Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике. Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.
Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти). Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:
работающие на привлечения иностранных инвестиций. К ней относятся следующие меры: налоговые и таможенные льготы; гарантии против национализации иностранной собственности; возможность репатриации прибыли; предоставление концессий.
работающие на ограничение иностранных инвестиций: ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний; определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий; применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов; установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.
В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы.
С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций.
Можно выделить три вида данных инструментов:
- Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса «пионера»).
- Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями.
- Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).
Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, размещения капитала на банковских депозитах и различных счетах.
В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций, это меры информационной и технической поддержки инвесторов в содействие в поиске зарубежного партнера, организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, реализации инвестиционных проектов, финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.
Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о «бегстве» или «утечке» капитала за границу.
Основная причина «бегства капитала» - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.
Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала. Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте.
Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.
Особое место в системе государственного регулирования внешне-экономической деятельности занимает валютное регулирование.
Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования.
Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством.
Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д.
В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.
2.2 Межгосударственное регулирование
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с движением иностранных инвестиций капитала. Существуют двусторонние и многосторонние международные соглашения.
Документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (1994 г.) «Добровольный кодекс» прямых инвестиций. В этом документе заключены следующие принципы;
- инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;
- в отношении стран – доноров не должна проводиться политика дискриминации;
- следует предоставлять национальный инвестиционный режим для иностранных инвесторов в принимающей стране;
- необходимо правовое обеспечение разрешения споров путём консультаций и переговоров сторонами либо через арбитраж;
- требования, регулирующие инвестиции, ограничивающие рост торговли и капиталовложений, следует минимизировать;
- должны быть устранены барьеры при вывозе капитала;
- в принимающей стране следует создать условия для обеспечения регистрации и конвертируемости иностранных инвестиций.
Важной формой международных экономических отношений также стала деятельность международных финансово-кредитных институтов. Это, прежде всего, относится к МВФ, МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональным учреждениям такого типа. Основные направления деятельности этих институтов сводятся к предоставлению валютно-финансовой помощи различным странам в виде кредитов на стабилизацию экономики, выравнивание платежных балансов, реализацию крупных целевых проектов, регулирование денежно-кредитных и валютных систем.
Большая часть денежных ресурсов, реализуемых данными институтами, идет на оказание помощи развивающимся странам и в меньшей степени - развитым странам (малым, а с начала 90-х гг. - странам Восточной и Центральной Европы, СНГ, с так называемой переходной экономикой).
В 80-90-х гг. прошлого века роль таких институтов резко возросла в системе международных экономических отношений с точки зрения предоставления займов на развитие национальных экономик. В связи с растущей задолженностью по кредитам и займам МВФ и МБРР осуществляют также мероприятия по реструктуризации долгов ряда стран. Таким образом, международные кредитно-финансовые институты принимают активное участие в формировании валютно-финансовой сферы современных международно-экономических отношений.
Россия с 1992 г. является участником многостороннего соглашения о гарантировании инвестиций (Сеульская конвенция), международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров (Вашингтонская конвенция). В 1993 г. РФ и другие страны СНГ подписали многосторонний договор о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности.
Список используемой литературы
1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Экономистъ, 2005. - 264 с.
2. Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И.П.Фаминского. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 512 с.
3. Грошева, Т.А. Мировая экономика: учебное пособие / Т.А.Грошева, Ж.А. Ермушко, О.Ю.Корнева. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 155 с.
4. Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х частях / А.П.Киреев. - М.: Международные отношения, 2002. – 416 с.; - 481 с.
5. Пузакова, Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.П. Пузакова. - Р/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
6. Любецкий, В.В. Мировая экономика: Учебно-методические материалы / В.В.Любецкий. - М.: МИЭМП, 2005. - 80 с.
[1] Любецкий В.В. Мировая экономика: Учебно-методические материалы / В.В.Любецкий. - М.: МИЭМП, 2005. - С.48-51.
[2] Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И.П.Фаминского. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 512 с.
Страницы: 1, 2