашению американских компаний;
- лица, работающие в представительствах и филиалах американских компаний, сотрудники зарубежных фирм, открывших свое представительство или филиал в США. Согласно действующему иммиграционному законодательству для временных работников предусмотрены следующие категории виз.
Существует еще одна категория иностранных граждан, временно въезжающих в США и имеющих право на трудовую деятельность. Это - иностранные студенты, обучающиеся в США или приезжающие в рамках программ обмена между учебными учреждениями. При этом предусматривается, что работа студентов не должна являться основным родом их занятия в США и может быть только источником небольшого "приработка".
Своеобразна структура неквалифицированной рабочей силы, допускаемой на национальный рынок труда. В соответствии со сложившейся практикой из каждых пяти временных работников, въезжающих по визе Н-2, четыре являются сезонными сельскохозяйственными рабочими, используемыми в основном для уборки скоропортящихся фруктов и овощей Основную массу приезжающих по категории Н-2В образуют сезонные работники сферы обслуживания курортных городов и развлекательных центров. Следовательно, промышленные и строительные рабочие в данной группе временных работников практически отсутствуют.
Иммиграционная программа, разработанная в США, предусматривает ряд приоритетов в привлечении и использовании отдельных категорий временных работников. Иммиграционная политика заключается в поощрительном отношении к высококвалифицированным специалистам, лицам "исключительных заслуг и способностей", в сдерживании потока въезжающих по категории неквалифицированного труда.
Временно въезжающие в США специалисты имеют существенные преимущества по сравнению с неквалифицированной рабочей силой. Эти преимущества сводятся к следующему:
- для иностранных специалистов не требуется получение сертификатов Министерства труда США;
-въезжающие по визе H-1 могут выполнять работу, имеющую как временный характер (например, чтение лекций), так и постоянный (например, работа в исследовательской фирме), а прибывающие по визе Н-2 имеют право выполнять только ту работу, которая является временной по своей сути;
- o визы категории Н-1 могут продлеваться на месте, в то время как визы Н-2 даются на срок до 1 года, после чего иностранный работник должен покинуть США, и для того, чтобы приехать еще раз, он должен вновь проходить всю процедуру оформления, включая сертификацию Министерства труда США.
Перечисленные обстоятельства приводят к тому, что в среднем более двух третей от общего числа временных работников, ежегодно въезжающих в США по визе Н, составляют лица со статусом Н-1.
Приведенный обзор показал, что такие факторы, как изменчивость общественных настроений, предубежденность населения по отношению к иммигрантам, объясняемая неосведомленностью в социальных и экономических вопросах, распространенные нативистские предрассудки, а также столкновение различных интересов постоянно приводят к появлению несовершенных и неэффективных иммиграционных программ. Пока нет никаких оснований предполагать, что такое положение дел изменится в будущем.
Проблема иммиграции в США, как легальной, так и нелегальной, чрезвычайно сложна. Специалисты высказывают мнение, что относительно благополучное состояние американской экономики в настоящее время позволяет привлечь в нее больше иностранных рабочих, не считаясь с мнением тех, кто боится потерять работу из-за иммигрантов или полагает, что иммигранты отнимают у них льготы. И действительно, представители деловых кругов требуют новой «программы брасеро» для пополнения рынка рабочей силы. Мексиканским рабочим предоставляются временные разрешения на работу в США в сфере услуг. Они нужны в гостиничном бизнесе, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания пенитенциарных заведений. Обобщая, можно сказать, что в периоды экономической стабильности политики более радикально решают вопросы, связанные с иммиграцией.
Прежде всего, заметим, что вопросы, связанные с иммиграцией, всегда вызывали в обществе кипение страстей, что особенно характерно для последнего двадцатилетия. Согласно опросу, проведенному институтом Гэллапа в 1993 г., среди американцев преобладает мнение, что большинство иммигрантов проживает в стране нелегально, что они являются выходцами из стран Латинской Америки, чаще всего Мексики и что ущерб, наносимый ими экономике США, превосходит их хозяйственный вклад. Эспеншейд и Бэленджер изучили отношение граждан США к иммигрантам, принадлежащим к различным этническим группам. Оценивая этнические группы по таким признакам, как семейные ценности и трудолюбие, на первое место американцы поставили выходцев из Европы, последними в списке стояли мексиканцы. Бытовало мнение, что мексиканские иммигранты более широко пользуются социальными пособиями и чаще совершают правонарушения.
Кроме того, в американском обществе существует убеждение, что США принимают слишком много переселенцев из Азии и Латинской Америки. Все это красноречиво свидетельствует, что тревогу населения вызывает скорее нелегальная, нежели легальная иммиграция. Подтверждением служит следующий факт — девять из десяти респондентов считают, что Соединенным Штатам следует усилить охрану своих границ. Названные исследователи установили связь между отношением общества к иммиграции и экономической ситуацией в стране. Они отмечают, что отношение к иммигрантам «частично обуславливается состоянием макроэкономики и заметно осложняется с ухудшением перспектив трудоустройства».
Первоначально свобода иммиграции преимущественно означала свободу европейской протестантской христианской иммиграции. Но даже в этих условиях неоднократно слышались требования ограничить въезд отдельных этнических или религиозных групп. Попытки резко ограничить число иммигрантов предпринимались и позднее, уже в ХХ веке. Тем не менее сейчас США принимают мигрантов из всех стран мира, а объемы иммиграции в страну очень велики. Абсолютное число иммигрантов – лиц, родившихся за пределами США – сейчас оценивается в 38 миллионов человек. Только за последнее десятилетие двадцатого века США приняли более 14 млн. иммигрантов, которые обеспечили половину прироста рабочей силы в 1990-е годы. Ожидается, что в текущем десятилетии иммиграционный приток превысит 15 млн. человек. Несмотря на то, что в США намного лучше, чем в России, осознаются положительные аспекты иммиграции, эта страна также сталкивается сегодня с рядом порождаемых ею серьёзных проблем. Иммиграционный поток ведёт к росту социальной напряжённости и рассматривается многими в качестве угрозы как безопасности страны, так и культурной идентичности американского населения.
1. Алешковский И.А. Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии). – Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]Согрин В.В. История США: [Учеб.пос. для вузов по специальности "Регионоведение"]. – СПб.: Питер, 2003. – С. 52.
[2]Ньюленд К. Политика иными средствами: Большое "почему?" иммиграции в Соединенные Штаты // Русский архипелаг. – Режим доступа: #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Braun T. The Heritage We Renounce. 19th Century Images and Stereotypes of Chinese // Chinese-Americans in the United States: Media Portrayal and Historical Basis. – Режимдоступа: #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4]Лоуренс К., Ньюланд К. Цели и методы иммиграционной политики США // Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России / Под редакцией Г. Витковской. – Москва: Гендальф, 2002. – С. 189.
[5]Dinnerstein L. Natives and strangers: A multicultural history of Americans / L. Dinnerstein, R.L. Nichols, D.M. Reimers.– N.-Y.: Oxford University Press, 1996.– P. 103.
[6] Braun T. The Heritage We Renounce. 19th Century Images and Stereotypes of Chinese // Chinese-Americans in the United States: Media Portrayal and Historical Basis. – Режимдоступа: #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Braun T. The Heritage We Renounce. 19th Century Images and Stereotypes of Chinese // Chinese-Americans in the United States: Media Portrayal and Historical Basis. – Режимдоступа: #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8]Ньюленд К. Политика иными средствами: Большое "почему?" иммиграции в Соединенные Штаты // Русский архипелаг. – Режим доступа: #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9]Лоуренс К. Четыре составляющие иммиграционной политики США // Русский архипелаг. – Режим доступа: #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10]Иноземцев В. Иммиграция: новая проблема нового столетия: исторический очерк // Русский Архипелаг. – Режим доступа: #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11]Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. – М., 2003. – С. 82.
[12] Swain C.M. The new white nationalism in America: its challenge to integration. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004. – P. 93.
[13]Danilov D.P. Immigrating to the U.S.A.: who is allowed? what is required? how to do it! – 6th ed. – North Vancouver, B.C.: Self-Counsel Press, 1993. – P. 62.
[14]Алешковский И.А. Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии). – Режим доступа: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15]Бурстин Д. Американцы: Национальный опыт / Пер. с англ. Ю.А. Зараховича, В.С. Нестерова; Послесл. В.П. Шестакова; Коммент. П.В. Балдицына. – М.: Прогресс-Литера, 1993. – С. 103.
[16]Dow M. American gulag: inside U.S. immigration prisons. – Berkeley: University of California Press, 2004. – P. 104.
[17]Maharidge D.The coming white minority: California's eruptions and America's future.– 1st ed. – N.-Y.: Times Books, 1996.– P. 82.
[18]Williamson Ch.The immigration mystique: America's false conscience.– N.-Y: Basic Books, 1996.– P. 93.
Страницы: 1, 2, 3, 4