Рефераты. Глобальный уровень энергетической дипломатии

Россия объективно заинтересована в предсказуемой глобальной энергетической политике для рационального вложения своих ресурсов, для грамотного позиционирования своих энергетических компаний. Она не может позволить себе чрезмерных расходных мероприятий на мировой арене, которые шли бы в ущерб модернизации экономики и благосостоянию граждан или даже выглядели бы таковыми в ущерб социально-политической стабильности. Этот подход должен сбалансировать вклад России в энергетическую безопасность мира и возможности ее возрождения как научно-технической державы. Он является точкой равновесия и оберегает страну как от пренебрежения проблемами мира, так и от чрезмерного напряжения сил страны после многолетнего кризиса и чрезмерных издержек трансформации.


3. Роль глобального энергетического диалога


Энергетические проблемы сегодня один из актуальнейших вопросов международной политики и одна из тем саммита «Большой восьмерки» 2006 года в России. При всей сложности международных переговоров в данной сфере, вызванной объективным несовпадением интересов потребителей и поставщиков энергоносителей, необходимость ведения постоянного диалога очевидна всем сторонам. Экологический вызов, прежде всего в виде исчерпания природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды и изменения климата предопределит результат переговоров, пусть даже в настоящий момент общая картина будущего глобальной энергетики с трудом просматривается за узкогрупповыми и национальными политическими интересами.

Даже не рассматривая здесь подробно проблему глобального изменения климата, ясно, что есть множество других факторов, которые переводят проблему энергетической безопасности в плоскость необходимости смены «сырьевой парадигмы» – постепенного отхода от потребления невозобновляемых ископаемых видов энергоресурсов. Не так далек момент, когда энергетические затраты на добычу, транспортировку и потребление ископаемого топлива превысят энергетический же эффект от использования энергоносителей. Не могут бесконечно продолжать свой рост и цены на ископаемое топливо. Налицо масса объективных факторов, связанных с освоением новых месторождений: удаленность, климатические условия, трудности добычи и др. Кроме того, возрастают масштабы отрицательных экологических последствий, связанные с освоением новых месторождений природных ресурсов.

На фоне неизбежного увеличения затрат на добычу и транспортировку ископаемого топлива в мире Россия может оказаться одной из первых из стран, где рентабельность добычи и использования ископаемых энергоносителей станет критически низкой. Поэтому Россия нуждается сегодня в разработке собственной политики энергобезопасности, которая может идти в одном направлении с политикой других стран «Большой восьмерки».

Глобальная энергетическая политика, имеющая в своей основе только декларации и договоренности добровольного порядка, вряд ли сможет стать реальным фактором снижения энергопотребления на уровне предприятий и государств. Рано или поздно потребуется выработка экономических механизмов, стимулирующих снижение энергопотребления. При этом движущие мотивы стран – производителей и потребителей энергоресурсов различны. Для стран-экспортеров затраты на энергоэффективность могут быть менее рентабельны, так как низкие внутренние тарифы на энергоносители определяются во многом социальными и экономическими интересами. В такой ситуации возможно использовать международные механизмы выравнивания затрат и выгод. Достаточно очевидны первоочередные практические действия в развитии глобальной энергетической политики: это работа по внедрению более эффективных методов использования ископаемого топлива и международная инвентаризация возможностей развития альтернативных источников энергии. Для придания политического веса целесообразно решить вопрос о создании при Организации Объединенных Наций Международного агентства по возобновляемой энергетике.

Международное сотрудничество обеспечивается сложным, многоуровневым механизмом межгосударственного, научного, делового, информационного взаимодействия. Одним из достаточно новых и эффективных его компонентов являются международные партнерства и инициативы. Организуемые на самом разном уровне – от частного, коммерческого или научного до межгосударственного, партнерства и инициативы исполняют роль органа для работы с информацией, организации переговорного процесса, обеспечения взаимодействия экспертов и лиц, принимающих решения. Они призваны поддерживать политический диалог в целях достижения общего решения.

В энергетической области существует широкое поле для организации совместной работы в форме партнерств, инициатив и сетевых организаций. Наиболее эффективными областями приложения их усилий являются:

– Информирование участников энергетического рынка путем распространения объективной и достоверной информации о состоянии, прогнозах и перспективах глобального рынка энергоносителей. Это позволит вырабатывать более правильную политику всем участникам рынка, снизит риск непредсказуемых колебаний, вызванных субъективными факторами.

– Раскрытие информации на взаимной (паритетной) основе, борьба с закрытостью информации, порождающей спекуляцию, коррупцию и другие неблаговидные явления.

– Пропаганда и внедрение экологически чистой энергетики путем создания сетей экспертов, банков данных, обучения специалистов, обмена опытом и лучшими примерами, демонстрация возможностей рентабельного использования возобновляемых источников энергии, способствование повышению энергоэффективности.

– Подготовка переворота в сознании, в понимании истинной цены энергоресурсов, включающей экологическую составляющую, с учетом интересов живущего и последующих поколений. Создание моды, спроса на использование энергии из возобновляемых и экологически чистых источников энергии.

В рамках подготовки к московской встрече руководителей стран «Большой восьмерки» эксперты РРЭЦ изложили позицию Центра в двух докладах: по вопросам использования рыночных методов стимулирования энергоэффективных технологий и устранения излишних ограничений, препятствующих развитию экологически ориентированного бизнеса. Доклады были сделаны на встрече руководителей органов государственного регулирования экологической и технологической безопасности энергетики стран «Группы восьми», организованной Ростехнадзором 23–24 марта в Москве.


4.                Энергетическая Хартия и сотрудничество на Евроазиатском пространстве


17 декабря 1994 года в Лиссабоне были открыты к подписанию Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и связанные с ним документы: Заключительный Акт Конференции по Европейской Энергетической Хартии (КЕЭХ) и Протокол по вопросам энергетической эффективности и смежным экологическим аспектам (слово «Европейская» в Договоре было намеренно исключено). ДЭХ и связанные с ним документы подписали более 51 страна и ЕС. Среди них – практически все государства Европы, включая страны СНГ и Балтии, а также Австралия, Турция, Япония и Монголия.

Идея Европейской Энергетической Хартии (ЕЭХ) была выдвинута бывшим премьер-министром Голландии Р. Любберсом на заседании Европейского Совета в Дублине 25 июня 1990 года. Она была поддержана ЕС, а затем всеми участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), как предложение, логически вытекающее из изменившейся политической ситуации в Европе и направленное на укрепление безопасности и стабильности в ключевой сфере экономики – энергетике. 17 декабря 1991 года ЕЭХ была подписана в Гааге большинством европейских государств: ЕС, Австралией, Канадой, Турцией, США и Японией. ЕЭХ является политическим документом. Для преобразования намерений и деклараций ЕЭХ в юридические обязательства было признано необходимым выработать ДЭХ.

ДЭХ и связанные с ним документы представляют собой продукт взаимных компромиссов и уступок, отражающих стремление участников переговоров найти баланс своих интересов. ДЭХ, являющийся многосторонним договором, базируется на пяти ключевых элементах: поощрение капиталовложений в энергетику, государственный суверенитет над природными ресурсами, свобода доступа к энергетическим рынкам, свобода транзита энергоресурсов, свобода движения капиталов, связанных с инвестированием в энергетику.

ДЭХ подлежит ратификации законодательными органами стран-участниц. Он вступил в силу 16 апреля 1998 г., на девяностый день после сдачи Депозитарию тридцатой ратификационной грамоты. До настоящего времени Договор не ратифицирован Россией, Белоруссией и Норвегией.

Российская Федерация применяет его на временной основе в соответствии с частью II Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и раздела II Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995 г. При этом по п. 2 ст. 25 Венской конвенции установлено, что временное применение договора в отношении государства прекращается, если это государство уведомит другие государства о своем намерении не стать его участником. Согласно ст. 31 Закона международный договор подлежит выполнению с момента его вступления в силу для Российской Федерации. В случае ратификации ДЭХ войдет в национальную правовую систему в качестве международных обязательств России.

В 1998 г. Договор и связанные с ним документы после тщательной подготовительной работы были переданы на ратификацию в Федеральное Собрание Российской Федерации. Однако после длительных и острых обсуждений этого документа в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации его ратификация неоднократно откладывалась.

Российские представители, принимая участие на всех этапах подготовки ДЭХ, ведут дальнейшую работу в рамках Конференции по Энергохартии. Продолжаются переговоры по ряду направлений, среди которых следует выделить вопросы транзита. На двусторонней основе делегациями России и Евроюза обсуждаются нерешенные вопросы в проекте Протокола к Энергетической хартии по транзиту, основными задачами которого является создание международно-правовых рамок для обеспечения свободы транзита энергетических ресурсов по территории стран-участниц. Помимо Протокола разрабатываются также типовые соглашения между правительствами стран-экспортеров и транзитных стран, между правительствами транзитных государств и инвесторами в транзитные проекты, а также между компаниями по вопросам транзита нефти и газа.

Регулярно проводятся заседания рабочей группы по инвестициям, которая до 1999 года занималась подготовкой Дополнительного (Инвестиционного) Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Впоследствии эта работа была приостановлена, а основное внимание уделяется анализу и оценке инвестиционного климата в отраслях ТЭК стран-участниц Договора к Энергетической хартии и его соответствию инвестиционным положениям ДЭХ. В этой связи страны представляют для обсуждения доклады, которые подробно обсуждаются в ходе заседаний. Российский доклад был представлен на заседании группы 3–4 ноября 2003 г.

В рамках Конференции по Энергетической хартии также проводятся заседания рабочей группы по торговле, в ходе которых обсуждаются вопросы, связанные с международной торговлей энергетическими товарами и их соответствие торговым положениям Договора к Энергетической хартии, Торговой поправке к ДЭХ и правилам ВТО.

На заседаниях рабочей группы по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам обсуждается политика стран-участниц Договора в этой области, а также выполнение ими положений Протокола к Энергетической хартии по энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам.

Участие России в создании международной договорно-правовой базы масштабного многостороннего сотрудничества в энергетической сфере содействует интеграции России в мировую экономику и международную систему коллективной энергетической безопасности. Одновременно ДЭХ содействует укреплению общеевропейской стабильности и энергобезопасности.




Заключение


В современных условиях представляется, что целесообразность в создании специализированной энергетической организации, которая объединила бы всех субъектов энергетического сотрудничества, очевидна. Международный аспект энергетической безопасности касается подхода к энергетическим ресурсам не только как к предмету торговли и средству получения прибыли отдельными государствами или группой государств, но и как к одной из основ устойчивого экономического и гуманитарного развития международного сообщества в целом.

Сотрудничество государств в рамках региональных организаций в основном направлено на регулирование поставок энергетических ресурсов в том или ином регионе, обзор и анализ тенденций, которые происходят в энергетической сфере на разных направлениях, но, к сожалению, не на обеспечение энергетической безопасности. Хотя вопросы обеспечения энергетического сотрудничества периодически и поднимаются в рамках региональных организаций, они до сих пор не получили должного урегулирования. В свою очередь региональное сотрудничество может создать предпосылки для заключения многосторонних соглашений в энергетической области. Региональная интеграция государств может способствовать более широкому сотрудничеству государств в сфере обеспечения энергетической безопасности. Особенности международно-правового регулирования сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности определяется спецификой энергетической отрасли. Особую актуальность приобретает проблема совершенствования международно-правового регулирования энергетических отношений как на универсальном, так и региональном уровне. Говоря о перспективах регионального сотрудничества государств в сфере обеспечения энергетической безопасности, необходимо учитывать интересы государств, непосредственно расположенных в регионе, и политику, не входящих, но заинтересованных в данном регионе стран.




Список использованной литературы


1. Ковалев А.А., Шилова Н.Л. Международно-правовые аспекты обеспечения энергетической безопасности // Московский журнал международного права. 2008. №3.

2. Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла. Проблемы современной энергетики // Мировая энергетическая политика. 2003. №5.

3. Данилов-Данильян В. Сами пригласили. Почему ураганы наведываются к нам все чаще? // Мировая энергетика. 2005. №11 (23).

4. Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии за 2006 год. <http://www.encharter.org>.

5. По официальным данным Секретариата Энергетической Хартии. <http://www.encharter.org>.

6. http://www.newsru.com/world/08jul2008/medvedev_sam.html#2.

7. <http://www.encharter.org/index.php? id=28&L=l>


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.