Рефераты. Грузино-южноосетинский конфликт. Причины и последствия

Версия Южной Осетии тоже далеко не идеальна: официальная политика властей Южной Осетии в отношении грузинского населения соответствует определению геноцида: действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, впрочем, то же в чем и обвиняла Южная Осетия Грузию по отношению к себе.

Точка зрения России об агрессии Грузии против Южной Осетии также противоречитит уставу ООН, так как независимость Южной Осетии на 8 августа 2008 года не была признана ни одни государством мира-членом ООН, в отличие от независимости и территориальной целостности Грузии.

4. Перемирие


Журнал «Русский Newsweek» от 25 августа 2008 года писал: «Разные источники в Москве решающим в пятидневной войне называют понедельник 11 августа, когда российская армия остановилась на подступах к грузинскому городу Гори — на полпути между Цхинвали и Тбилиси. Собеседники Newsweek практически единодушны: в Москве если не планировали, то, как минимум всерьёз рассматривали возможность идти на столицу Грузии. Но по одной из версий, против штурма выступили сами военные — мол, они не готовы к немедленному штурму Тбилиси. По другой версии, пошли „очень жесткие сигналы“ с Запада, и Кремль подал назад. На следующий день президент Медведев на брифинге с французским лидером Николя Саркози объявил, что операция завершена и ее цель достигнута: агрессор наказан!

12 августа, на рабочей встрече в Кремле с министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении».

12 августа во время визита в Москву председателя Евро Союза президента Франции Н. Саркози, в ходе встречи с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, были согласованы шесть принципов мирного урегулирования (План Медведева — Саркози)

1) Не прибегать к использованию силы.

2) Окончательно прекратить все военные действия.

3) Свободный доступ к гуманитарной помощи.

4) Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.

5) Вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий.

6) Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

13 августа Грузия приняла план урегулирования конфликта, но с оговорками. Так, по просьбе грузинского президента был убран пункт о начале обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии. Президент Франции Николя Саркози подтвердил заявление Саакашвили, добавив, что пункт о начале обсуждения будущего статуса двух непризнанных республик убран с согласия президента РФ Дмитрия Медведева. Этот пункт был переформулирован, так как допускал двусмысленную трактовку. После внесения изменений Саакашвили объявил, что подписывается под планом урегулирования и принимает условия прекращения огня в зоне грузино-осетинского конфликта. В новой формулировке шестой пункт звучит так: «Обеспечение международных гарантий безопасности Южной Осетии и Абхазии».

«Мы обязательно сделаем уроки из событий в Южной Осетии. Группировка миротворцев, которая останется здесь на постоянной основе, будет увеличена. Миротворцы будут вооружены не только стрелковым оружием, но и тяжёлой военной техникой, в том числе танками», — сказал представитель Минобороны РФ.

16 августа президент России Дмитрий Медведев поставил подпись под планом по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии Михаил Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.


5. Воинские потери и жертвы войны

·                Воинские потери и жертвы среди мирного населения:

Южная Осетия:

К вечеру 8 августа появились предварительные данные о жертвах: как заявил в интервью информагентству «Интерфакс» президент непризнанной республики Эдуард Кокойты, жертвами нападения грузинских войск на Южную Осетию стали свыше 1400 человек. Утром 9 августа официальный представитель южноосетинского правительства Ирина Гаглоева сообщила о 1600 погибших. Вечером 9 августа посол России в Грузии Вячеслав Коваленко заявил, что погибло не менее 2000 жителей Цхинвали (около 3 % населения Южной Осетии).

Россия:

По предварительной информации заместителя начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковника Анатолия Ноговицына, на 13 августа потери российских военнослужащих насчитывали 74 человека погибшими, 19 пропавшими без вести, 171 — раненными.

Новые данные были обнародованы 3 сентября главным военным прокурором РФ Сергеем Фридинским; согласно им, потери российских военнослужащих составили 71 человека погибшими и 340 — раненными.

По данным Грузии, Россия существенно занизила свои потери. Так 12 августа президент Саакашвили заявил, что ВС Грузии уничтожили 400 российских солдат.

Грузия:

10 августа источник в грузинском правительстве сообщил, что на этот момент с начала конфликта погибло 130 граждан страны, ещё 1165 ранено. В это число входят и военные, и мирные жители, погибшие на территории Грузии в результате российских авианалётов.

19 августа была обнародована следующая официальная статистика потерь:

Министерство обороны — 133 погибших, 70 пропавших без вести, 1199 раненных

Министерство внутренних дел — 13 погибших, 209 раненных

Гражданское население — 69 погибших, 61 раненный

Итого погибло 215, пропало без вести 70 и ранено 1469 граждан страны

·                Беженцы:

15 августа официальный представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) Рон Редмонд сообщил, что беженцами в результате конфликта стали более 118 тыс. человек, в том числе около 30 тысяч югоосетинских беженцев находятся в России, еще порядка 15 тысяч человек (этнические грузины) перебрались из Южной Осетии в Грузию и ещё 73 тыс. человек покинули свои дома в Грузии, включая большинство жителей Гори.

·                Разрушения:

17 августа заместитель министра регионального развития РФ Владимир Бланк заявил, что из более чем 7000 зданий в Цхинвали каждое десятое не подлежит восстановлению, а 20 % получили повреждения различной степени. Эта оценка ущерба гораздо ниже приводившихся ранее. В первые дни конфликта в СМИ появлялась информация, что к 9 августа город Цхинвали был почти полностью разрушен; по словам официального представителя правительства Южной Осетии Ирины Гаглоевoй, в городе было разрушено около 70 % жилых домов. Впоследствии министр МЧС РФ Сергей Шойгу уточнил, что разрушено более 2500 жилых зданий, из них 1100 не подлежат восстановлению.

22 августа вице-спикер парламента Южной Осетии заявил, что вся территория Южной Осетии, за исключением Лениногорского района, который Грузия считала своим, подверглась обстрелу из тяжелых орудий и систем залпового огня. «В самом Цхинвале разрушены заводы «Электровибромашина», «Эмальпровод», механический завод, фабрика бельевого трикотажа. Сегодня вести речь о том, что в республике есть своя промышленность, нет смысла», сказал Т.Кокойти.

13 августа в России, Южной Осетии и Грузии был объявлен траур по погибшим в ходе конфликта.


6. Последствия

·                Экономические последствия:

Война в Южной Осетии имеет хоть и не очень большие, но ощутимые экономические последствия.

Развязав войну, Грузия сама выкопала себе экономическую яму. Международные рейтинговые агентства ощутимо понизили долгосрочные рейтинги этой страны. Так, например агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг Грузии в национальной и иностранной валюте с «ВВ-» до «В+ (негативный)».

По мнению некоторых журналистов, существенному военному риску подвергался нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан. Нефтепровод был закрыт до начала военных действий, а война ещё больше усугубила трудности в работе нефтепровода. Грузия утверждала, что российская авиация намеренно бомбит нефтепровод, однако, по заявлениям компании-оператора нефтепровода (ВР), Россия не осуществляла бомбовых ударов по их объектам, а приостановка в работе нефтепровода с 6 августа вызвана иными техническими причинами. Таким образом, было опровергнуто провокационное заявление Грузии. Нарушение работы нефтепровода, как уже говорилось выше, сыграло бы России на руку, но игра не стоила бы свеч - жертвы среди мирного населения и серьезно подорванная репутация - слишком высокая цена!

Экономическим ударам подверглись и другие участники конфликта: российский рынок акций 8 августа был закрыт в минусе. В связи с началом боевых действий возникло опасение возможности оттока западных инвестиций, из-за чего акции крупнейших российских компаний упали на 3-8%. Война, также, привела к некоторому падению курса рубля по отношению к доллару в бивалютной корзине — доллар достиг пятимесячного максимума. Индекс РТС по итогам торгов 8 августа снизился на 6,51 % и закрылся на уровне 1722,71. После того, как 12 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев объявил о завершении операции по принуждению Грузии к миру, индекс РТС вырос до 1800 пунктов. Официальные лица Грузии признают, что экономический урон для Грузии в результате войны в Южной Осетии достиг нескольких сотен миллионов долларов США и что прогнозировавшийся на уровне более 10 % рост ВВП Грузии теперь упадёт, по крайней мере в краткосрочной перспективе, до 3 %.

По мнению «Независимой газеты» от 20 августа, приблизительная оценка только боевых действий в «пятидневной войне» для бюджета России составляет 12,5 млрд. рублей. Кроме того, 18 августа вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что на восстановление объектов в Цхинвали и других элементов инфраструктуры Южной Осетии в 2009 году Россия планирует выделить 10 млрд. рублей.

4 сентября 2008 года с официальным визитом в Тбилиси прибыл Вице-президент США, Дик Чейни и объявил о выделении Вашингтоном 1 млрд. долларов на восстановление грузинской экономики.

·                Геополитические последствия войны:

Политический резонанс тоже не заставил себя долго ждать.

Россия крайне разочаровалась результатами партнерства с западными странами, которые практически единодушно встали на сторону агрессора, убивавшего сотни наших граждан. Например, министр иностранных дел Финляндии Александр Струбб, выразив мнение по сложившейся вокруг Грузии и Южной Осетии ситуации, заявил, что Россия перестала быть посредником в урегулировании конфликта, а стала вместо этого его участником. Вся эта ситуация означает одно, Запад уже не может рассчитывать на автоматизм партнерства, его просто не будет, если к России и её жизненно важным интересам будет проявляться такое же неуважение, как до сих пор. Встречаясь со столь очевидными проблемами на западном направлении, которому во все постсоветские годы уделялось основное внимание, Россия в соответствии с классической политической теорией начинает увеличивать свою стратегическую глубину по всем остальным направлениям. Мы вновь вынужденно становимся глобальным игроком, который ускоренно проводит ревизию всех своих геополитических заделов, реанимирует старые и укрепляет новые партнерские связи, на которые обращалось мало внимания в предыдущие годы – по причине нашей слабости или из-за опасений выпасть из западных рамок политкорректности.

Если говорить о Грузии, то по мнению России, её шансы о вступлении в НАТО значительно поубавились.

Что касается Южной Осетии, то 26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.


Вывод


Короткая, пятидневная, война в Южной Осетии имеет большие последствия. Прежде всего, это людские жертвы, в результате конфликта погибло около 2000 жителей Южной Осетии, 80 военнослужащих РФ, и 215 солдат из Грузии, итого: примерно, 2300 людских жизней, и это не говоря о раненых и пропавших без вести. Так же для каждой и сторон имели место экономические и политические последствия войны, о которых говорилось выше. Особенно неожиданными и интересными оказались для России мнения зарубежных партнёров о войне, которые, почти единодушно, встали на сторону агрессора – Грузии. Всё это может говорить о том, что Россия вернулась в большую игру, от которой её отстранили после распада СССР - событие важное и требующее очень собранной и изобретательной политики.

Грузино – Осетинский конфликт – ещё одна кровоточащая рана на общемировом теле, которая напомнила нам все ужасы и последствия войны, показала, что даже сейчас в мирное время конфликты могут решаться и такими, бесчеловечными способами. А когда эта рана затянется, остаётся на данный момент большой загадкой.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.